К о Суде народа. Мухин Ю. И. Бахтин М. М

Цытирую из книги М.М.БАХТИНА  "Поэтика творчества Достоевского", которая написана :
- с одной стороны - как продолжение его книги 1920-х годов  из двух частей "Проблемы творчества Достоевского",  и в ней много не понять, если не прочесть до того "... творчества",
- с другой стороны, написана уже "зрелым" Бахтиным, с появлением в книге того, что изменяет некоторые моменты начального.
- и третье :
Достоевский завидовал (бы) Бахтину в его умении видеть макро явления в их глубокости, в их психологичности, выводящей не только к психологу,  но и к психиатру.

ЦЫТАТА :
Как художник Достоевский в образе той или иной идеи раскрывал не только ее исторически-действительные черты, наличные в прототипе (например, в "Истории Юлия Цезаря" Наполеона III), но и ее возможности, а эти возможности для художественного образа как раз важнее всего. Как художник Достоевский часто угадывал, как при определенных изменившихся условиях будет развиваться и действовать данная идея, в каких неожиданных направлениях может пойти ее дальнейшее развитие и трансформация. Для этого Достоевский ставил идею на грань диалогически скрестившихся сознаний. Он сводил такие идеи и мировоззрения, которые в самой действительности были совершенно разобщены и были глухи друг к другу, и заставлял их спорить. Эти далекие друг от друга идеи он как бы продолжал пунктиром до точки их диалогического пересечения. Он предугадывал таким образом будущие диалогические встречи ныне еще разобщенных идей. Он предвидел новые сочетания идей, появление новых голосов-идей и изменения в расстановке всех голосов-идей в мировом диалоге. Вот почему этот русский и мировой диалог, звучащий в произведениях Достоевского, с уже живущими и с только еще рождающимися голосами-идеями, незавершенными и чреватыми новыми возможностями, до сих пор еще вовлекает в свою высокую и трагическую игру умы и голоса читателей Достоевского...

КОНЕЦ ЦЫТАТЫ.

Цель цытирования :
Обратить внимания на :
Мухинская идея о Суде народа  - имеет давние аналоги процессов в том, что :
Явления и Будды и Христа  имели революцыонное влияние в том, что  "уподробнивали" общество :
Те сословия и касты (презренные), которые были на тот момент  отторгнуты обществом, были вовлечены в общественную жызнь, как бы реабилитированы, легализованы.
О чём говорит этот процесс ?
- о изменении  аксиоматики "монологичности" (термин  Бахтина) главного "духа" общества.

Но вовлечение нового отношения (идеи) требует обращения к шыроким слоям населения. А в целом эти слои - не умные, а душевные. Т.е. : к ним можно обратиться только на более простом языке сказок, песен,  рассказов, романов.

Мухинская идея
- с одной стороны - не нова : 
если освоить массив коммерческих договоров, уставов  19-го века - там мы найджм великое множество очень подробных прописей об ответственности отдельных лиц договора и уставов с коммерческими наказаниями за плохо сделанное  (жаль, эти договора и тогда не ценились к сохранению, да и сейчас такое же отношение)

с другой строны -нова,
т.к. имеет место приложения - высшый административный  уровень государства.
Идея эта всё равно будет реализована  просто уж в силу продолжения логики начальной договоров. ( Завет - тоже договор).

Поэтому, учитывая вышесказанное,  видна общественная  потребность, которую просим исполнить  :
Указать имеющим опыт литературного творчества организацыям и личностям  :

Учесть процытированое от Бахтина, оформить идею Ю.И.Мухина  в одежды рассказов, повестей, стихов и иных посильных творческим людям форм. 

----

Уточнение к фразам "идея не нова, ... идея нова"
(мухинская идея о необходимости наличия обратной связи информацыи и  управления от пасомых к пастырям ) :

Фраза развита к явной видной противоречивости, диалектичности. Осознанная противоречивость  вообще характеризует развитость  любого направления взора о чём-то. Т.к. видит уже параметр (пару полюсов, рождающих "дитя"), образующий  некое тело как существующий (сущий) объект. 

Давно, ещё на заре   становления человеческого лексикона для возможности словесно и документально оформить отличие объекта
( - например : давно  актуально было оформить приоритет авторских прав на изобретение или на эксклюзивность права торговли конкретным лицом на данной территории)

... оформить отличие объекта,
вышли на метод указания на два пункта :
- к какому "классу" принадлежыт
- чем отличается от именно этого класса.

Что и нашло отражение в обязательном правиле при подаче завки на изобретение во фразе "отличается тем, что..." .
Т.е. правило заставляет давать (заставляет и учиться давать)
Определения отличия. Не объектов, а их отличий.

Правило развито к усвоению  в ТРИЗ, применимо и к межчеловеческим общениям.

Само по себе правило ведёт к большей чёткости. Но в этом требует знать, "а что или кто - есть противник движению к чёткости ?"

На данном этапе развития общественного ума уже  имеющиеся ответы слабы и туманны. Например,   действительно развитый умом публицыст Вадим Валерианович Кожинов лишь косвенно отметил об этом вопросе, сказав, что мы имеем сейчас дело с иррацыональностью как противником. А  "в чём", "почему",  "каким образом", - эти уточняющие  вопросы он не соизволил обсудить в своих беседах,  создав поневоле нам образ, что он-то владеет темой, а мы пока нет.  Кстати :  помянутое место беседы находится в одном из интервью  книги 
"Вадим Кожинов. В интервью, беседах, диалогах, воспоминаниях современников", где в окончании книги есть  фото и Бахтина М.М.

Но ведь фраза "ответы  слабы и туманны" - и есть характеристика состояния развитости нашего человеческого на данном этапе общества. Чёткость.
Как ёмкость. Как тем большая ёмкость, чем больше внутренних подробностей она имеет. Как потенцыальная ёмкость например, электроконденсатора. Которая характеризует возможность внутренней своей запасённой энергии.
"Запасённой энергии" - ведёт нас к понятию "культура".
Т.е. :
Мы имеем дело  с парой "культура-антикультура".

И  должны (будем обязаны) разобрать : в чём же  прагматический интерес персоны "антикультура".  В чём состоит пища этой якобы тайной  персоны. Ведь если нет противодействия любой, даже малейшей силе (культуре в нашем случае) - сила быстро имеет результат перехода к наивысшым скоростям движения объекта приложения силы.
К резуьтативной мгновенности. Как бы - к направленному  взрыву.
Но :
объект в этой высокой скорости теряет себя. Переходит в своё "поле", как бы становится лучём, а не сущим объектом. И, парадоксально :  этим теряет и источник  "лучеобразования", раз им  потеряно тело на более "плотном" его уровне.  Луч тоже затухает... 
Имеем тогда негативный аналог : есть Вознесение, но нет Воскрешения.  Есть переход в иной мир с потерей этого мира. А суть-то религиозности  - в воссоединении миров.  В "Ре".

  Т.е. : опять же :  нам
нужно увидеть как бы  "пару" даме под именем "культура" как противоположность,  сознающую себя.  Опять же : нужно увидеть параметр, а не только один полюс.  

Увидеть, чтобы наша культура имела меньше тайного сопротивления движению.

Успеха нашым усилиям умственным ! 
Успеха нашему Уму, который есть  "Кормчий души" - словами  псково-печерского монаха Саввы Остапенко. 


Рецензии