Сердце Пармы. Вампука одичания

Сегодня память святителей пермских Герасима, Питирима и Ионы, и по этому поводу ничего лучше не пришло мне, несчастной, в голову, чем посмотреть "Сердце Пармы".

Сразу к сути: Алексей Иванов на несколько лет младше меня, и поэтому первым делом задала себе вопрос, как могло совсем мимо него пройти ВСЁ, что происходило в 90-ые с церковью. Он же всё-таки в УрГУ учился. Как раз в 87-м поступил, в этом же году я в УрГУ выступала на археографической конференции, познакомилась с тамошними историками-археографами, и зуб даю, что в УрГУ была отличная школа, пусть Пихоя после запутался в политических играх с Ельциным.

Иванова, правда, отчислили. То есть он двоечником был. Потом всё-таки доучился, написал давненько уже, оказывается, свой опус про "сердце Пармы", а теперь экранизировали его.

Лет 10 назад читала-смотрела про "Географа, который глобус пропил", впечатление осталось скорее благоприятное. Служкин вполне симпатичный получился герой, не встраивающийся в хищную действительность. Читала, помню, и думала: а так можно было? У самой опыт выживания в 90-ые и после пожестче был.

Поэтому остался вопрос, может, это сценаристы испохабили роман и ивановский пермский князь Михаил там тоже вроде Служкина, слабый, но честный человек. Но проверять и читать почему-то не хочется. Потому что не слышала, чтобы Иванов протестовал против фильма.

Пересмотрела недавно французский "Дом", точнее, вторую часть впервые. Два двухчасовых фильма невероятной красоты и пронзительности. Ян Артрюс-Бертран  полтора года снимал с вертолёта картины разрушения человеком своего дома, планеты Земля. Когда впервые посмотрела этот фильм, помню, отказалась от пластиковых пакетов и стирального порошка. Хотела бы совсем отказаться от мяса, но по разным причинам не получается, только в посты, то есть наполовину.

Это я к тому, что пока в "прогнившей Европе" снимают такие фильмы, российский высокодуховный кинематограф выдал "Сердце Пармы". Вот не думаю про это обычно, но тут пробило: да если бы на эти деньги снять с вертолёта пейзажи коми и пермской земель и Урала, с сохранившейся там ещё природной красотой и картинами её разрушения, то какой бы фильм вышел! У Барбюса России мало, почти совсем нет.

Это я к тому, что даже фантазии Иванова и К на тему епископов пермских ( хоть бы имена поменяли!) не задели меня так, как общий осадок от фильма, дескать, христианская цивилизация "московитов" припёрлась в Парму, где жили-поживали разные народы, не без распрей, но перед лицом московитов, вселенского зла, они все вместе забрались на колокольню помолиться Единому.

Не только это место перемотала, но это особенно дерябнуло, эдакий средневековый нью-эйдж, ой, дайте водицы чистой, тошнит меня, грешную, от такого перевёртыша, всё с ног на голову.

Может, создатели просто слышали звон, да не знают, откуда он, вот и получилась помесь ежа с ужом, Аватара с Игрой престолов? То есть они не по идейной части, а по видовой? Прокудливую берёзу красиво сняли и вообще...

Не знаю, но мне вот тошно стало. Нельзя, недопустимо, неприемлемо мешать Божий дар с грязью. 25 лет назад для коми журнала "Арт"  написала большую статью о первых епископах пермских с приложением текстов посмертных чудес, записанных на месте их погребения в Усть-Выми. В Вологодском архиве нашла рукопись и переписала. То есть веками их гробница почиталась. Потом взорвали. Потом удалось восстановить, к 600-летию преставления равноапостольного Стефана Пермского. А теперь вот "Сердце Пармы", по моим ощущениям ничуть не лучше бесовщины 30-х.

Да, сама не без греха, живу с двойной моралью: западные вампуки меня не оскорбляют, мало ли что там у них снимают. Но когда те же ядовитые семена на родной почве прорастают - места себе не нахожу.

Пользу только одну вижу: святитель Иона ( Евгений Миронов) в фильме говорит воеводе "московитов": - Не трогайте людей! Пройдите рейдом по кумирням, сожгите, а с людьми я сам разберусь.

Ох, как я его понимаю. Сжечь, сжечь поганое идолище, фонд кино, или как оно там теперь называется!  Но не помогает ведь. Хочется плакать, так на душе муторно. Как всё-таки одичали за сто лет люди. И сто лет назад не было рая на земле, но всё-таки была в РИ и цензура, и повсеместные церковно-приходские школы, и если тогда такой катастрофой это обернулось, то чего сейчас ожидать?

Не знаю, радоваться тому, что далеко теперь от Усть-Выми живу или печалиться. Хочется выйти с плакатом "Не плюйте в сердце!" к месту взорванного Стефановского собора, где теперь идолище стоит, и чтобы арестовали, помурыжили... Может, тогда полегчало бы.

Святые святители и просветители пермские Стефан, Герасим, Питирим и Иона, молите Вседержителя помиловать нас, грешный и немощный остаток христиан!


Рецензии