Современный урок в Фундриковской школе

В минувшую пятницу учителя-словесники Семеновского района осуществили  рабочую поездку в Фундриковскую школу. Педагог с двадцатилетним стажем, учитель русского языка и литературы Соловьева Ирина Александровна проводила открытый урок.

Школа в деревне Фундриково находится в стороне от центральной улицы, в очень тихом, спокойном месте. Чтобы туда попасть, нужно перебраться через речку Козленец по деревянному мосту, а потом подняться на пригорок. Рядом со школой всего два жилых дома, остальные находятся за  мостом. Свежий весенний воздух, солнечный день, пение птиц, а, главное, общая умиротворенность – вот что нас встретило в деревне.

Навстречу гостям вышла Ирина Александровна. Ровно в 9:25 начался урок. В пятом классе всего двое ребят – Марина Гарасёва и Андрей Зимин. Оба учатся хорошо, и на этот раз, как обычно,  они продемонстрировали прекрасное знание русского языка. Характер занятия задавала творческая жилка самого учителя. Ирина Александровна проявляет себя в самых разных сферах: хорошо рисует, прекрасно поет, играет на гитаре, сочиняет замечательные стихи, ну, и конечно, отлично проводит уроки. Кстати, слова для физкультминутки, проведенной с ребятами, она тоже придумала сама. Дети без труда справлялись с непростыми заданиями необычного урока.

Немного о том, в чем заключается его нестандартность. Сейчас в образовании очень популярным становится такое новшество, как метапредметность. В целом это напоминает подход в обучении, введенный еще в советской школе 1920-х годов. Суть его в том, что одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. Например, на уроке истории изучают труд рабочих в дореволюционной России. Ответ на этот вопрос разыскивают, например, в литературе – художественной, публицистической, политической, документальной, - живописи, музыке, кинематографе, - то есть в тех сферах искусства, которые так или иначе рассматривают  эту проблему. При сопоставлении разных точек зрения получается полная, подробная  характеристика явления, а урок выходит интересным и увлекательным. Внимание школьника постоянно переключается, он не успевает уставать, а смена деятельности, как известно, способствует успешной работе и более качественному усвоению материала.

Ирина Александровна предложила ребятам найти глаголы изъявительного наклонения сначала в стихотворении А.А. Блока, затем – в тексте на экологическую тему. Получилась связь сразу нескольких учебных дисциплин – русского языка, литературы, экологии, а еще - истории, потому как авария на Чернобыльской АЭС, о которой шла речь, стала уже страницей нашей исторической памяти.

По результатам урока ребята получили по две оценки – оба «хорошо» и «отлично». Чувствовалось доброжелательное и в то же время требовательное отношение учителя к своим воспитанникам. Положительный результат от этого явно на лицо: Андрей и Марина занимаются хорошо не только потому, что это надо -  им просто нравится учиться.

Школа занимает деревянное здание, построенное более полувека назад. В нем находишься с удовольствием: уютные, светлые, оборудованные современной мультимедийной техникой  классы, тишина, и, что самое интересное – высокие, до потолка, обитые железом  печи, оставшиеся в школе еще с тех пор, когда не было парового отопления. Они словно памятники прошлого присутствуют в каждом классе. Ломать их не стали: потребовался бы большой капитальный ремонт, да, думается, этого и делать не стоит: пусть дети побольше знают о том, как жили и учились их предшественники.

После обсуждения урока Ирина Александровна показала нам  главную местную достопримечательность, исторический памятник областного значения – улангерскую сосну. Она находится на краю почти полностью исчезнувшей деревеньки Улангерь. Сосна необыкновенно толста: чтобы ее обхватить, трое взрослых должны прислониться к стволу и широко распахнуть свои объятия, что впрочем, делается не зря. Говорят, желания, прошептанные этому старому  гиганту, обязательно исполняются. А дерево и в самом деле историческое: ему около трехсот лет.

Из деревни не хотелось уезжать – так гостеприимно нас встретили и настолько хороша там природа. Жаль только, что здесь учится лишь 26 ребят. В этом году Фундриковская школа отмечает свой столетний юбилей. Пусть и в дальнейшем она продолжит свою достойную историю.


апрель 2012

Примечание: Фундриковская школа была закрыта в 2015 году, а в марте 2022 года сгорело и само здание.


Рецензии