17. Вовкины истории. Школьные истории. Температура

Этот случай произошёл весной и Вовке запомнился на всю жизнь, как хороший урок.
Шла последняя учебная четверть.
Огромные снежные горы, насыпанные полярной зимой и превращённые ребятнёй в горки для катания и изрытые пещерками с хитроумными ходами, скоро с приходом весны начнут таять, и все это «детское царство» превратится в огромную лужу. И зима с неохотой, но все же уступала свое место весне. Солнце с каждым днем поднималось выше, и солнечные лучи нагревали железные крыши домов, растапливали снег, который нехотя покидал своё удобное лежбище и, зацепившись за край карнизов домов, висел большими и маленькими сосульками, каплей за каплей скапывая вниз.
Весна чувствовалась во всём: вот она – куда ни глянь. Совсем недавно пушистый снег уплотнился,  став ледяной коркой, сугробы осунулись и покрылись мелкими колючими ледяными иголками. В центре школьного двора, куда зимой периодически сливали воду из школьного отопления, стала понемногу оттаивать злополучная промоина, в которую Вовка проваливался перед новым годом, стёкла окон квартир наполовину покрытые зимой толстым слоем льда начали оттаивать. По всем этим приметам вот-вот должна начаться бурная весна, как у них было в деревне, превращающая снежные заносы в быстрые ручьи и ручейки. А там и долгожданное лето! Но это был север, и здесь всё было по-другому: зима боролась за свои дни, устраивала снегопады с пургой и морозом.

Весна приближалась, но медленно, очень медленно…
Как-то придя из школы, Вовка услышал разговор между отцом и матерью:
– Представь, мать, хотят субботы тоже сделать выходными! По два дня в неделю отдыхать будем.
– Это хорошо!
– Да, хорошо. Но вот в деревне у нас все равно без выходных будут работать. Там уже вот-вот посевная начнётся, какие тогда мужикам выходные!
– Так там и раньше выходных-то и не было.
Из разговора Вовка понял, что намечается что-то новое, и усёк главное, что теперь в субботу родители будут дома – на работу не будут ходить.
«Вот те на! А мы что? Нам, что ли, не отменят учёбу в школе? – подумал Вовка. – А может, и мы в субботу тоже не будем учиться!»
Но, увы, его надежды не оправдались. Нет, он, конечно, был не против учёбы, а наоборот двумя руками «за», но, тем не менее, взрослым-то сделали второй выходной!
Родители стали по субботам отдыхать, а они, школьники, как учились, так и продолжали учиться, с одним выходным.

В Норильск всё-таки почти пришла весна! Еще недавно на первое мая они ходили на демонстрацию, и мела пурга с колючим снегом, а сегодня солнце светит вовсю! Можно было бы на улице погонять, но была ещё суббота, и нужно идти в школу. В школу, конечно, охота, но родители-то дома, а ему идти! Славка уже ушёл.
Пошел…
Школа была рядом, в тридцати шагах, поэтому Вовка даже зимой не надевал ни пальто, ни шапку, чего зря в очереди в гардероб стоять – быстро добежал и в школе. На крыльце школы Вовка обернулся и посмотрел на окна своей квартиры. Мать мыла окна, солнечные блики отражались от стекол, показалось как-то тепло и празднично!
Войдя в школу, Вовка осмотрелся, у него появилась непонятно откуда шальная мысль: «Как бы увильнуть от сегодняшней учёбы? Денёк такой здоровский, на улице бы погулять!» И увидев свою учительницу, Зою Николаевну, он подошел к ней и спросил:
– Зоя Николаевна, а тридцать семь и один – это нормальная температура? Или нет?
– Вова, а что, у тебя такая температура?
– Да я, да я так просто спросил, на всякий случай. Мало ли. Всякое бывает. Я же просто спросил.
Видимо, у него загорелись щёки от стыда. Он ещё так никогда не делал, не хитрил, а тут чёрт, что ли, попутал.

Зоя Николаевна потрогала его лоб и сказала:
– Нет-нет, Вова, давай-ка иди быстренько домой и лечись, я тебя сегодня отпускаю. Вовка повернулся и, опустив голову, пошел к выходу из школы. Вслед ему прозвенел школьный звонок.
Начались уроки.

Он шёл домой, а на душе скребли кошки: он обманул свою любимую учительницу, соврал ей про температуру! Хотя лоб и вправду горячий что-то. Дома на вопрос матери: «А ты чего это так быстро вернулся из школы?» Вовка уже как-то не совсем уверенно и сам того не желая, но всё же опять соврал: «А меня сегодня Зоя Николаевна отпустила, вроде говорит, что лоб у меня горячий, температура, наверное».
– Ну-ка, давай смерим твою температуру.
Он взял градусник, сунул его под мышку и, зайдя в свою комнату, сел за стол, открыл портфель, безучастно глянул на тетради и учебники, потом закрыл его. Лег на кровать.
Не лежалось.
Встал и выглянул в окно.
Но во дворе на улице никого не было, все друзья сидели на уроках в школе.
Делать было нечего, и Вовка снова сел за стол, вытащил градусник – тридцать шесть и семь, – положил его ближе к батарее, машинально открыл портфель и достал тетради и учебники, но все уроки им были сделаны еще вчера, а что зададут сегодня, он не знал. Но нужно было чем-то заниматься; он просто открыл арифметику и стал решать примеры и задачки по порядку на завтра, на послезавтра, на послепослезавтра.

Когда из школы пришел старший брат, Слава, то сразу с порога спросил:
– Ты чё это, жук, сегодня в школу не ходил? Весь ваш класс учился, а ты – нет!
– На, посмотри. – Вовка подал ему градусник. Батарея нагрела его до тридцати семи и семи. – И не приставай. Я уроки на три дня вперёд сделал. Уж и поболеть нельзя!

Он всё-таки решил не сознаваться никому в том, что он тоже захотел, чтобы и у школьников было два выходных в неделю, но когда этот выходной только у него, а все друзья в школе – это как-то скучно. То, что он поступил очень плохо, Вовка за этот день осознал сам несколько раз, мысленно вспоминая свой обман и ругая себя за такой свой проступок. «И ведь совсем с ничего началось, с какого-то простого вопроса о температуре в тридцать семь и один, а она меня сразу же и отпустила».
Ему было очень стыдно!


Рецензии