Ренуар. Розовое и голубое

     ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР. Розовое и голубое, 1881. Pink and Blue. С 1952 года находится в коллекции Художественного музея Сан-Паулу, Бразилия.
   
     О портретах Ирэн и ее младших сестер написано множество исследований. За этими портретами во время оккупации Парижа охотилась специальная команда оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга (Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg - нацистская организация, занимавшаяся конфискацией и вывозом культурных ценностей с оккупированных территорий, отправлявшая в Германию ценности еврейских семей). Картины составили «добычу» Геринга, а после войны картины были опознаны наследниками Каэн д'Анверов на выставке украденных нацистами сокровищ.

     С банкирами Каэн д'Анвер Ренуара познакомил издатель Шарль Эфрусси. Вообще, благодаря Шарлю у Ренуара появились заказы на портреты парижской аристократии, портреты новых финансовых и прочих магнатов и членов их семей.
    
     Вначале предполагалось, что Ренуар напишет три одиночных портрета этих девочек. Но после того, как художник сделал портрет старшей, семья решила, что двух младших он сделает вместе.
         
     Портрет сестёр Элизабет и Алисы  Д'Анвер  был написан в Париже в 1881 году, когда им   было соответственно 6 и 5 лет. Ренуар с увлечением работал над портретами детей Каэн д’Анверов. Это гимн детскому очарованию, чистоте и естественности, настоящая жемчужина творчества мастера.
 
     Детские портреты всегда были особой любовью Ренуара – его бесконечно вдохновляли радость, нежность и красота детства, и в этом смысле портрет Алисы и Элизабет не стал исключением. Ренуар с увлечением приступил к работе над этим гимном очарованию детства, безыскусной естественности и чистоты.

      Это концентрированная ода к радости, отчасти даже избыточная, как писал об этом Эдмунд де Вааль - художник, куратор, представитель династии Эфрусси, автор книги-бестселлера с исследованием семейной истории "Заяц с янтарными глазами": «Вторая картина — невыносимо слащавый портрет младших дочерей, Алисы и Элизабет. Эти две девочки тоже унаследовали материнский цвет волос. Они стоят перед темно-бордовой занавеской, наполовину отдернутой и открывающей часть гостиной, и держатся за руки, словно для храбрости: это настоящий торт с розово-голубыми рюшами и лентами».

      Действительно, насыщенная, почти восточная гамма второго плана, переливающаяся бордовым, карминовым, золотым и медным оттеняет героинь на первом плане – их пухлые детские лица сияют румянцем, а волосы отливают золотом (этот редкий оттенок волос часто называют «венецианский блонд»).
   
      Платья девочек нарядны и торжественны, белое кружево окутывает силуэты словно облако, а атласные ленты добавляют нарядности.Как вспоминала Алиса, младшая из девочек, «скука от сеансов позирования сполна компенсировалась удовольствием от ношения элегантного кружевного платья».

      Работа над портретом шла долго, Ренуар бесконечно его переделывал, поскольку не был удовлетворен тем, что получалось. Он закончил портрет незадолго до своего отъезда в Алжир в конце февраля 1881 года; как он писал Теодору Дюре, он и сам не мог сказать, хороша эта картина или плоха. Очевидно, что семья заказчиков была не слишком удовлетворена результатом.
 
     Оплата портрета сильно затянулась, и Ренуар, оправлявшийся в это время от воспаления легких в Эстаке, писал Шарлю Дейдону (тоже знакомому по кругу Чернуски), демонстрируя свое недовольство в крайне резких выражениях: «Что касается пятнадцати сотен франков Каэна, я позволю себе сказать вам, что нахожу его крайне тугодумным. Какие же они жадные! ».

     Со своей стороны, семейство Каэн тоже было разочаровано – никто не хотел видеть эту картину в своей комнате, и ее отнесли наверх к слугам. Они с самого начала испытывали сомнения по поводу Ренуара, поскольку больше тяготели к классической живописи, и видимо, этот портрет их закономерно разочаровал своей декоративностью и приторностью.
    
     Вероятнее всего, заказчики надеялись увидеть парадный портрет, вдохновленный Веласкесом и Ван Дейком, прославляющий славное будущее маленьких представительниц славной династии, но никак не интимную, камерную работу, посвященную безыскусной свежести детства.

     Судьба девочек сложилась по-разному. В 1895 году Алиса вышла замуж за офицера британской армии Чарльза Вере Феррерса Таунсенда. Позднее он стал лордом, членом парламента и генерал-майором. Во время Первой мировой войны его действия привели к пленению более 10 тысяч британских военных турками при Эль-Куте, за что Таунсенд подвергался ожесточенной критике. Алиса прожила до 1965 года и умерла в Ницце в возрасте 89 лет.

     Судьба Элизабет сложилась трагически. После развода со своим первым мужем, дипломатом и графом Жаном де Форсвилем, она вышла замуж за Альфреда Эмиля Денфера Рошро, с которым позднее тоже развелась. В 1987 году стали известны и иные подробности ее жизни – племянник Элизабет, Жан де Монбризон, написал письмо в музей Сан-Паулу, сообщив о ее печальном конце: хотя она и была католичкой с детства, это не уберегло ее от ужасов Второй мировой войны. Элизабет была отправлена в Освенцим из-за своего еврейского происхождения и умерла по дороге в концентрационный лагерь в марте 1944 года в возрасте 69 лет.


Рецензии
Ах, милая Алина!
Вы сумели в сжатые страницы так
много уместить! И получилось совершенство письма, очень
интересное повествование о судьбах
милых крошек!
Спасибо Вам, прекрасно!!!!!

Иветта Дубович Ветка Кофе   11.02.2023 18:15     Заявить о нарушении
Спасибо ,Иветта за вашу теплоту и искренность.

Алина Алексеева-Маркезин   12.02.2023 16:27   Заявить о нарушении