СПб. Достоевский. 730 шагов
Из Питера вернулась удовлетворённая! 2 театра! Пышки, булочки, тортики! Обкушамшись всяких вкусных сдобных тестоизделий! Поездка в СПб - полнейшая импровизация. Сначала просто захотелось в театр. Вне Москвы. И непременно на шедевр. На перформанс за пределами столицы указывал календарный период. Был месяц март. А точнее - предвосьмимартовье. (Ого, я уже изобретаю свои авторские словечки...) Как выяснилось, часть населения страны отправлена на аж - 4-дневный отдых. И прожить его надо не абы как... чтоб не было мучительно грустно от нелепо проведённых праздничных деньков!..
Задачи и цели
были ясны у Эли...
Вот и завертелся шерстёж по главным театральным центрам России: Воронеж, Екатеринбург, Серов, Петербург. Решила остановиться на Петербурге. Отдала предпочтение премьере Ю. Бутусова. Совсем свежая работа "Сон об осени". Драматургия Ю. Фоссе. И тут же, не раздумывая приобрела билет на спектакль. А уж потом позаботилась о проезде. И о проживании. Про выбранный хостел обязательно вставлю. Охарактеризую. Уникальный. В смысле цены. 160 р. В сутки. Я сначала подумала, что пропустила ещё один нолик в конце. Пригляделась - точно - 160. И на Невском - в 5 минутах ходьбы от Московского вокзала. Бронирую. Вера моя была в сильном сомнении, что это адекватный хостел. Наказала мне сразу с поезда разыскать его месторасположение и осмотреть условия по факту. Разыскала. Хотя и с трудом. Нигде никаких указателей, даже на подъезде вывески названия "Хостел-Star" - не было. "Хостел-Star" - супер-звёздный, значит! - в переносном смысле, и я это оценила!.. В общем, в свой "Хостел-Star" я попала через Гамак... - из "Hamaccy" - то есть... Как ни парадоксально - в "Хостел-Star" меня привел консьерж именно - хостела - "Hamaccy". В Гамак я зашла от отчаяния. Но проблема была быстро решена. Парень из Гамака весело сказал, что "Хостел-Star" прямо над "Hamaccy". Вхожу - очень даже миленько. Картины, кухня, барная стойка. Только без бара и без бармена. Сразу до оплаты попросила показать койко-место. Нормально. Верхний ярус. С бортиками. Сойдёт. За постельное бельё 50 рублей. Итого - 210 р. Дешёвая плата... Комната просторная. Я уже прикинула, что для работы со спиной - мне вполне хватит места на полУ. Что я и делала - на ночь и с утра. Номер был смешанный. Юноши на других койках, лениво растянувшись, резались в азартную игру - кажется, в покер. Меня совершенно не волновало - вглядываются они в меня, в мои активные действия в пространстве пола... Это вечером. А утром я занималась под аккомпанемент храпа. Молодёжь здесь поздно пробуждается. Потому как и укладывается под утро. Я уходила из отеля в 11.30 - они ещё почивать изволили. Кухня, коридор и туалет с душевыми украшены креативными художественными работами, плакатами, призывами. В кухне висела картина - немного напоминала стиль Кандинского. В коридоре в нишах полок расставлены башни в ряд - Эйфелева, Пизанская, Берлинская - а из какого материала поделки - только догадываюсь. Мне показалось - из зубочисток, покрашенных белой краской. В туалете, присев на унитаз, на уровне своих глаз - сидячего же положения - прочтёте "Оду Толчку". Я дословно не помню - но что-то, - мол "не кормите бумагой унитаз, у него особая диета... тра-та-та... уважайте нашего дорогого фарфорового друга... Иначе он подавится, обидится, надолго выйдет из трудовой жизнедеятельности и всем станет плохо, тоскливо..." - всё в стихах. На холодильнике - яркие словообороты и выражения - предостережения, чтоб не тырили чужие продукты. И тоже в интересных литературных приёмах. Чувствуется, хостел оформляли знающие люди с большим литературным вкусом!.. Народ тут обитал всякий. В основном - трудовой и рабочий. В прямом смысле. Из туристов была я, пара из Гонконга, ещё юноша-студент и 2 девушки. А всего в хостеле проживало 26 человек. Две комнаты на 8 человек, одна - на 10. Я - в 10-коечной. Тут поселились специалисты самых разнообразных профессий. Все они трудились на благо СПб - кто строителем, кто барменом, кто слесарем. Днём трудились, а вечерами и праздниками - расслаблялись. Музыка, покер, задушевные беседы. И кулинарили. Мужчины готовили себе обеды, завтраки, ужины. Очень интересный персонаж там бродил. Загипсованный индус. На костылях. Оказалось - не индус, а араб. Из Дубая. Сын миллионера, якобы... Его историю я узнала за утренним чаем на следующий день после заезда. А самого-то индуса-араба в день заселения уже заметила. Оказалось, что этот загипсованный индус из Дубая - ещё и страдает алкогольной зависимостью. И именно по этой причине его выкинули из Гамака - из нижнего хостела. А мой - Хостел - Star - пожалел и подобрал. И утром - когда я после растяжки на полу пила чай на кухне - там полным ходом шло обсуждение, - что делать с арабо-эмиратским алкоголиком в гипсе. Всех сотрудников, всех ребят, проживающих в хостеле волновала судьба травмированного. Они его содержали, кормили, давали приют. За свои деньги звонили папе-миллионеру в Дубай, чтобы тот выслал деньги на лечение. Рассказали, что сын попал под машину - в результате повреждена нога. Деньги были высланы. Но загипсованный юноша их, ко всеобщему огорчению - пропил. Ребята совещались меж собой, не обращая на меня внимания. И я поняла так, что если б парень не бухал, его бы и дальше любезно обогревали заботливым вниманием, обслуживали. Спиртовой разгул араба всем портил дело. И главное - никто не говорил по-английски, чтоб вразумить пьющего гостя с Ближнего Востока. Кое-как попытался один парень - обратился к арабу на жестко-ломаном английском. Но тот не особо понял, что от него хотят... Из истории немного понятно было, что ещё в Дубае, в период отрочества у этого эмиратского араба возникли какие-то проблемы с отцом: юноша впал в депрессию и отправился колесить по миру. Он, якобы практикующий врач. НЕдоучившийся. В каком-то российском медицинском учреждении был студентом. Это всё мне мальчик-консьерж поведал. И, оказывается, в гипсе араб ходит уже более 2-х месяцев. Гипс давно пора снять... И это, казалось, беспокоит больше ребят, чем самого травмированного... Вот такие грустные истории живут в питерских хостелах. Ребята были в замешательстве - с 1-й стороны жалели дубайского парня, с другой стороны - он же бухает. И всё силились ему объяснить, что если ещё раз он придёт пьяный - его просто-напросто выгонят. Мне тоже было печально от всей этой истории. Но моё время поселения здесь иссякало, пора сдавать койко-место. Да, а со мной вместе завтракали молодые парень с девушкой из Гонконга - они тоже были в некотором роде смущены, чувствовали напряжённую атмосферу. Я с ними нашла общую тему - театральную, конечно. Рассказала, что в Гонконге в 2014 году смотрела Кантонскую оперу. А они мне сказали, что в Большом театре видели балет Чайковского "Щелкунчик". Они так трогательно произносили: "Щелкунчик", "Чайковский". И правильно произносили. Без акцента. Только по слогам немножко растягивали. Главное - вчера мы с этой парой заселялись почти одновременно. Я чуть раньше. И тоже - они выбились из сил с нами, с русскими - никто же не говорит по-английски. Ни дежурный сотрудник хостела, ни работяги, которые несколько месяцев здесь живут, ни мы, туристы. По-английски говорил только дубайский гражданин в гипсе. Он был датый - стоял тут рядом. Но что он мог спьяну объяснить про хостел, про Петербург - ребятам из Гонконга... А ребята и так, и сяк - и медленно по-английски, и пробовали - может, по-французски кто лопочет... Нет... Глухо... Такие мы тут собрались... полиглоты... "Гонконговцы" были слегка шокированы. Никак, никто, ни на каком другом наречии - только на родном русском... Элементарных вопросов не решить. Российская молодёжь вокруг, но они все самокритично и яростно сожалели, что не знают английского. А все, между тем, высказывали свои заветные мечты: кто в Нью-Йорк хочет, кто на Ибице и на Северном Гоа поклубиться, кто в Амстердам - кислотных пирожков выкушать...
Вот с такой обнажённой жизнью самые экономичные хостелы Питера... Всё смешалось в Санкт-Петербурге... И СПб - как выяснилось - город контрастов...
Теперь про прекрасное. Как я уже поведала, после поезда доскакала до хостела, заселилась и - скорее - на питерский невский воздух! Я уже решила, что этот первый день - оставшихся полдня - посвятить Достоевскому. Тема: Петербург Достоевского. Первый пункт - Дом Раскольникова - на Столярном переулке, 5. И дальше - 730 знаменитых шагов до Дома старухи-процентщицы - на Средней Подъяческой ул., 15А. Зашла - и очень осторожно - во двор-колодец, увидела подъезд, где по легенде жила бабка-процентщица. Этаж и квартира - этого мне неизвестно... Но двор... каков двор - я ступила туда, волнительным небыстрым шагом прошла в центр "колодца", остановилась... И почувствовала такое ощущение - не могу описать... Я будто попала на страницы романа. Реально - как персонаж. Но только я здесь не главное действующее лицо, а второстепенное, вроде немого свидетеля - и которого нет в самом романе "Преступление и наказание". Т.е., я - немой свидетель - и этот персонаж, не издающий ни единого слова, возник в результате моей личной фантазии... Господи, а не брежу ли я?.. Я будто не во двор, а в роман "шагнула". И существую - и в романе, и за его пределами... как-то так. Потому что в этом дворе бабки-процентщицы я чётко ощутила эту зловещую атмосферу - и какая-то особая тишина тут стояла. Может, это действительно сильный всплеск моей фантазии. Я там была минут 5-6. Медленно ходила от подъезда к подъезду. Всего 4 подъезда. Я почти сразу вычислила бабкин подъезд. Чуть позже оттуда вышли жильцы с пакетом мусора. Я у них уточнила, они подтвердили. Что они живут в бабкином подъезде. Но, возможно, они подшутили надо мной... но для меня это неважно... У меня получилось больше шагов, чем у Раскольникова. Потому что я сбилась с пути. Много лишних кругов навернула.
Далее - продолжаю День Достоевского в СПб. Музей-квартира Фёдора Михайловича в Кузнечном переулке. Дом 5/2. Тут прекрасный экскурсовод. Я случайно "прилепилась" к группе. Хоть и не люблю групповуху, но - бывают гениальные экскурсоводы, истинные знатоки своего дела. Мимо этой женщины я не смогла пройти. В тот момент, когда я проходила в гостиную Достоевских, экскурсовод рассказывала о последних секундах жизни писателя. И конкретно - Дочка Любочка - надписала на папиной папиросной коробке: "Сегодня умер папа" и - рядом - время и дата (но я не запомнила, какие именно это были секунды...). Ещё я запомнила рассказ экскурсовода в детской. "Поскольку Фёдор Михайлович работал ночами, просыпался он поздно, в двенадцать-в час дня - детям было строго-настрого запрещено шуметь и громко возиться. И чтобы как-то занять детишек, взрослые придумали игру "Почта", которую с интересом подхватили дети.. Так сказать, "утренняя почта". Каждый ребёнок писал письмо папе. Это было самое настоящее письмо: сами делали конвертики, писали - кому адресовано, сами сочиняли. На столе лежали копии детских писем. Фрагмент одного из них экскурсовод зачитала: "Папа, а что ты в следующий раз нам из гостинцев принесёшь?" Это письмо маленького Феди. Письма запечатывали - и подсовывали под дверь папиного кабинета. Чтобы он, проснувшись, сразу их прочёл. В музее много вещей, которые здесь находились при жизни писателя. В основном - это детские игрушки - фарфоровые куклы, лошадки, кукольная посудка. Из мебели - стол в гостиной. Папиросы - несколько папирос и коробка от папирос."
Посещение музея у меня было немножко смазано. Не всю интересную информацию я услышала и запомнила. Потому что мне надо было в театр Ленсовет, близилось начало спектакля "Сон об осени". У Ю.Бутусова, как всегда интересно, с потрясающим музыкальным оформлением. Как он удивительно тонко подбирает музыку к своим спектаклям. Всегда очень гармонично с драматургией - текст, сценография, персонажи, пластика, музыка - всё в целом несёт такой мощный заряд, колоссальную смысловую нагрузку. В чёрных тонах - и одежда, и сценический реквизит, и грим - всё так символично... И даже то, как актёры произносят текст - подчёркнуто-беспристрастно, почти без эмоций. Только меняющаяся мера интонации - то едва слышимая, то усиливающаяся. Действие происходит на кладбище... Спектакль, конечно, не перескажешь. Ю. Фоссе - автор пьесы - "наследник" таких драматургов, как Г. Ибсен, М. Метерлинк. А это особый - условный театр. Где властвуют символы, знаки. Где "слова падают медленно, гулко, будто капли в колодец..."
После спектакля у меня продолжение - уже - вечер Достоевского. Я отправилась на ул. Чайковского, д. 17 - там на улице, вдоль дома, креативные художники на строительной сетке живописно изобразили одного из главных персонажей "Преступления и наказания" - Раскольникова. Это целая мизансцена: Раскольников, занёсший высоко топор, чуть ниже - старуха-процентщица - Алёна Ивановна, корчится в испуге. В вечерний час эта композиция смотрелась жутковато. Для такой цели - сеточка в меру освещалась. Фото удалось! И весь День Достоевского в Петербурге - 6 марта - разве не чудо?
А ещё был следующий день в СПб - 7 марта. С другой тематикой.
6 марта у меня параллельно с эстетическим восприятием хорошо легло и чревоугодное. Ничто человеческое мне не чуждо... Какие тут пирожки, пончики, булочки... Свежее, пышное, горрррячее!! Ну оторвалась... Особенно на пончиках! Давно я ими не баловалась! А тут на пути - да на каждом шагу - ну как не зайти! Но всё же более 3-х пончиков за 1 заход я не принимала. Хотелось очень... Но я себя воспитываю вовремя сказать: "Стоп, Эля! сама же потом будешь не рада!" От пресыщения теряется вся прелесть приятной вкусной пищи! Надо уметь чуть-чуть не доесть; учиться понять и поймать этот момент, почувствовать. А для этого - очень просто: кушайте помедленнее, с чувством, с толком. Потому что желудочно-утробная сытость приходит не сразу, постепенно. Следовательно, включи здравый мозг и адекватно реши - что и сколько в конкретной трапезе требуется именно тебе. Тут советчики не должны присутствовать. Сам себе режиссёр... Так-то вот... Каждый раз - борьба...
Утро 7-го марта я частично описала. Героем дня по-прежнему был арабо-индус. С 2-хмесячным гипсом. С виноватым взглядом. Он понимал, что делает нехорошо, что пропивает папины деньги. А давно пора снимать гипс, делать рентген. О чём он думает?.. Все пытались его вразумить... В общем, в хостеле "Суперстар" - по-прежнему, на повестке дня загипсованный пьяный арабо-эмират... Ну, дай бог, чтобы всё разрешилось адекватно. Напившись чаю, я отправилась к двери в ... никуда. Есть такая на Васильевском острове. Там на маленькой узенькой улочке, носящей имя Репина, в доме 45 самая настоящая "дверь в никуда"... На уровне второго этажа вместо окна - реально - дверь, - сделана из деревянных узеньких вытянутых брусочков, плотно спрессованных меж собой; и как неотъемлемая часть двери - ручка. Всё как положено, блестит ручка металлическим серебряным сиянием. Дверь, надо отметить - плотно закрыта. Не болтается. На фото отобразилось. Особенно явно видно, что это дверь, если чуть увеличить изображение. Со своего хостела я отправилась в "никудашнюю дверь" на троллейбусе номер 11. Он прямёхонько идёт с Невского до Васильевского острова. Проехалась с прекрасным видом за окном. Да ещё с лекцией кондуктора лично для меня. Ему понравилась моя шапочка с рожками, а когда я её скинула (жарковато было в троллейбусе!) и обнажила свою красно-блондинистую стрижку - говорит: "а под рожками ещё интереснее!"
После дверки - паааааааааааашла гулять пешком - в сторону Невы. Мимо скверика Репина, через Дворцовый Мост и далее - по набережной вдоль Эрмитажа с одной стороны, а с другой - Нева, пока вся во льдах. Пропёхала до другого моста чрез большую Неву и к метро Горьковская. Мне к 2-м часам дня назначено явиться в гости. К дальним родственникам. Которых я не видела лет 7-8 точно. Хорошие люди. Но как-то не складывалось часто свидиться. Живут они на Парке Победы. На Московском проспекте. Шикарный широкий проспект. А рядом - улица Бассейная. Где жил один рассеянный!.. Мои милые родственники напоили меня натуральным свежим крепким кофе. Картошкой с грибами - лично собранными в экологически чистом лесном пространстве района Любань. Петербургской области. И ещё я отведала солёных грибов - таких же экологически чистых. Среднее, молодое и совсем юное поколение моих родственников ведёт замечательный спортивно-активный образ жизни. Нина - мне она вроде как племянница пятиюродного уровня - с 14 лет занимается спортивным ориентированием. Имеет уже сертификат суперопытного победителя соревнований "Бегущий город". А сынишка её - 5-летний Тимофей - чудесный мальчик. И уже - сноубордист. Мне показали его минидосочку - специально под его нынешний рост. Кстати, мама-Нина тоже на доске стоит. И успешно катается. Правда, не с 4-х лет. Этот вид спорта пришёл к нам в Россию не так давно - в конце 80-х прошлого 20-го века. Прекрасный позитивный образ жизни!
Свидетельство о публикации №223021100918