Гремячие ключи

     – Бабушка, что такое «гремячие ключи»? – спросила однажды Алёнка, прибежав с улицы.
Баба Ксения, повернувшись, внимательно посмотрела на внучку. Малышка была раскрасневшаяся и немного взлохмаченная.
     – Что это тебе вздумалось? Куда опять залезли?
     – Да нет, бабуль! Никуда не лазили. Не которыми что то открывают –другие. Говорят, что водные. А разве такие бывают?
Старушка заулыбалась, поняв, наконец, о чём толкует девочка.
     – Аа! Так ты про громовые.
     – Расскажи понятно. Девочки смеются надо мной.
 Вздохнув, старушка обняла внученьку и стала объяснять.
     – Громовые, или гремячие ключи бьют из под камня. Раньше верили, что они – от удара грозы, потому так и называются.
     – От грома? – удивилась Алёна.
     – Да, от огненных стрел Ильи пророка. А по древнейшему поверью – из-под копыт богатырского коня Ильи Муромца.
     – Я читала про Илью Муромца! – вспомнила девчушка.
     – А очень давно сказывали, что от Перуна. Подле таких ключей потом всегда ставили часовенку и вешали образа Богоматери. Воду то называли не иначе, как «матушка», «царица».
     – Почему?
     – Люди издавна понимали великое значение воды. Без неё не может быть жизни. Потому и обоготворяли, как неиссякаемый источник жизни, вечный родник, который нужен земле.
     – Интересно, бабулечка!
     –  А потом появилось стойкое убеждение в святости и чудодейственной силе воды. Люди верили в родники и почитали большие реки-кормилицы, которые считали хранителями таинственных целебных сил.  Ручьи и колодцы посвящались богам.
Дождевую воду тоже чтили с давних пор. Выбегали босыми на улицу, с непокрытыми головами и становились под небесные благодатные потоки первого весеннего дождя. Пригоршнями набирали воду, чтобы умыть лицо три раза. Чашками собирали целебную влагу, а потом в накрепко закупоренных бутылках хранили целый год, до нового такого дождя.
     – А весной ещё на реки бегали умываться, мне дедушка говорил.
     – Правда. Когда проходил весенний лёд и реки вскрывались. Как только очищалась вода, так и бежали дети и взрослые на берег: зачерпывали пригоршнями воду и умывали три раза лицо, голову и руки.
     – А девочки ещё про громовника шушукались. Это кто?
Бабушка погладила Алёнушку по голове и стала пояснять.
     – Он и есть воплощение всех небесных сил – грома, молнии и грозы. Сначала Сварогом называли, потом Перуном.
     – Теперь вспомнила! – закивала внучка.
     – Когда небесный огонь из глиняных рук Перуна был передан в незримую длань пророка Илии, тогда и стали верить, что пророк мечет на землю молниеносные стрелы.
     – А Перуна каким представляли? – перебила снова Алёна.
     –  Огнекудрым. Светлым богом, хранителем порядка и блюстителем справедливости. На Руси его ещё почитали как бога княжеской дружины.
     – Бабуль, а сколько в Самарской области родников, знаешь?
Старушка задумалась, вспоминая.
     – Более 1,5 тысячи. Лидером считается Клявлинский район. На его территории – 215 источников.
     – Ничего себе! – восхитилась девчоночка.
     – А помнишь Каменную Чашу? Это – одна из главных достопримечательностей Жигулей. Говорят, что во время её освящения многие видели свечение в лике Николая Чудотворца, а на фотографиях запечатлелось свечение над часовней. Каменная чаша, наполненная водой,   из мрамора.
     – Спасибо, бабуленька! Теперь я знаю про гремячие ключи и громовника! Пойду скажу подружкам.
               
          2023


Рецензии