Блестящая победа

     309-я польская эскадрилья была сформирована 8 октября 1940 года в составе Королевских ВВС Великобритании. Поначалу она была разведывательной и летчики летали на самолетах «Лайсандер». Затем эскадрилья стала истребительно-бомбардировочной, вооруженной «Харрикейнами».

     А ещё позже эскадрилью сделали истребительной (309 Dywizjon Mysliwski «Ziemi Czerwienskiej») и предоставили ей лучшие истребители «Мустанг». На этих-то истребителях летчики эскадрильи и одержали свои воздушные победы в 1945 году.

     Совсем немного по сравнению с другими польскими эскадрильями — всего 4 победы. Зато во время одного из боев, пилоты 309-й эскадрильи добились выдающегося успеха, сбив сразу 3 немецких реактивных истребителя Ме 262.

     Произошло это 9 апреля 1945 года западнее Гамбурга. Несомненный интерес представляют рапорты (слегка отредактированные — О.К.) пилотов 309-й эскадрильи об этом бое.

     Капитан Мечислав Горзула (Кpt. Mieczyslaw Gorzula):   
     «Я возглавлял звено из трех «Мустангов», сопровождавших бомбардировщики «Ланкастер». Вскоре после того, как бомбардировщики отошли от цели, я услышал, как лидер бомбардировщиков прокричал на радиосвязи: «Джеты (обозначение реактивных самолетов - О.К.) атакуют нас», и одновременно бомбардировщики стали вести оборонительный огонь. Я тут же подвел своё звено вплотную к бомбардировщикам, которые уже были безрезультатно атакованы двумя вражескими истребителями. Я не мог атаковать этих первых двух, так как они были слишком быстры и прошли прямо через строй бомбардировщиков. Две минуты спустя на расстоянии примерно 1000 ярдов появились еще два Mе 262.
     Они атаковали середину головного строя бомбардировщиков, и сбили один из бомбардировщиков. В то время я находился слева от бомбардировщиков на высоте 18 000 футов. Эти два Ме 262 после того, как сбили 1 «Ланкастер», полого пикируя развернулись на 90 градусов влево. Я оказался в выгодной позиции для атаки первого истребителя и открыл огонь с 450 ярдов под углом 45 градусов. Дав три очереди, я увидел попадания по кабине и черный дым из самолета. Он потерял скорость, и я увидел, что вражеский самолет вращаясь стал падать, а часть его хвоста отваливается. Мой второй ведомый сержант Кулецкий, видел, как Mе 262, которого я атаковал, вращался, и у него отвалились крылья. Сержант Бобровский из 306-й эскадрильи, которая тоже участвовала в этом бою, видел, как тот же Mе 262 сначала вращался, а затем выпустил черный дым и разлетелся на куски.
     Я утверждаю, что сбил 1 Mе 262».

     Капитан Ежи Менсель (Кpt. Jerzy Mencel):
«Я возглавлял звено, сопровождавшее «Ланкастеры», когда увидел справа от бомбардировщиков на высоте 2000 футов один Mе 262, атакующий бомбардировщики сзади снизу. Я прошел через строй бомбардировщиков и атаковал истребителя. Он сделал глубокий разворот влево и начал пикировать. Будучи у него на хвосте примерно в 600 ярдах позади я открыл огонь и последовал за ним с высоты 16 000 футов до 6 000 футов, продолжая стрелять. Я увидел черный дым от Mе 262, который перевернулся на спину и пошел прямо вниз. Сержант Мурковский, который был позади меня, видел, как вражеский самолет врезался в землю и взорвался.
     Я утверждаю, что сбил 1 Mе 262».

     Сержант Антоний Мурковский (Sgt. Antoni Murkowski):
     «Я был командиром звена и летел на высоте 19 000 футов. Когда мы встретили вторую группу бомбардировщиков, возвращавшихся от цели, наша эскадрилья повернула налево, и затем я увидел внизу, на высоте примерно 4000 футов, около 8 Mе 262. Я немедленно сбросил свои подвесные топливные баки и спикировал, чтобы атаковать вражеские самолеты, которые набирали высоту, чтобы атаковать рассредоточенные бомбардировщики. Я атаковал ближайшего истребителя, который не видел меня, пока я не оказался на расстоянии 600 ярдов. Когда вражеский самолет заметил меня, он сделал крутой поворот влево. Я открыл огонь и выстрелил под углом 90/40 градусов. Когда я закончил стрельбу, то увидел, что левое крыло вражеского самолета отвалилось, он вошел в штопор и камнем рухнул на землю. Я остановился и вернулся к бомбардировщикам. Затем я увидел еще один Mе 262, по которому я стрелял с расстояния 600 ярдов. Я видел попадания по задней части фюзеляжа и хвосту Ме 262, но он продолжал лететь. Я снова вернулся к бомбардировщикам и увидел еще два вражеских самолета. Я видел, как капитан Менсель обстрелял одного, а я безуспешно атаковал другого короткой очередью. Я видел как, атакованный Менселем Ме 262 пошел прямо вниз под углом около 60 градусов и врезался в землю с сильным взрывом. На обратном пути от цели я сопровождал одинокий бомбардировщик до голландского побережья.
     Я утверждаю, что сбил 1 Mе 262 и повредил 1 Mе 262».

     Всего в этом бою, как мы уже знаем, польские летчики-истребители, не понеся никаких потерь, сбили 3 и повредили 1 реактивный самолет Ме 262. Что ж, ничего не скажешь, отлично сработали! Разумеется, кроме рапортов летчиков, их воздушные победы были подтверждены также кадрами фотокино-пулеметов, которыми были снабжены абсолютно все истребители союзников.

   
    


Рецензии
Спасибо, Олег)

Ааабэлла   17.02.2023 15:56     Заявить о нарушении
Ааабэлла, и Вам спасибо за отзыв!

Олег Каминский   17.02.2023 16:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.