Терема. Первая публикация 19. 02. 1987

ТЕРЕМА

- Откуда ты, странник? Куда ты. залетная птица?
Что ищешь ты в этом далеком суровом краю?
- Я песни ишу, я хочу красотою напиться.
Россия! Мечтаю я в тайну проникнуть твою!
- Твой путь непонятен, дорога твоя неизвестна,
А песни, их много и всех никогда не споешь.
- Я знаю. Но пела же здесь комсомольские песни
И грелась костром у палатки твоя молодежь.
- Ты прав, незнакомец: что было, то было,нет спору...
Мечтали и верили, что сотворят чудеса.
Такие же странники строили сказочный город.
- Ты знала мечгы их, ты слышала их голоса.
И вот этот город вознесся над древним Уралом,.
Скажи без утайки, такой ли, как грезилось тем,
Кто первые стены рубил? Что с мечтами их стало?
И все ли согреты теплом белокаменных стен?
- Согреты не все, от тебя, незнакомец , не скрою:
Есть в городе этом дома — неказисты на вид...
Когда-то селились в них первые града герои
Они — на горе, под горою град-сказка стоит.

РОЖДЕНИЕ

Вопрос с жильем никогда не стоял в Качканаре так остро, как в 1960 году. Руководство стройки приняло решение об одновременном строительстве большого количества деревянных брусчатых  домов.  Они должны были решить проблему жилья на первое время, пока не будет построен основной жилой фонд. В 1961 году практически все деревянные дома на 4 «а» микрорайоне были построены.
Фундаменты — из бутового камня, который брали здесь же, у основания горы Долгой. Брус и детали к домам везли из Красноярского края, в комплекте. К 10 мая была закончена рубка стен. К ноябрьским праздникам строительство было завершено «вчерне», как сказано в актах.
Сразу после новогодних праздников началось заселение. 22 из 49 деревянных домов были 16-квартирные, остальные - типа общежитий. В первую очередь были заселены дома №№ 84, 85, 86 - семьями железнодорожников, следом ча ними дом № 87 - работниками орса. Дома с 54 но 64 заняли строители. Тогда строители выделяли ГОКу 15 процентов жилья, другим организациям - 10. Три четверти фонда оставалось за строителями.
В 1961 году было создано первое домоуправление. В 1962-м закончено строительствЬ детсада № 6. В 1963-м создается хоздвор, на котором располагаются склады домоуправления. В 1964 году строится детсад №9.
К 1965 ГОДУ формирование микрорайона в целом закончено. К 50-летию Великого Октября вводится в действие ретрансляционная телевышка. В 1980 году строится последнее здание микрорайона — управление СУ-1.
Отдельные дома некоторое время использовались не в качестве жилья. В доме №77, например, располагался школьный интернат для учащихся старших классов из Именновского и Валернановского. В доме №66 находился учебный комбинат, готовивший квалифицированные кадры для ГОКа. Ныне в микрорайоне осталось лишь три таких дома: № 70, где располагается контора ЖКО, №93 - занят отделом рабочего снабжении, но долгое время здесь была прописана поликлиника, №66 - здесь действует стоматологическая поликлиника.
4 «а» микрорайон возводился в основном силами строительного управления №1, начальником которого был Семен Степанович Мальцев.
Основными строительными инструментами были ручная пила (нпог.та бензопила «Дружба»), топор да бурав. Нагель - деталь, соединяющая брусья, из которых возводился .дом, - как правило, деревянный, иногда металлический. Брус клали на паклю или мох.
Нередко новоселы въезжали в дома с еще незаконченной отделкой. В 16-квартирных домах уже в 1962 году сами жнльцы начали устанавливать ванны. Покупали их в Теплой Горе.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА

Обойдя наугад несколько домов четвертого «а» я понял, что здесь живут три категории жильцов. Первая — те, кто ждет в ближайшие два-три года квартиру в каменном доме. В основном это многодетные семьи. Вторая — те, кто не особенно верит в улучшение жилищных условий в течение ближайших семи - десяти лет. В основном это пенсионеры, малосемейные и одинокие люди. К третьей категории относятся те, кто ничего не ждет и ни на что не надеется. Таких не очень много, но они есть. Т^т~и".1^ ;г•н всерьез задумываются над тем, чтобы покинуть Качканар.
Все в один голос говорят о том, что «деревяшки» нужно сносить. Даже отремонтированные здания не влекут к себе жильцов. Дома в 4 «а» являются по сути дела перевалочной базой, временным пристанищем.
Действительно, бытовые заботы обитателей четвертого «а» заставляют задуматься. В комнате площадью 12 квадратных метров живет семья из трех-четырех человек. Я видел плитку, на которой готовят на семью нз шести человек. Мебель — миниатюрная. Все трое спят на одном диване. Когда ребенку надо делать уроки, второму некуда приткнуться. После смены или перед ней ни о каком серьезном отдыхе не может быть и речи.               
Два туалета на 15—19 человек и два умывальника не создают нормальных гигиенических условий. Утром и вечером там и там очередь. На кухне натянута проволока для сушки белья: десять ниток, общая длина — около тридцати метров. Когда две семьи развесят белье — в кухне не пройти. Большинство опрошенных живут в таких условиях по пять-восемь, некоторые  по 15—20 лет.
- Дали бы нам материалы, мы бы не хуже хваленых МЖК сделали! — таково резюме нашей коллективной беседы в одном из общежитий.
А надо ли сносить эти дома? .

СЕВЕРНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ

Поселок Первых пятилеток в Архангельске очень похож на Качканар. Рядом с большой группой деревянных домов высятся современные пятиэтажные и девятиэтажные здания.
Когда местный отдел капитального строительства разработал программу реконструкции деревянных домов и приступил к ее осуществлению, в очереди на жилье началось раздвоение. Если раньше жители «деревяшек» мечтали поскорее попасть в каменный дом, то теперь многие захотели жить в деревянных. Ничего особенного ремонтники не придумывали. Просто проводили внутреннюю перепланировку и вместо 24-квартирного (квартиры однокомнатные без особых удобств) дома появлялся 8—12-квартирный (в каждой квартире ванна, просторная кухня, широкая прихожая). Снаружи дом оформлялся в лучших традициях русского деревянного зодчества: резные наличники, фигурная обшивка, красивые крылечки, цветные витражи. Глянешь и ахнешь: терем да и только! Вот людям и захотелось жить в теремах.

НЕСКОЛЬКО ЦИФР

Один из жителей 4 «а» микрорайона в беседе запальчиво заявил, что по генплану развития, города все деревянные дома пойдут под снос. Если это так, придется снести самое малое тысячу квартир.
Но ведь брус, из которого сделаны дома, может прослужить еще 50—70 лет. Если, конечно, не прикрывать щели рейками, как это делает сейчас РСЦ, а полностью обшить дома отделочной доской. На город при этом потребуется 700 кубометров досок. Стоимость кубометра — 140 рублей, затраты — около 100 тысяч рублей. При капитальном ремонте, включающем в себя перепланировку домов, возможно создание прекрасных одно-, двух- и трехкомнатных квартир, которых в микрорайоне окажется около пятисот. Нужно ли отказываться от такого богатства? Не случится ли так, что в эти реконструированные дома начнут стремиться не меньше, чем а каменные?
Что касается ремонтно-строительного цеха ГОКа, то ему такую реконструкцию не осилить. Но при помощи жителей домов, которые прямо заявляют, что готовы бесплатно работать в свободное время н» перерланировке и ремонте своих домов, вопрос может и должен быть решен. Следует помнить, что при таком подходе к решению жилищного вопроса мы можем достичь значительного ускорения. Разумеется, возникает вопрос о выделении фондов, материалов, сантехнического оборудования, обоев и т.д., и т.п. Однако жизнь на то и жизнь, чтобы не только задавать, но и действительно решать встающие вопросы. И решать их энергично. Время требует именно такого подхода.

РАСПИСНОЙ ВЕНЕЦ ГОРОДА

С. И. Ожегов дает такое определение слову «терем»: «В Древней Руси верхняя часть жилого дома». Если рассматривать весь Качканар как большой прекрасный дом, то почему бы не завершить это здание красивым теремом? Вернее, теремами 4-го «а» микрорайона?

Поверь мне, однажды весною в туманном рассвете,
Сумев отрешиться от самых заманчивых снов,
На гору взойдешь ты и там обязательно встретишь,
Как в сказке, зачитанной с детства, страну теремов!
Резные крылечки, в узорах наличники окон,
Таинственный символ забытой седой старины,
Нельзя не напиться из этих чудесных истоков
Любимой Отчизны, великой и древней страны!
О вольная Русь! Там таится за каждым узором
Бессмертие славы безвестных твоих мастеров!
О, дай насмотреться на этот загадочный город!
О, дай насладиться красою твоих теремов!




НА СНИМКЕ: вверху — фотомонтаж Н. Вохмянина (слева — современный вид жилого дома в 4 «а» микрорайоне, справа — вариант возможной реконструкции фасада домов), внизу - варианты перепланировки домов.

Примечание. Как сообщил главный архитектор города, в ближайшие десять лет по генеральному плану никакого строительства в 4 «а» микрорайоне не предусмотрено.


^ сентября 1987 г.
ТЕРЕМА-2
ТЕРЕМА - Так называлась статья, опубликованная в нашей газете 19 февраля этого года и посвященная главной проблеме четвертого «а» микрорайона — что делать с «деревяшками»: сносить  или реконструировать?
В статье предлагалось: провести реконструкцию деревянного жилого фонда города и  создать, следуя опыту архангелогородцев, микрорайон теремов. Недавно наш корреспондент побывал в Архангельске и сегодня предлагает вашему вниманию подробный   рассказ об этом опыте.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В годы первых пятилеток   на большом острове дельты Северной Двины возник поселок рабочих большого предприятия — Соломбальского   целлюлозно - бумажного комбината. Построено было   87 деревянных двухэтажных домиков.
Отопление — печное. Вместо канализации — выгребные ямы. Между домами   длинные
дровяные сараи.
В 60-х гидах одновременно со строительством панельных   и кирпичных зданий начинается   реконструкция старых домов. Проводится   центральное отопление, подводится канализация. Но на фоне современных зданий этих усовершенствований оказались недостаточно. На приемах у заместителя генерального директора Соломбальского ЦБК по быту-стове «дв только с негативным оттенком.
Кирпичные и панельные дома   казались пределом мечтаний.
Это   уже   потом, попозже  начали  мы осознавать, что первые радости были,  мягко говоря,  чрезмерными. Оказалось, в частности, что каменные дома горят. Пореже, но пострашнее.   Выяснилось, что на восьмом этаже вода бывает реже, чем на третьем. Что в лифте можно, оказывается, застрять, и надолго. Обнаружилось, что с балконов люди иногда падают, и падают уже безо всяких удобств.
Отсутствие соседей тоже оказалось не всегда полезным. Например, при инфарктах и инсультах. Большое количество жителей в одной коробке привело к атрофии чувства родного дома.   Типовые проекты лишили своего лица многие города и районы. К тому же следует напомнить, что воздух в каменных домах какой-то другой, более спертый, менее естественный...
Одним словом, мы постепенно прозревали. Но деревяшки!    На них даже после появления ряда   удобств смотрели с недоверием и неприязнью. И тогда...

«Я—ЗА ДЕРЕВЯШКИ»  -

Говорит Шумихнна Нина  Александровча, старший мастер группы технической эстетики  производственного объединения Соломбальского ЦБК,
— Я сама живу в деревянном доме после  капитального ремонта и ни в каменный, ни в панельный переходить  не соглашусь.
Чистый воздух, большая кухня,   большие коридоры, гораздо лучший, чем в каменном
доме, климат. Прекрасно отделанные раздельные санузел и ванная.
Кроме того, особо хочу отметить, что деревянная часть города является  украшением современных    жилых массивов. У нас в поселке никто не помышлял всерьез о сносе деревянных    зданий.
Проводимая   реконструкция наглядно продемонстрировала эстетические возможности
этих домов.  Каждый неповторим,   каждый имеет свое лицо, как и весь поселок. Я — за деревяшки!

КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?

Когда же и как произошла такая разительная перемена в умонастроениях людей? Почему она произошла? Ведь сейчас в деревяшки рвуться из каменных жилых домов.
Одиннадцать лет назад прораб ремонтно - строительного управления СЦБК В.Н.Новоселов, ныне работающий в той же группе технической эстетики, затеял небывалое дело: он решил украсить один из капитально  реконструируемых его участком   домов.
Новоселову  оставалось как будто только перенести на «деревяшки» известные всему миру узоры   русских мастеров.
Однако перед Новоселовым   встал ряд серьезных    проблем: реконструкция  типовых деревяшек   по всему своему строю противоречит традиции. Механическое  перенесение
невозможно. Дом не становится  красивым.
Требовалось поискать новые варианты, найти свое решение оформления зданий.
Первый домик был отделан   незатейливо, оформили поясок наклонной доской, сделали простенькие узоры на наличниках. И,  о чудо, дом ожил!  Покрашенный свежей краской, он словно теплее стал, добрее.   Прохожие невольно замедляли шаг. Останавливались. Любовались.
Автором первых узоров был М. А. Солдатов, который показал Новоселову свои задумки на бумаге и сам же воплотил  их   в жизнь. Следующий домик отделали посложнее. Затем еще один — и опять иначе.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ

В отличие от наших деревяшек, архангельские стоят не на каменных фундаментах, потому что местность сильно    заболочена.
Сваи подгнивают, и от постоянной    сырости портятся два окладных венца из бруса Поэтому  капремонт здесь начинается  с замены части свай (под домом) и нижних рядов бруса. Это сильно удорожает ремонт. Узнавая, что наши домики стоят на каменном   основании, архангелогородцы с некоторой завистью говорили: «Здорово!»
В домах после работ на фундаментах проводят частичную  пере-
планировку, удаляют печи, полностью меняют оконные и дверные блоки, перебирают полы, штукатурят стены. Подшивают новые потолки. Полы в ванных и туалете отделывают метлахской плиткой, а стены — глазурованной керамической плиткой на полтора метра от пола. Стены квартир оклеиваются красивыми  обоями.  На кухнях устанавливают газовые плиты. В каждом подъезде по четыре квартиры — две на этаже.
При остеклении окон используют  цветное стекло,  в подъездах, кроме того, - стеклоблоки и стеклопрофилит. В некоторых случаях красят   стекла (специальным цветным лаком).
Когда внутренние отделочные работы заканчиваются, приступают к наружной   отделке. Весь дом обшивается вагонкой (тонкой доской - в  полдюйма, шириной 10-12 сантиметров). В зависимости от задумки мастеров и имеющегося материала.
1;"1^';1^:' В:11-п11Ка П1'Ч1^)Ч'
вастся  горизонтально, вертикально или наклонно. На одном доме могут встретиться все три варианта обшивки.
После обшивки обналичивают окна и двери, устраивают крыльца и оформляют «поясок» - широкую полоску между  окнами первого и второго этажей.
При покраске   используют нитрокраску, если не удалось раздобыть масляной, которая не только дольше держится, но и предохраняет дерево обшивки от порчи,   впитываясь в него. При подборе цветов пользуются мудрым правилом: не больше трех на дом.
Сочетания,  вызывающие наибольший эффект, такие: зеленый, белый, желтый; бежевый, белый, оранжевый; голубой, белый, красный.
Широко используются накладные элементы украшений. Большая их часть изготовляется на станках. Но ряд украшений может быть выполнен только вручную.
На весь капремонт уходит три-четыре месяца, на изготовление украшений - три-четыре недели, и изготавливаются они в комплекте на дом еще до начала ремонта. Обшивка дома и обналичка его  занимает три-пять дней.
В качестве материалов для обналички используются разные породы дерева, но в основном хвойные, точнее сосна. Она наиболее технологична.

ЛУЧШЕ РАЗ УВИДЕТЬ

Можно долго рассказывать о северных теремах. Но будет лучше, если вы, дорогой читатель,  зайдете  в редакцию нашей газеты и познакомитесь с выставкой фотографий, а также образцов резных украшений  изготовленных руками архангельских мастеров.
Здесь же в книге отзывов вы сможете высказать свое мнение о том, нужны ли Качканару терема.

КРАСОТА СПАСЕТ МИР

Душа человеческая тянется к красоте. В гармонии прекрасного она становится чище и добрее. Красивый дом что хорошая   песня.
Смотришь на него - и на душе светло. Прекрасное порождает прекрасные чувства. Среди красивых домов и человек вырастает красивым.
С чего  начинается Родина? В наших душах она начинается с прекрасных    сказок Пушкина, со светлого образа родного дома.
Поэтична красота родного языка. Поэтична красота неповторимых узоров созданных древними русскими мастерами. Да, все прекрасное и родное олицетворяет мама. И не безразлично  маленькому человеку,   из какого окошка зовет его мама домой. На всю жизнь запечатлеет его мысленный взор и резной наличник и полотенце узорчатое и цветной витраж. 
Незабываема красота! Неизбывна! Одна из главных мыслей Достоевского выражается в знаменитой формуле: «Красота спасет мир!»
Да! В век разрушительнейших видов оружия, экологических потрясений, в век, когда рационализм и меркантильность разрушают самые святые человеческие чувства, красота остается едва ли не единственной   силой, способной спасти мир. Создавая  прекрасное, мы спасаем  планету. Потому что, создавая прекрасные дома, мы создаем    прекрасные души. Души, способные на подвиг во имя спасения гармонии.
Красота имеет одно свойство. В рассказах о Туполеве, среди воспоминаний о нем сохранилась и такая история. Однажды   в авиаконструкторск о м бюро ему была показана модель самолета, рассчитанная молодыми    конструкторами. «Не полетит!» - сказал   Туполев,   едва взглянув на модель. Ему не поверили: ведь модель была рассчитана. Построили самолет. Но оторваться от зем-
ли он так и не смог.
«Как   вы с первого взгляда определили, что она не полетит?» - спросили создатели модели. «Очень просто! Она некрасивая!» - ответил Туполев.
Некрасивая песня не запомнится.  Некрасивый самолет не полетит. Потому-то на Руси издревле называли мастерами только тех умельцев, которые создавали именно красивые вещи. Нет красоты - нет и Мастера,
Да, душа тянется к красоте. И мы не жалеем времени и денег, едем за тридевять земель, чтобы на короткой экскурсии своими глазами увидеть, ощутить прекрасное. Но ведь и у нас в городе, не уходя на край света, мы можем и должны, просто обязаны создавать прекрасное. Ведь для наших детей Родина начинается именно здесь.   Прекрасен тот, кто сделал красивым свой дом. Но самое прекрасное - сделать красивым   весь город.  Украсить его теремами.    Подарить красоту русских  узоров всем детям Качканара.


Рецензии