Сердце Пармы. Вампука одичания

Сегодня память святителей пермских Герасима, Питирима и Ионы, и по этому поводу ничего лучше не пришло мне, несчастной, в голову, чем посмотреть "Сердце Пармы".

Алексей Иванов на несколько лет младше меня, и поэтому первым делом задала себе вопрос, как могло совсем мимо него пройти ВСЁ, что происходило в 90-ые с церковью. Он же всё-таки в УрГУ учился. Как раз в 87-м поступил, в том году я в УрГУ выступала на археографической конференции, познакомилась с тамошними историками-археографами, и зуб даю, что в УрГУ была отличная школа, пусть Пихоя после запутался в политических играх с Ельциным.

Иванова, правда, отчислили. То есть он двоечником был. Потом всё-таки доучился, написал давненько уже свой опус про "сердце Пармы", а теперь экранизировали его.

Лет 10 назад читала-смотрела про "Географа, который глобус пропил", впечатление осталось скорее благоприятное. Служкин вполне симпатичный получился герой, не встраивающийся в хищную действительность. Читала, помню, и думала: а так можно было? У самой опыт выживания в 90-ые и после пожестче был.

Поэтому остался вопрос, может, это сценаристы испохабили роман и ивановский пермский князь Михаил  тоже вроде Служкина, слабый, но честный человек. Но проверять и читать не хочется, не слышала, чтобы Иванов протестовал против фильма.

Пересмотрела недавно французский "Дом". Два двухчасовых фильма невероятной красоты и пронзительности. Ян Артрюс-Бертран  полтора года снимал с вертолёта картины разрушения человеком своего дома, планеты Земля.

Когда впервые посмотрела этот фильм, помню, отказалась от пластиковых пакетов и стирального порошка. Хотела бы совсем отказаться от мяса, но по разным причинам не получается, только в посты, то есть наполовину.

Это я к тому, что пока в "прогнившей Европе" снимают такие фильмы, российский высокодуховный кинематограф выдал "Сердце Пармы". Да если бы на эти деньги снять с вертолёта пейзажи коми и пермской земель и Урала с сохранившейся там ещё природной красотой и картинами её разрушения, то какой бы фильм вышел! У Барбюса России мало, почти совсем нет.

Фантазии Иванова и К на тему епископов пермских (хоть бы имена поменяли!) не задели меня так, как общий осадок от фильма, дескать, христианская цивилизация "московитов" припёрлась в Парму, где жили-поживали разные народы, не без распрей, но перед лицом московитов, вселенского зла, они все вместе забрались на колокольню помолиться Единому.

Эдакий средневековый нью-эйдж, ой, дайте водицы чистой, тошнит от такого перевёртыша, всё с ног на голову.

Может, создатели просто слышали звон, да не знают, откуда он, вот и получилась помесь ежа с ужом, Аватара с Игрой престолов? То есть они не по идейной части, а по видовой? 

Не знаю, но тошно стало. Нельзя, недопустимо, неприемлемо мешать Божий дар с грязью. 25 лет назад для коми журнала "Арт"  написала большую статью о первых епископах пермских с приложением текстов посмертных чудес, записанных на месте их погребения в Усть-Выми. В Вологодском архиве нашла рукопись и переписала. То есть веками их гробница почиталась. Потом взорвали. Потом удалось восстановить, к 600-летию преставления равноапостольного Стефана Пермского. А теперь сняли "Сердце Пармы", что по моим ощущениям ничуть не лучше бесовщины 30-х.

Да, сама не без греха, живу с двойной моралью: западные вампуки меня не оскорбляют, мало ли что там у них снимают. Но когда те же ядовитые семена у нас прорастают - места себе не нахожу.

Святитель Иона (Евгений Миронов) в фильме говорит воеводе "московитов":

 - Не трогайте людей! Пройдите рейдом по кумирням, сожгите, а с людьми я сам разберусь.

Ох, как я его понимаю. Сжечь, сжечь поганое идолище, фонд кино, или как оно там теперь называется! Как всё-таки одичали за сто лет люди. И сто лет назад не было рая на земле, но всё-таки были в РИ и цензура, и повсеместные церковно-приходские школы, и если тогда такой катастрофой это обернулось, то чего сейчас ожидать?

Не знаю, радоваться тому, что далеко теперь от Усть-Выми живу или печалиться. Хочется выйти с плакатом "Не плюйте в сердце!" к месту взорванного Стефановского собора, где теперь идолище стоит. Может, тогда полегчало бы.

Святые святители и просветители пермские Стефан, Герасим, Питирим и Иона, молите Вседержителя помиловать нас!


Рецензии