9. Мой биологический отец

  Я родилась в Сибири, в Нарымской тайге.  Пычавола! Дорогие земляки, пычавола! (здравствуйте) так ласково и тепло встречает моё милое село- Каргасок.                Мой биологический отец Писаров Василий Маркович - остяк ( селькуп), северных  народов разновидность. Знание истории родного народа, родного края, родного языка,- необходимый элемент человеческой культуры. Без прошлого человек не может в полной мере ни осознать, ни заглянуть в будущее. В 1963году под впечатлением встречи с Василием Марковичем написала: «Давайте бросим взгляд на сотни лет назад, за Урал тогда шагнули отряды славных казаков, но спины, ни пред кем не гнули, хоть край сибирский и суров. Тех наших предков отмечали,- отвага, смелость и удача, преодолели все преграды и не могли они иначе. Казак сеял, пахал, и хлеб растил. Все это позволяла наша прекрасная природа и плодородная земля- матушка. На их пути росли остроги, опора и защита для народа. В Нарыме более суровый климат, но и там жили люди, они привыкли к морозу, в то далекое время корчевали под посевы тайгу, пахали, сеяли, косили. Разводили домашних животных.    Я сибирский казак, по прозванью,- остяк, дальний предок,- Нарымский остяк, был охотник хороший, не боялся пороши, белке в глаз много раз попадал, вот такой был мой предок удал! В тайге кедровую шишку бил, в Оби рыбу ловил, в обласке шел водой наш остяк удалой. Вспомним, люди, его, их почти никого в той Нарымской тайге не осталось». Предки были потомками казаков, когда- то оставшихся в Нарыме, женившись на остячках, продолжали свой род. С приливом свежей русской крови у остячек стало рождаться здоровое, выносливое потомство ..Василий Маркович сказал, что не бросал меня, не давал согласия моим родителям удочерить меня, не разрешал сменить фамилию и отчество( ношу я его фамилию и отчество), несколько раз тайно увозил меня (воровал).Один случай я даже помню, было мне  лет 13, но я не согласилась уехать с ним, не позарилась на его дорогие подарки, сбежала. Последняя встреча была в 1963г, когда я была уже взрослым человеком. Мама никогда не подавала на алименты, но он добровольно платил все 18 лет.
   Абориген,- звучит гордо! Это северная нация - разновидность хантов, эвенков.
У них твердая рука и меткий глаз. В тайге - урмане остяки добывали пушнину- соболя, лису, белку. За проданную пушнину,- мягкое золото Советский Союз покупал оружие для фронта. В годы войны они были лучшими снайперами, разведчиками. Так как выслеживая медведя, волка, они могли скрытно подойти к зверю, а фашисты - это те же звери, напавшие на чужую страну, на народ им чуждый.            На войне Писаров Василий Маркович не был, у него была бронь, другая задача,- охотиться, добывать ценный мех. На эти деньги СССР покупал оружие для фронта.  Мясо, рыбу отправляли на фронт, и кормили население.
Я горжусь своим  Народом, хоть и малочисленным, исчезающим, но Народом! Остяки в основном,- природные рыбаки и охотники. С незапамятных времен живут охотой и рыбалкой. Остяк идет по дремучей тайге - урману на лыжах,- лес поет, едет в обласке по воде - реку, озера прославляет и от охвативших его чувств, красоты природы, что видит, о том и поет и получается у него длинная песня, длиною в путь- ПОЭЗИЯ В ПРОЗЕ. Остяки,- природные рассказчики.                Хоть пером строки пишу, но ямбом и хореем я вовсе не владею, пишу я сердцем и душой, иначе не умею, пишу то, что Бог, природа - матушка на душу положит. Рифму не маю, пишу то, что сама точно знаю. Я не поэт, но строки, даже в лютую стужу, рвутся, лезут наружу, политику - тему острую обхожу, не знаю как, но слова нужные нахожу. Я не сочиняю и тему не ищу, а беру бумагу и пишу, пишу. Верьте иль не верьте, я не убеждаю, но своего читателя к добру, к миру призываю. В душе у каждого человека должны жить мир, доброта, сострадание. Это основная моя цель. Пишу правдиво, с возрастом привычек не меняю.  Привычка  «горланить»- говорить и петь громко от предков - остяков. Никому никогда не рассказывала, думала, не поймут, обсудят, но пишу действительно в экстазе- слиянии души и прекрасной природы, Земли- Матушки. Звезды с небес не хватаю и оголтело не кричу, противоречья избегаю, не хулю и не ругаю, углы все острые обхожу, а иногда и помолчу. Меня пытаются учить, правильно писать, но это все равно, что левшу переучивать писать правой рукой, да и лет мне 75, думаю, что поздно переучиваться. Заповеди Божьи соблюдаю: «Не суди, и сам не судим будешь, не завидуй», так как злоба и зависть съедает изнутри, как ржавчина съедает железо. Знакома со многими талантливыми людьми своей национальности. Да, остяки - малые, исчезающие народности севера, они были в основном природными рыбаками, охотниками. Так вот почему в детстве я метко стреляла стрелой из лука, камнем из праща- рогатки, гоняли верхом на конях, с шести лет возила копны сена, помогая на покосе родителям, сражались на саблях- прутьях, бегала по мулю ( по бревнам, которые свободно плыли по глубокой реке). Не все мальчишки на это отваживались. Закаляли характер, в то время это был единственный экстрим. Умела плавать, ездить на обласке ловко гребя веслом,(в то время все дети, чтобы выжить, умели плавать, так как жили мы в поселке, который затопляло водой с весны и до осени). С шести лет меня мама брала с собой помогать ей на рыбалке. Я умело, как настоящий остяк, гребла веслом. Стоял поселок между двух рек.                …На фестивале Евдокимова в Верх- Обском познакомилась с прекрасными мастерами, остяцкого прикладного искусства,(приезжали из Якутии) они подарили мне малый бубен и барабанную палочку, обшитую мехом. Обучали меня и сказали, что я смогу быстро научиться играть на бубне, что есть у меня остяцкое чувство ритма. Подарили книгу финского этнографа, ученого Ууно Таави Сирелиуса «Путешествие к хантам» в 1898 г. Второе путешествие ученый совершил в -1900г. Он побывал с экспедицией у Нарымских остяков на Васюгане, и на северных притоках Оби. В конце книги дается словарь остяцко - финский (в русском переводе).               Экспедиция была совершена с целью выяснения происхождения остяков, их родства с венграми и происхождение венгерского рыболовства. Путешествие совершил совместно с магистром из Финляндии биологом Штенбергом.        Из Томска по Оби ехали на пароходике до Нарыма. У местного купца закупили снаряжение, продукты, наняли лодку с гребцами, продвигались ходко, вышли к верховьям Васюгана, делая частые остановки в остяцких юртах. Побывали у рыбаков, которые рыбачили калданом- загонным неводом, этот невод в виде кошеля со сторожевой веревкой, по которой рыбак в лодке чувствует, заплыла ли рыба в кошель. Сирелиус описывает и запорное рыболовство, где переводит слово сеть как «трамп»,  « важан»-неводной мешок(остяцкое слово финно-угорского происхождения).  «Лимас»-крыло невода, «саип»- плавежная сеть, «сор»-временно затопляемый луг. Каргасок- медвежий мыс. Почти все названия сибирских сел носят остяцкие наименования. Много слов русские заимствовали у остяков. Они остались в обиходе до наших дней, но произношение совсем не похоже на русские слова, «лабаз» -домик на высоких бревнах, чтобы волки, лисы и кабаны не разорили склад припасов. «Бахилы»  самодельные сапоги, «махнашки» - теплые рукавицы из меха. Сирелиус отметил, что многие остяцкие слова родственные венгерским.      Здравствуй- «ПЫЧАВОЛА» так просто и тепло встречает нас остяцкое село. В Нарыме живут родственники моего отца биологического, но я их не знала, так как воспитывалась в русской семье, хочу познакомиться. Языка остяцкого не знаю, но повадки многие у меня остяцкие, не знаю, попала бы я белке в глаз, как мой предок, а работая в милиции, стреляла прекрасно из пистолета. Участвовала в краевых соревнованиях по биатлону. Топор, молоток до сих пор из рук не выпадут,- умею сделать черенки к лопатам, вилам. Смастерить калитку, загородить забор, да и многое другое. Помогала мужу строить дома (за свою жизнь построили своими руками три дома)
    Подруга детства Надежда. написала о своей однокласснице: «И для людей ты не жалей огня души своей!» Звенит, льется звонкий голосок маленькой девочки, ученицы Канаскинской школы. Тогда девочка была уверена, что петь громко, даже чрезмерно громко,- это хорошо. Шурочка Иванова давно на пенсии, она бабушка, прабабушка, но жизнь прожила действительно не жалея огня души своей. Ее воспитывали родители,- Иванов Михаил Тихонович и Таисия Алексеевна. Большую роль в воспитании имела бабушка Гришаева Аксинья Михайловна- травница, народный целитель. С детства заложила в душу православие, честность, трудолюбие. Бабушка Аксинья любила повторять, «Ребенка надо воспитывать пока он лежит поперек лавки т.е. маленький. В детские годы закладывается характер, а в зрелые он мужает».
    Казарцева Л.В., член союза писателей России, в альманахе «Бийск литературный» №7 написала: « Мы взяли на себя смелость- познакомить читателя с проявлением сугубо индивидуальной, прошедшей сквозь глубину веков, изначально сакральной манерой общения. Автор этих благодарений,- Александра Рыськова- Попова, наследница двух народов: русских и остяков в роду которых были народные целители и даже шаманы (по линии её биологического отца). По сути ее речитативные строки,- это остяцкие песни, камлания». посвятила следующие строки:«Остячка ты и поэтесса, родной земле верна всегда- слова в узор, как бусы нижешь. поешь о том, что сердцем слышишь и знаешь как грустит вода. Когда ритмично и протяжно ты начинаешь свой запев, в твоей восторженной душе остяцкий оживает ген. И голос твой дрожит отважно на вдохновенном вираже. Проснется память вековая, разгорячится в венах кровь, взлетит беду опережая, мечта, несущая любовь и напряженный стихнет голос, и зародится счастье вновь.»
   Дорогие мои земляки, сибиряки, Нарымчане, я вновь обращаюсь к вам, давайте вместе напишем о наших предках, родителях, о своем поколении, о Каргасакском ЛПК, о Канаскинском и Новоюгинском шпалозаводах, о замечательных людях- наших родителях, современниках, о себе. Поколение родителей ушло, да и наше уже на закате, надо спешить, а то можно и не успеть. Если не найдем спонсоров, то давайте в складчину. Можно в соавторстве с другими, объединить несколько авторов,- составить сборник, альманах. Мы должны рассказывать, чтобы помнили и не допустили репрессий против своего народа вновь. Помните, люди, помните!!
   Один священнослужитель сказал, что талант писать дан свыше.
   Ситников Л. Т.  когда- то  мне сказал, что если Бог дал талант писать, то пиши, но написанное не держи на полке,- издавай, нет денег издать, ищи спонсоров. Публикуй свои стихи и рассказы в газетах, журналах, выступай перед читателями в библиотеках, ДК, школах, участвуй в литературных конкурсах. Я выполняю заветы своего учителя- наставника, коллеги по перу. Пишу не только о предках, но и о современниках, о людях труда. Хочу прославить свой род, свой народ и о себе добрый след оставить для потомков.                Спасибо Вам, дорогой Леонид Трифонович, Вы написали обо мне, моих братьях, о моих одноклассниках, о людях труда,- наших современниках. в своих книгах «Земляки»1- 6, и в других изданиях, в «Томском пенсионере», в газете «Северная правда». Организовали в библиотеке Каргаска презентацию моей книги. Вы не только напутствовали, но и вдохновляли.  Спасибо.                …А книгу я все- таки издала «Судьбы людские» без спонсоров, на свою пенсию, а она так мала и из-за нехватки денег издала только десять штук, а желающих прочесть много. Выслала в Новоюгино и там местный энтузиаст Буряк Нина Алексеевна прочла сама (ей 80 лет, она пенсионер, но работала библиотекарем) и сейчас выдает под запись желающим, а желающих прочесть много. Звонила ей, Н.А. сказала, что очередь образовалась большая, будут читать долго, напишут общий отзыв о книге. Планирую провести презентацию книги в библиотеках Новоюгино и Каргаске Томской области летом, дал бы Бог здоровья выполнить все намеченные планы.                19 декабря 2018года ушел из жизни мой учитель, наставник, соратник по перу- Ситников Леонид Трифонович. Прожил он долгую, насыщенную творческую жизнь. Для Каргасокского района, для людей севера, для увековечивания памяти о людях труда- своих современниках, сделал очень многое, при жизни заслужил признание земляков. Посвящаю памяти Л.Т. Ситникова. Ситников,- писатель, для земляков большой старатель. Земляков славил, людей труда прославил. Писать у Ситникова есть призвание, получил от земляков при жизни признание. Книги его,- след судьбы, человеческой борьбы. Слова, как бусы на нить нанизывает, пишет то, что душу волнует его. Пишет много и благородно. Читаю и всех земляков узнаю, с ними заново жизнь проживаю. Вижу всех еще живыми, молодыми, счастливыми.
   Скорблю и плачу, но не могу иначе. Скорблю по поводу ухода из жизни моего учителя, вдохновителя, наставника, соратника по перу,- Ситникова Леонида Трифоновича. Царства ему небесного, вечной памяти потомков.
 
   К своей книге «Судьбы людские» написала эпиграф : «Я верю, что моя Отчизна проснется, вздрогнет ото сна. Россия, матушка Россия, в сердцах у всех она одна. Дорогая, любимая, православная Русь, на тебя надеюсь, за тебя молюсь.
Никогда я тебя не предам. Никому я тебя не продам. Память о родителях берегу, в страны жаркие не сбегу. В этом свято клянусь, дорогая, любимая святая Русь.
Живу на Алтае и этим горжусь. Всем по совести жить, любить, беречь землю вещую.
Земля Богом данная, мы должны быть ей благодарными.
   Я верю, что войны на территории России не будет, но для этого Россия должна быть бдительной, сильной, единой!               
А теперь бы дописала: «На ветру деревья клонятся, с нами молятся: «Прости за всё, родная сторона, и предки дорогие нас простите!»                ……….Алтай.      А. Иванова, Писарова, Рыськова- Попова.


Рецензии