Гремячие ключи
Баба Ксения, повернувшись, внимательно посмотрела на внучку. Малышка была раскрасневшаяся и немного взлохмаченная.
– Что это тебе вздумалось? Куда опять залезли?
– Да нет, бабуль! Никуда не лазили. Не которыми что то открывают –другие. Говорят, что водные. А разве такие бывают?
Старушка заулыбалась, поняв, наконец, о чём толкует девочка.
– Аа! Так ты про громовые.
– Расскажи понятно. Девочки смеются надо мной.
Вздохнув, старушка обняла внученьку и стала объяснять.
– Громовые, или гремячие ключи бьют из под камня. Раньше верили, что они – от удара грозы, потому так и называются.
– От грома? – удивилась Алёна.
– Да, от огненных стрел Ильи пророка. А по древнейшему поверью – из-под копыт богатырского коня Ильи Муромца.
– Я читала про Илью Муромца! – вспомнила девчушка.
– А очень давно сказывали, что от Перуна. Подле таких ключей потом всегда ставили часовенку и вешали образа Богоматери. Воду то называли не иначе, как «матушка», «царица».
– Почему?
– Люди издавна понимали великое значение воды. Без неё не может быть жизни. Потому и обоготворяли, как неиссякаемый источник жизни, вечный родник, который нужен земле.
– Интересно, бабулечка!
– А потом появилось стойкое убеждение в святости и чудодейственной силе воды. Люди верили в родники и почитали большие реки-кормилицы, которые считали хранителями таинственных целебных сил. Ручьи и колодцы посвящались богам.
Дождевую воду тоже чтили с давних пор. Выбегали босыми на улицу, с непокрытыми головами и становились под небесные благодатные потоки первого весеннего дождя. Пригоршнями набирали воду, чтобы умыть лицо три раза. Чашками собирали целебную влагу, а потом в накрепко закупоренных бутылках хранили целый год, до нового такого дождя.
– А весной ещё на реки бегали умываться, мне дедушка говорил.
– Правда. Когда проходил весенний лёд и реки вскрывались. Как только очищалась вода, так и бежали дети и взрослые на берег: зачерпывали пригоршнями воду и умывали три раза лицо, голову и руки.
– А девочки ещё про громовника шушукались. Это кто?
Бабушка погладила Алёнушку по голове и стала пояснять.
– Он и есть воплощение всех небесных сил – грома, молнии и грозы. Сначала Сварогом называли, потом Перуном.
– Теперь вспомнила! – закивала внучка.
– Когда небесный огонь из глиняных рук Перуна был передан в незримую длань пророка Илии, тогда и стали верить, что пророк мечет на землю молниеносные стрелы.
– А Перуна каким представляли? – перебила снова Алёна.
– Огнекудрым. Светлым богом, хранителем порядка и блюстителем справедливости. На Руси его ещё почитали как бога княжеской дружины.
– Бабуль, а сколько в Самарской области родников, знаешь?
Старушка задумалась, вспоминая.
– Более 1,5 тысячи. Лидером считается Клявлинский район. На его территории – 215 источников.
– Ничего себе! – восхитилась девчоночка.
– А помнишь Каменную Чашу? Это – одна из главных достопримечательностей Жигулей. Говорят, что во время её освящения многие видели свечение в лике Николая Чудотворца, а на фотографиях запечатлелось свечение над часовней. Каменная чаша, наполненная водой, из мрамора.
– Спасибо, бабуленька! Теперь я знаю про гремячие ключи и громовника! Пойду скажу подружкам.
2023
Свидетельство о публикации №223021101626