37. Письма автору

  Отзывы. Письма автору, прошу написать и о моих предках.
Сегодня прочла книгу Рыськовой - Поповой Александры «Судьбы людские». Написано все достоверно. Все это было. Об этом рассказывали дедушка Куьмин Григорий и бабушка. Вспомнилось, как мама рассказывала о жизни ее дедов и родителей, которые по доносу соседей были высланы с Алтая в Нарым. Как они выживали в то суровое время. Как началась война, как люди жили в послевоенное время.
Страна строила железные дороги и жилье. На Канаскинском шпалозаводе наши отцы пилили шпалы, плахи, тес, строительный материал, шпалы для железных дорог.
Как люди помогали друг другу жить, растить детей. Детских садиков в то время не было и малых детей оставляли со старшими детьми. Как водили дружбу с местным населением аборигенами остяками - селькупами. Остяки не дали умереть с голода,- делились всем, чем могли. Они были в основном природными охотниками и рыбаками, давали мясо и рыбу. А также давали теплую одежду, сшитую из шкур диких зверей. Мама рассказывала, как мужчин, женщин и подростков посылали в тайгу валить- пилить лес на бревна. Люди без техники пилили деревья двуручной пилой, сучья обрубали топорами, падая, деревья убивали насмерть, калечили людей. Веревками тянули бревна к берегу, баграми скатывали с берега в реку, связывали металлическими тросами в кошели- плоты. Однажды сестра мамы Кузмина Нина, ей было в ту пору 18 лет- красавица, невеста, ей бы жить да жить, любить, детей рожать, но сорвался, выскользнул из рук багор, Нина упала в воду, течением реки ее потащило под бревна, спасти не смогли. Часто бывали такие случаи с исходом смертельным. И виновата в этом оказалась сама Нина, так как ей 18 летней не хватило силы вонзить багор глубже в бревно.
     Рассказы из этой книги всколыхнули память и тетя Нина, и другие люди зримо встают перед глазами и не дают о себе забыть. О тех диких годах надо помнить, не забывать, чтобы такого не повторилось никогда. Помните, люди, помните! Собирайте, пишите воспоминания! Рассказывайте своим детям и внукам. Это нужно не тем мертвым ссыльным, а это нужно живым, чтобы не допустить подобного.
  Город Томск, потомок ссыльных. Я и сама теперь бабушка. Вот ради внуков надо жить и помнить.                Кузьмина Галина.  7 февраля 2019год.
   Живя на Алтае, Попова А. приезжала в Каргасокский район, проводила в библиотеках и ДК творческие встречи, читала свои стихи и прозу. В этом году она прислала нам свои книги «Судьбы людские» и «Великие сыны Алтая». Прочтение книги «Судьбы людские» всколыхнуло память. Написано о наших односельчанах и их предках. Семья моего мужа тоже была выслана в верховья Васюгана. Произведение написано легким, доступным языком. Когда читаешь, то и не думаешь, как написано (а написано замечательно), просто переживаешь вместе с автором трагичность судеб людских. У всех героев была тяжелая жизнь, но ссыльные не потеряли себя, работали, растили детей. Сосланы и привезены в одно место были люди разной национальности, вероисповедания и,  невзирая на это, они помогали друг другу выжить. Да, людей разной национальности повидал Нарым, общее горе их объединило, многие там остались навечно. Но дети «врагов народа» не затаили злобу на власть, сохранили в себе человечность, душевность. В годы ВОВ мужественно защищали свое Отечество от фашизма. Такая книга нужна, чтобы помнить и не допустить подобного. Помните и потомкам накажите, что бы помнили.
.   А.Попова,- наша односельчанка, ранее жила здесь и работала директором ДК и библиотекарем. Мы помним эту женщину с большими организаторскими способностями, веселую, жизнерадостную. В то время мы все ходили в ДК, участвовали в смотрах художественной самодеятельности, пели, плясали, водили хороводы, ставили хорошие пьесы, занимали призовые места. А дети, занимались в кукольном театре, и всем этим руководила она одна, не было худрука. Для всех находила доброе слово, воодушевляла. Теперь я знаю, что все сценарии в стихотворной форме писала она.            03.02.2019год.
         Каргасокский район Томской области Антонина.
Семьи Крупко Ивана и Чинник Поликарпа были высланы с Алтая а Каргасокский район, когда их детям (моим дедушке и бабушке было 10 и 8 лет), Мои дед Сергей и баба Таня мало, что помнили о тех годах. Баба Таня не любила об этом вспоминать, а когда рассказывала, то со слов своей матери. Рассказывала со слезами на глазах: « От дома гнали пешком, потом везли в товарняках, дальше в трюмах баржи (это современные понтонные мосты, с прорезанными дырами вместо дверей, окон и вовсе не было). Не хватало воздуха, было душно и смрадно (оправлялись здесь же в уголочке). Не кормили. Было голодно, холодно, страшно. Многие умерли, (дед в то время был ребенком). От этих воспоминаний у деда заболело сердце, он рано умер. Жили в Канаскино, в Ново Югино и везде дедушка работал киномехаником. У бабы Тани тоже были боли в сердце. Она всегда наказывала жить дружно, не завидовать, не ябедничать, не желать никому зла. Говорила, что если все будут жить хорошо, в достатке, в мире, то не будут писать друг на друга доносы, как в начале тридцатых годов. Зависть,- страшная сила. Господи, убереги людей от злобы, зависти».
   Праправнучка Крупко Ивана и Чинник Поликарпа,- Таня Индаева город Томск.
   С января 2019 общаюсь в «Одноклассниках» с внуками и правнуками тех ссыльных. Узнала много нового. Праправнук Герцен Андрея Андреевича, внук Зарубина Василия Васильевича пишет о своих предках: « Мой дед- Зарубин Василий Васильевич был сослан в Нарым из деревни Зарубино, что в Бурятии. Семья Зарубиных жила по соседству с семьей Иванова Михаила Тихоновича, Овчинникова Ивана Васильевича, Мелехова Петра Мартыновича, Батурина Якова, Зубкова Григория, Марченко Ивана, Яковлева Андрея. Они были не просто соседями, а друзьями, кумовьями, крестили друг у друга детей. Церкви тогда не было, просто назначали сами и всё. Иванов М. Т. крестил у Зарубиных младшего сына Колю.
   Отец бабы Таси по национальности немец - Герцен Андрей Андреевич был немецким коммунистом, перед войной мигрировал в Поволжье СССР от зверств Гитлера, но когда немцев стали высылать в Сибирь, то высылки не избежала и семья Герцен. Без разбора
кто прав, а кто виноват,- ссылали всех. Сослали в деревню Асинова (может Асино?) У бурята Зарубина и немки Герцен Таисьи в Канаскино родилось четыре сына Виктор, Петр, Иван, Николай (младший Николай умер, остальные, слава Богу, живы).»
    Написал в письме правнук Зарубиных Василия Васильевича и Таисии (Герцен) в 2019г
                Соседей по Канаскино, а потом Новоюгино, знала, с раннего детства, дружили с их детьми. Что дядя Вася- бурят знала, он не был лицом похож на русских, но что тетя Тася,- немка, никто в деревне никогда не знал. Родители мои, явно, знали, так как были друзьями, но умели хранить чужие тайны, держать язык за зубами. Наученные горьким опытом Коршукова Василия, который за рассказанный анекдот с критикой власти, отсидел в лагерях десять лет.
   Племянница Зарубиной (Герцен) Таисии Андреевны, моя одноклассница,- Машталлер Нина Гергардовна (в дальнейшем отчество заменила на Георгиевну) долгое время жила и работала в Кемеровской области (Белово?) в райкоме партии. Я в детстве всегда удивлялась,- почему у неё немецкая фамилия и отчество, но это не разглашалось. На школьном фото 1951года- за первой партой- Катя Осминская, Слава Воронин, за второй партой- Машталлер Нина и Годись Володя, за третьей партой- Иванова Шура и Годись Вася, за четвертой- Эрна Гассельбах и Коршукова Надя, Учительница- Коровина Капитолина Федоровна.
   «Мой отец- Бочаров Петр жил в Канаскино, потом в Ново Югино. Работал одно время вместе с Ивановым М.Т. на электростанции. Старший брат Петра,- Иван Семенович, дед
Бочаров Семен Афонасьевич 1898 года рождения и баба Марина были сосланы из деревни Глушинка Косихинского района Алтайского края в начале тридцатых годов, в годы коллективизации. Они часто вспоминали, тосковали о своей малой Родине,- Глушинке, но их там никто не ждал, все родственники были сорваны с родимых, обжитых мест, дома их были отданы другим. Маму мою звали Валентина, многие в Ново Югино их помнят, хотя давно там не живут,- кто на погосте, а многие уехали, разъехались по всей стране.»                Правнук,- Бочаров Иван Петрович.
   Праправнучка бабы Кели (Каролины Карловны Гассельбах), внучка Ганны,- Анна написала из Томска, что внучка бабы Кели, дочь Ганны- Эрна давно живет в Латвии, жива и здорова, ей 80 лет.               
   Другая правнучка бабы Кели, внучка Бакман Лидии Яковлевны написала, что ее прадед был сослан из Латвии, а прабабушка- немка по национальности с Поволжья. Они навечно остались в Сибири, там похоронены. Их внуки и правнуки и сейчас живут в Сибири.
    На школьном фото 1953года,- первый ряд,- Менде Фрида, Иванова Шура, директор Канаскинской школы - Ромашова Анна Яковленвна, учитель Лебедева- Зинкова Зоя Ивановна, Панькова Валя, Осминская Катя, 2-ой ряд- Зубкова Надя, Цыганков Володя,  Годись Володя, Годись Вася, Соснин Витя, Шеффер Лиля.
   На фото 1955года 5-ый класс                2-ой рядКоршукова Надя, Кузьмина Нина, Панькова Валя, учитель- Болотова Наталья Ивановна, Иванова Шура,Осминская Катя, Соснин Витя, 1-ый ряд- Зубковы Надя и Вера, Гришаева Люба.
Тюрина Нина,………………………………………Соснина Тома, Зарубин Петя,
……………….  ………………….  ……………………  Годись Вася.
    На фото 1957года- 1-ый ряд Людмила Смокотина, учитель-Чупрунов Виктор Георгиевич, Найденова Надежда, 2-ой ряд Кобелев Валерий, Мелехова Лиза, Зубкова Надя, Иванова Шура, Щетинина Зоя, Нирко Володя. Отсутствуют- Нирко Витя, Цыганков Володя. Это первый выпускной класс в Канаскинской семилетней школе Чупрунова Виктора Георгиевича.
   Прочитали книгу «Судьбы людские», написано замечательно. Наши предки тоже прошли этот путь. Многих людей, о ком написана эта книга, знаем. Это уважаемые люди. Читали книгу, и как будто заново проживали свою и их жизни. Н.А. Буряк, Е. В. Матко и другие жители Новоюгино Каргасокского района Томской области. 


Рецензии