44. Презентация

  В ноябре 2019 года состоялась презентация книги Александры Рыськовой-Поповой
«Судьбы людские». Прослушав выступление автора о содержании книги и некоторых рассказов. Присутствующие вспоминали о жизни своих предков, прошедших через такие же ужасы репрессий. Выразили слова благодарности автору за издание такой нужной книги, чтобы наши потомки помнили об этом и не допустили подобного геноцида с народом.
   Рассказывала автор ярко, перемежая повествование стихами собственного сочинения.
Она дочь ссыльных, поэтому ее слушали с большим вниманием и интересом. Удивлялись, как ей на примере нескольких семей удалось передать весь ужас и трагизм людей, высланных в Нарым.  На встрече своими воспоминаниями поделились ветераны труда Шкуратова ИринаМ.  Синичкина М.А., Зиновьева Степанида А.         Присутствующие вынесли оценку «Отлично».
Книга «Судьбы людские» второе дополненное издание, написана в 2016г., издана в 2019г                На первой обложке книги,- рисунок ученицы начальных классов Канаскинской школы девятилетней Шурочки Ивановой, на дворе был лютый мороз 1953года, лето тоже пришло холодное. Из названия ясно сразу, что речь пойдет о судьбах многих людей, которые мне дороги, я заново проживаю их жизнь, все пропуская через душу свою. Это наши предки. Семьи в то время были многодетными. Дети создавали свои семьи, но не отделялись, а жили одной большой семьей, хозяйство не делили между собой, не дробили, и поэтому их большое хозяйство кидалось в глаза, вызывая зависть, злобу. Многие башковитые хозяева, старались облегчить свой каждодневный тяжелый труд, мастерили,- изобретали молотилки- дробилки, мельницы,- мололи зерно в муку для выпечки хлеба. Для выделки шкур делали мялки. Но приводить в движения эти «изобретения» было нечем, использовали силу быков и коней, животных водили по кругу и приводили в движение эту «технику». У кого не было тягловой силы, впрягались сами, рвали жилы, подрывая свое здоровье. Кто- то из соседей из зависти донес куда следует, там не разбираясь, раскулачили, разорвали семью, (сестру Нину, оставили на Алтае, так как она срочно вышла замуж за Шаромова, их не трогали).
   Рассказы о событиях и людях, невыдуманные истории о раскулаченных крестьянах сосланных с Алтая, с обжитых мест в Нарым, в дикую, необъятную глухомань, на верную погибель. Великая река Обь, ее притоки,- Томь, болотный Васюган, Панигатка, Чижапка, Когодка, Старица и другие реки- реки печали. Услышав на реке шум идущего водного транспорта- катера или тихоходного колесного пароходика, тянувших баржи со ссыльными, на берег выбегали люди, одетые в лохмотья и звериные шкуры, и кричали в след: «Кто вы, откуда, куда-а- а ?» А в ответ тишина, только ветер нес по реке этот вопль человеческий и оставался немым, без ответа.   Да, сибирские таежные реки постоянно стонали от надсадного тоскливого, крика людского. И от берега к берегу звучал и перекатывался крик- стон ссыльных оторванных с обжитых родимых мест людей: «Ой, е,- ёй!» и реки долго еще несли этот скорбный крик, вековые деревья подхватывали этот крик, несли по тайге, пугая диких зверей.
   Открывает книгу семейная родословная,- генеалогическое древо огромной семьи Ивановых, Ягуновых, Гришаевых, Родиковых, Алтурмесовых, Шаромовых, Задонских, Яблонских, Беловых, Скирневских, Набойщиковых,  Андрейчук, Котляровых, Черниковых, Поповых, Рыськовых, Оськиных, живущих на Алтае, в Томской области (Нарыме), по всей России. Фотографии из семейного альбома. В этих рассказах нет чужой судьбы- все они мои родственники, как ближние, так и дальние. Суров Нарымский край, туда в 31-ом сослали деда моего и вместе школьника- отца, чтоб не имел своего лица. А мальчик рос и вырос в Михаила защитника страны своей любимой. С оружием дошел он до Берлина. Спасал деревни, города и маленьких детей всегда. Дальше продолжает правнук ветерана: «Я благодарен деду, он приближал Победу, в то время меня не было совсем, но о прадеде Михаиле рассказываю всем. Нам есть, кем гордиться, есть с кого брать пример». Поместила письма и фото отца, присланные маме с фронта. Но вернемся в тридцатые годы. Сюда очень подходит стихотворение: « Дед впросак попал невольно. Бесстыдно лжив преступный сброд. Колхоз, писали, добровольно, а вышло все наоборот. Антисоветскую заразу с утра пришли искоренять. Тому, кто этого не видел, меня, конечно, не понять. Когда управились с забором, несли сундук, затем кровать, тащили нагло, без разбора, чтоб все пропить, разворовать. Из- под соломенного крова, не разоренного пока, вели упрямую корову, дубиной тыкая в бока. Портфель отважно в кур метали, петух в атаку шел, подлец. И перья в воздухе летали, злодей был пойман, наконец. А «кулаков» скопилось много, одумалась хмельная рать: «чем гнать всех в дальнюю дорогу, оставим дома умирать». Но, знать, осилила природа, не всех угробила беда и многих их «врагов народа» спасла от смерти лебеда. Неслышно догорало лето, туман клубился у реки, в колхоз под дулом пистолета шагали с песней мужики». Вдумайтесь только,- как это «Под дулом пистолета шагали с песней мужики?»  Разве можно петь, когда на тебя наставлено дуло пистолета? А пели, невольно запоешь, зарыдаешь, если жить захочешь. Портфель- сумку сорвали с плеч мальчика.  Школьная сумка с тетрадками, вызывала подозрения? Была опасной для власти?) На всю жизнь папе (тогда еще маленькому мальчику) запомнилась кормилица корова, которую тащили за рога и били палками, а корова не хотела уходить со двора от заботливых хозяев, упиралась всеми четырьмя копытами, а из коровьих глаз катились слезы. Мотала головой, дескать: «Не пойду!» и дико ревела, как ревут бабы по покойнику. Корова, которую тащили веревкой за рога, били палками, упиралась, не хотела уходить со двора от заботливых хозяев, как будто чуяла, что от голода сдохнет у новых «хозяев». слезы коровы, текли ручьем, вместе с коровой ревела вся большущая семья Ивановых. Хозяйка упала без сознания, но никого из конфискателей это не тронуло.   
…Книга предназначена для чтения потомкам ссыльных, они читают ее с большим интересом. Многие хотят знать о судьбе своих предков. Кто они? Откуда и когда пришли в Сибирь- матушку? За что были раскулачены и сосланы в Нарым? «Господи, за что?»  Но до сих пор не дан ответ. Жизнь- судьба предков связана воедино, и неразрывна с моей судьбой.
   Содержание этой книги действительно можно разделить на две или даже три книги.
Первая,- судьбы предков. Вторая- жизнь их потомков. Третью книгу,- «Великие сыны Алтая»  о Шукшине, Золотухине, Апарневе, Евдокимове издала отдельно. Это- отчет о моей работе, о работе моей семьи, перед памятью М.С.Евдокимова (к его 60- летнему юбилею), отчет перед комитетом памяти Евдокимова, перед Галиной Николаевной- женой Евдокимова. Судьбы этих великих сынов Алтая прошли и через мою судьбу. Со многими (кроме Шукшина) была знакома, общались, фотографировались. С Золотухиным и Евдокимовым познакомились в 1991 г . Золотухин отдыхал в санатории, он проводил презентацию книги «Дребезги», подарил мне свою книгу с автографом. В 2007 году подарила ему свою книгу о М.С.Евдокимове «Сын Алтая навеки в памяти народной». Книга ему очень понравилась, об этом мы много беседовали. Валентин Распутин говорил о писательском труде Золотухина так: «Поэзия в прозе- удивительная штука, это не только парение, не только особенные краски, звуки,  надежность.  Более всего Золотухина делает поэтом в его повествовании наш народный русский язык». И как говорил сам Золотухин: «Пишу для простого народа. Пишу просто, без заковык».            
   Да, мы должны писать просто, чтобы было понятно людям, должны призывать к прекрасному, оберегать от плохого. Наша задача,- разбудить душу читателя. Вспомним слова А.С.Пушкина: «Глаголем жечь сердца людей».  Золотухин уверял  меня, что у меня хорошо получается поэзия в прозе. Я думаю, что это заслуга не столько моя, а сказываются гены предков- остяков. Остяки,- природные рассказчики, они что видят, то и поют и получается у них песнь длиною в путь, когда человек поет, идти ему становится веселее и кажется, что и длинный путь сокращается. Прочла книгу Ууно Таави Сирелиуса  «Путешествие к хантам», подаренную мне друзьями хантами Рудометовыми. Первая экспедиция была совершена финским ученым в 1872, вторая в 1900годы. Он побывал с экспедициями у Нарымских остяков на Васюганье и на северных притоках Оби. В конце книги дается этнологический словарь, составленный Сирелиусом. Словарь остяцко- финский (в русском переводе). Сирелиус по национальности финн, он заметил, что остяцкий язык родственен финскому. Побывал с остяками на рыбной ловле, и опять заметил, что рыболовные снасти и способы лова одинаковы. О чем это говорит?                В юмористическом рассказе «Бесы из леса» с иронией показала мужиков, которых опьянила на курорте свобода от жены и от детей, ринулись в развлечения на стороне. Один у меня написан такой рассказ, где мужики хотели изменить своим женам, но по стечению обстоятельств, не получилось. Разврата там нет.
   Книга является самостоятельным изданием - самиздатом. Нет спонсоров, и издала эти книги на свою пенсию, а она так мала, что не позволяет нанять наборщиков профессиональных, корректоров и так далее. Вот подкоплю пенсию, (если еще жива буду, так как мой возраст весьма, и весьма за чертой среднего прожиточного возраста).
   Хочется верить и в то, что мои потомки будут жить безбедно и переиздадут эти книги в память о своих предках. А может быть все- таки найдутся спонсоры?                Ничего не придумала, в рассказах жизненная правда. Эта книга, книга жизни- судьбы людские,- живая память.  15 ноября 2019г состоялась презентация книги, в Бийске на заседании исторического- просветительного общества «Мемориал», в этом году издали сборник «Живая память» куда вошли некоторые рассказы из моей книги «Судьбы людские».                Презентация прошла хорошо, дали оценку « Отлично».
                ……………………………………ПРОТОКОЛ               
…Прослушав выступление А. Рыськовой - Поповой о содержании её книги «Судьбы людские», присутствующие вспоминали о жизни своих предков, прошедших через такие же страшные репрессии. Выразили слова благодарности автору за изданную книгу «Судьбы людские, за профессионально проведенную презентацию, всем понравилось. Рассказывала автор ярко, образно перемежая повествование стихами собственного сочинения. Она дочь ссыльных, родилась в Нарыме, поэтому слушали ее с большим вниманием и интересом, удивлялись, как ей на примере нескольких семей удалось показать весь ужас и трагизм людей, высланных в Сибирь. На встрече своими воспоминаниями поделились Шкуратова И.М., Синичкина М.А.
Выносим оценку,- «Отлично». Члены исторического просветительского общества «Мемориал»
 Подписи: Шаталова Татьяна Валентиновна, Вьюжанина Анна Гербертовна, Синичкина Маргарита Алексеевна, Логинова Тамара Александровна, Квасова Галина Александровна, Бабкина Екатерина Александровна, Мелешева Алла Ивановна, Уфимцева Евгения Андреевна, Чернаков Михаил Феопенович,  Крапчатова Нина Ивановна, Голотвина Татьяна Николаевна
Шкуратова Ирина Михайловна - ветеран педагогического труда……………………
Исаев Василий Петрович, Пургина Валентина Васильевна,  Хорунжина Галина Модестовна.

   Дорогие коллеги по перу, хочу выразить Вам благодарность за высокую оценку моей книги
«Судьбы людские», за проведенную вами презентацию. Особо порадовало то, что присутствовала ветеран педагогического труда - Шкуратова Ирина Михайловна, её выступление для меня особо значимо. Она тоже дочь ссыльных, на себе познала все ужасы той жизни в Нарыме. Она присутствовала вместе с Зиновьевой Степанидой Александровной и
Пургиной Валентиной Васильевной в 2008 году на презентации моей первой книги «Судьба».
Оценку дали тогда замечательную.
   Своей книгой я всколыхнула память у присутствующих  на презентации об их предках.
Помните слова,- «Глаголем жечь сердца людей». И я достигла этой цели, спасибо.              …Многие признались, что задело за душу, за живое. А раз задело за душу, значит, душа жива, не очерствела, не отмерла. Значит, я своей книгой всколыхнула память? Это здорово! Я для этого и писала. Моя цель, чтобы помнили, и тоже рассказывали своим потомкам.
  Чтобы наши потомки, прочитав мою книгу, представили весь ужас той жизни в Нарыме. Людям тогда была уготована одна судьба на всех, как под копирку - донос, 58 статья, расстрел или пытки, не выдержав пыток, люди «признавались во всём», что им вменялось. Были без вина виноватые. От этой судьбы было не убежать, не спрятаться.
   Наталья Солженицина на встрече памяти о её муже, на вопрос, что может не надо вспоминать, и тем более молодому поколению об этом рассказывать, прошло много времени из памяти стираются даты. Ответила: «Надо, надо ворошить память. Репрессии того времени,- это судьбы,- жизнь многих людей и из памяти этого не выкинуть».
  Хотя некоторым присутствующим на презентации, показалось, что написано очень правдиво,- выжимало слезы из глаз, то есть не остались равнодушными.
   В книге написано не только о ссыльных, но и о их потомках, рожденных в Нарыме. О героях нашего времени. Если бы вы читали письма внуков. Правнуков, вы бы поняли, как хотят они знать о своих дедушках и бабушках. Откуда, когда, куда, и главное за что были сосланы. Сами со слов своих предков, по памяти пишут воспоминания, просят о их предках написать в книге памяти.
   Сейчас я бы написала эпиграф к данной книге: На ветру деревья клонятся, с нами молятся:
«Прости за всё, родная сторона, и предки дорогие нас простите».
   Я,- не поэт, но строки даже в лютую стужу, рвутся, лезут наружу. Пишу правдиво, с возрастом привычек не меняю, пишу то, что сама точно знаю. Хотя строки пером пишу, но ямбом и хореем я вовсе не владею. Пишу сердцем и душой, иначе не умею. Пишу просто и для простого народа, им всё понятно. Написала простым русским языком. И как сказал бы Валерий  Золотухин: «Без заковык», «Зажечь сердца,- великое призванье».


Рецензии