Вихри судьбы

 ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ "ВИХРИ СУДЬБЫ".(часть1)
АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ - АЛЕКСАНДРА РУДЭН. 04.07.47.  ( Раннее - Полевая Алла  Владимировна ) ПЕНСИОНЕРКА. Г. ТЮМЕНЬ. 2014 г.

История – это прошедшая жизнь во времени, это черная кошка в темной комнате, это далекий свет в тумане. Кто будет больше заинтересован осветить события прошлой жизни, тот будет искать точки опоры фактов и будет опираться на содержание бывших исторических моментов, привязывая их к своей теме. Вот, кажется, покопался в архиве и ты нашел то, что искал и начинаешь трактовать всем так, как позволяет твой умственный коэффициент, интуиция и логика. Но, через некоторое время кто – то отыскал новые факты, или сделал умозаключение по поводу твоей статьи и твоя теория уже летит в пропасть. А, молодое поколение будет проглатывать информацию, впитывать как губка воду, то что им преподносит старшее поколение. История вчерашняя, годами пройденная, столетиями и тысячелетиями испытанная, теряется в тумане истины. Так, как на любой исторический момент есть много точек зрения и какая будет востребованной, будет зависит от идеологии в данном времени. Былины и словесные сказания о пройденном этапе не является фактами. То, что написано пером в смутные времена пропадало, сжигалось и выбрасывалось на помойку, так как к власти Мира приходили другие, с другими ценностями и набором своей правды. Причина была одна - по мнению в геометрической прогрессии следующего растущего поколения, история, не прожившая ими и не прошедшая через них не являлась актуальным моментом в их жизни. Мы можем фантазировать, передавая на лист бумаги свои ощущения о том или ином событии из обрывков фактов, изложенных на пожелтевшем от старости и времени клочке бумаги и это не будет являться правдой. Правда многоликая и у каждого она своя родная - а истина плавает, где – то там далеко в туманном времени и только Бог знает, как было на самом деле в исторический момент для всех живущих людей на Земле.
Я не устанавливаю факт кто открыл Америку для Мира, на самом деле меня это, в данный момент, не очень интересует. Я никогда не была там и не знаю эту страну, но догадываюсь, какой потенциал там заложен. Я пытаюсь разобраться в своих корнях. Зачем? Мои расследования не принесут мне дивиденды и я не буду бороться с властью имущих за состояние своих далеких предков. Даже, думать об этом смешно и наивно. Я хочу понять, как жили мои предки в России. Я держу в своих руках намек на то, что мой древний род Семеновых принадлежал к тем, кто принимал активное участие в развитии России со времен князя Ивана Колиты.
Бояре Семеновы, столбовые дворяне Семеновы – в семье говорилось мало о предках, так как не позволяла мама, боясь того, что дети могут вынести информацию на улицу.  Бабушка Анна, в девичестве носила фамилию Семенова.  Всегда я помню ее образованной и малоговорящей строгой дамой. Она читала романы, любила читать вслух стихи и могла читать на французском языке тоненькую книжечку, которую она очень берегла. И когда стал выбор изучать иностранный язык в школе, то она заявила, мол, о том, что только французский язык нужно изучать женщине, он сделает ее утонченной. Но в школе был единственный преподаватель немецкого языка, а после переезда семьи на другое место жительства, в другой школе был единственный преподаватель английского языка. В конечном итоге, я не освоила ни немецкий, ни английский язык, так как считала, что нам не будет суждено жить в этих странам, значит не великая потеря и поэтому хватало и единственной тройки в аттестате, чтобы остаться довольной жизнью. А, зря. Только теперь понимаю, что каждый интеллигентный человек обязан знать, хоть бы один иностранный язык.  Бабушка Анна пыталась нас, внуков научить некоторым фразам на французском языке, но мы уже были продуктами настоящего времени, смеялись от ее непонятных слов, она отворачивалась от нас, глотая слезы.
Мама, узнав об этом, успокаивала ее.
- Не огорчайтесь, не в ваш род Семеновых они пошли, видно кровь говорит у них моего мужа.
- Ты, дорогая, дочь, забываешь о том, что твой муж тоже из рода дворян, хотя малоизвестных. Только, прадед твоего мужа взбунтовался против царя и тот его выслал из Москвы в Читу, отобрав у них дом и малое имущество. Далекие родственники твоего мужа до сих пор живут в Москве. Один твой родственник прославил род, он поет в Большом театре. Больше всех на наш род похожа Софья. А сын твой в отцовскую породу, вечно прикидывается «ласковым котиком», видела я через окно, как он присутствовал при том, как ребята со двора птичке операцию делали.
- Но, он к ней не прикасался…
- Он был обязан отойти в сторону, если слаб помешать такому варварству. Только с Софьей я могу говорить о прошлой жизни. Она понимает меня.
- Мама, прошу вас… Им не нужно знать свою родословную или вы хотите, чтобы их исключили из пионерии и не позволили вступить в комсомол? - плача, спрашивала мама бабушку.
- Понимаю и поэтому умолкаю.
Бабушка Анна пыталась привить у нас порядочность к жизни и считала, что лучший учебник — это Библия. И когда случался какой – то ляпис у наших родственников, она говорила так:
- Ребенок не виноват в том, что он или она примешали кровь из низкого сословия, да еще веры другой, ничего хорошего из этого не выйдет.
И полное у нее было разочарование в жизни тогда, когда наш родственник женился на цыганке. Она проплакала всю ночь, на утро она не вышла к завтраку. Моя мама ее успокаивала:
- Сейчас, не те времена, сейчас - люди желают жить в паре и не важно какого она сословия, так как все равны перед законами и имеет право создать брак.
- Плохо я его воспитывала, если он не нашел себе пару из славянского населения. Попомнишь меня, если не она, то ее дети или внуки принесут большое горе нашему семейству. Она цыганка, с наследием пороков, лжи, хитростью и даже с наследием убийства. Погубит она его, так как в ней течет дурная кровь. Василий Григорьевич не допустил бы такого брака, а вы разрешили…
- Кто у кого спрашивал, она пришла в дом уже беременной и не вышла из него. Он тоже в растерянности и не рад, тому, что так случилось в его жизни. Каждый день скандалы и драки…
- Это начало…, - сказала бабушка и горько заплакала.
Никогда бабушка не признавала родственницу цыганку и ее детей.
И она перестала разговаривать с нерадивым родственником. 
Как – то в  детстве, играя с детьми во дворе, я сообщила ребятам о том, что моя бабушка видела самого царя Николая и его дочерей.
- Врешь.
- Не вру, наша бабушка дворянка, а ее бабушка видела другого царя, -сказала тихим голосом я.
- Всех царей выбили и их прихлебателей тоже.
- Не вру. А наш родственник поет в Москве и вся страна его слушает. Поет он в театре, это по линии отца.
На лавке сидел дед Витьки, он слушал наш разговор.
- Какая линия? За царя я не знаю, а что родственник поет в Москве, это она врет, - сказал дед Витьки. Он почесал затылок, а потом, добавил: - Всыпь ей, Витька. Не врет она за дворянство. Ее бабка не с кем не разговаривает и не здоровается. Ходит с гордо поднятой головой, а сейчас, она такая же голь перекатная, как и мы. Ходит в ситцевом платье, как королева в бархате, чувствуется не вооруженным взглядом, что у нее дворянская голубая кровь течет.
-А, за что бить ее, дед?
- За дворянство. Против нее ты сошка мелкая.
И Витька врезал меня кулаком два раза. Из носа потекла кровь у меня.
- Зря я ее ударил, красная кровь из носа у нее течет, а не голубая…, - растерянно сказал Витька.
- Перекрасилась она мгновенно. Помню, как я их давил, этих эксплуататоров в революцию.  Они погоны с шинелей срывали и хотели пройти за солдат, а от них пахло такими цветами и чем они себя мазали, до сих пор не знаю. Видать, мы не всех передавили, скрылись и перекрасились… - бормотал дед Витьки и я от испуга, что меня дед будет давить, помчалась домой.
Дворянство у меня было выбито надолго кулаком Витьки. И с тех пор я поняла, что кичиться дворянством, это опасно и я стала всем говорить, что у нас есть родственник из рода донских казаков. Но и казаками я долго не хвалилась, так как бабушка мне объяснила, что нет такого сословия, так как они не в милости у новой власти.
Никто из моих сверстников не говорил о предках своих, как будто их вовсе не было и я перестала тоже говорить о своих далеких родных. Мы уже было поколение без рода и племени. И нас это не очень волновало. Главное для нас было общество, в котором мы жили. А бабушка продолжала нам рассказывать о прошлой жизни через сказки.  Помню, как бабушка на ночь мне рассказывала сказку о царе. Начинала она так: «Жил – был на свете молодой и красивый царь Алексей Михайлович. Царство ему небесное». Я поднимала ресницы от закрытых глаз и говорила ей: «Бабушка, ни в ;;;; одной сказке нет таких слов «царство ему небесное». Ты это сама придумала?».  «Ну, хорошо. Буду рассказывать тебе о нем книжным языком. И так – жил молодой и красивый царевич Алексей. И пришла пора ему жениться. Отец его царь Михаил собрал во дворе невест разных сословий на просмотр. Приехали барышни, одна красивее другой. Алексей выбрал невестой дочь не очень богатого помещика.  Слово царское было законом, он обещал сыну не противиться его выбору. Царевич Алексей сказал, что не хочет просмотра девиц во втором туре, он решил выбрать высокую розовощекую девицу.  Царице не понравился выбор сына и она толкнула в бок своего любимого скомороха. Тот понял ее без слов и побежал, кривляясь стал за будущей невестой. Царь Михаил приказал принести платок и золотое кольцо для невесты.  Недалеко от дочери помещика стояла дочь боярина – Мария Милославская, необыкновенной красоты девушка.  Когда посыльный направился с подарками к дочери помещика, то скоморох стал щекотать девушку. И та громко рассмеялась. Ее поведение супругам царям не понравилось. И девушка, чтобы избавиться от мучителя скомороха, повернулась к нему лицом и стала его прогонять от себя, не замечая того, что посыльный уже рядом. Алексея возмутило поведение выбранной девицы и он захлопал в ладоши, призывая посыльного к себе. Но царь приказал ему идти между девицами, в надежде того, что царевич остановит взгляд на другой девушке.  Дочь помещика опомнилась, оттолкнув от себя скомороха, увидела, что посыльный уходит с платком и с кольцом от нее. Она кинулась догонять его, но скоморох подставил ей ногу, и она упала. Все расхохотались и смеялась царская семья, в том числе. В это время посыльный остановился напротив Марии Милославской. Алексей посмотрел на девушку, он знал ее с детства и она нравилась ему. Он захлопал в ладоши. Посыльный посмотрел на царя. Тот кивнул головой и посыльный вручил Марии платок и кольцо. Она приняла его и только тогда царевич Алексей ее вывел из рядов девиц и посадил рядом с собой. Царица негодовала и жалела о том, что пренебрегла юной дочерью помещика». Она прошептала царю:
«Мария на много старше Алексея».
На что царь ей ответил:
«У цариц и будущих цариц не спрашивают об их возрасте. Это неприлично». Так бояре Милославские породнились с царями. Тут и сказке конец» - сказала бабушка.    «А, что случилось с дочерью помещика?» - спросила я. «Не знаю. Кажется, на ней так никто не женился, после общего хохота над ее падением». «Это же несправедливо. Ее подставила царская семья». «Да, милая, у царей справедливости было мало. Все они делали только в угоду себе и своей семье, если касалось это брака».   «Грустная сказка и плохой конец в ней. Расскажи мне о царевиче Петруше. Как он женился?». «Это тоже грустная история. Давай я тебе расскажу о Золушке». 
Когда мне было двенадцать лет, то к нам приехала в гости дальняя родственница.  За обедом она была удивлена тому, что мы, дети ели с помощью ножа и вилки вторые блюда.
- Редко сейчас увидишь такое. Чувствуется, что в этих детях течет благородная кровь.
- Перестаньте об этом говорить, - строго сказала мама родственнице.
- А, вы зря скрываете свое происхождение. Вот у меня вся улица знает о том, что я, старая женщина, из рода дворян.
- А, мы молчим до сих пор. Мама всю жизнь пенсию не получает от государства, так как до сих пор боится того, что могут копануть и тогда накроется моя должность и зарплата.
- Вы трусливее меня. Кто вас спрашивать будет? Кому вы нужны без денег? И кому, кроме вас нужна ваша родословная? Люди вершат строительство социализма и до вас у них нет дел.  Не смешите народ своим страхом.
Я с испугом смотрела на нашу родственницу.
- Сонечка, у тебя прорисовывается фигурка твоей бабушки, будешь статная, как она. Будешь настоящей боярыней. А она похожа на своего отца, Семенова.
- Я не хочу быть дворянкой.
- И не надо, здоровье и денег тебе не прибавит эти знания. Но когда ты будешь в возрасте, то тебя потянет интерес к прошлой жизни твоих предков. Так и будет. Анна Семеновна, вы рассказывали детям о Василии Григорьевиче Семенове?
- Софье.
- Это хорошо. Так знайте наш предок был из богатого боярского рода.  Он учился грамоте иностранным языкам при монастыре, так как его готовили служить царям. Он был доверенным лицом царя Федора. Был богатым человеком. Знай, Софья - Семеновы были грамотными людьми и верно служили царям. Василий Григорьевич служил и Петру Первому и должность у него была, как сейчас - главный судья всей страны. Были времена, если бы не кучка пьяных матросов, которые называли себя революционерами, то род Семеновых процветал бы до сих пор.
- Прошу Вас, только не при детях говорите об этом, - взмолилась мама.
- Да, не нужно… - подтвердила бабушка.
- Хорошо. Анна Семеновна, посмотрите на миниатюру, я ее выменяла на пуховый платок на рынке.
- Кто это?
- Говорят, что это Наталья Нарышкина. Работа неизвестного художника. Посмотрите, она на нашу Софу похожа.
- Не выдумывай.  Все Нарышкины были носатыми. Мы не состояли в родстве с ними. Подпись Василия Григорьевича стоит на их грамоте дворянства, подаренной царем. Не они ставили свои подписи, а Семенов Василий Григорьевич, так как он был на много грамотней многих дворян.
- Куда вас понесло? Дети, благодарите за ужин и говорите всем спокойной ночи, - строго сказала мама нам.
Нас, детей отправили спать, а я еще долго возилась с тазом в котором, каждый день я мыла ноги с мылом перед сном и продолжала слушать их тихий разговор
Бабушка начала первой прерванный разговор.
- Помню, мне папа рассказывал от том, что в начале пятнадцатого века, наши роды были дружны. Наши родственники из Рязани и Твери часто были гостями в имении Нарышкиных. И правда, миниатюра похожа на Соню. Может и состояли мы с ними в родстве до пятнадцатого века…
В начале пятнадцатого века не велась еще книга учета сословий, большое семейство бояр разбрелось, так, как только старшие дети имели право на наследство, а остальные дети образовывались в монастырях, у евреев – купецкому торговому делу…
Их шёпот меня утомлял и меня уже клонило ко сну. Я вытащила ноги из воды и пошла спать.
Помню я совою первую встречу с портретом царя Петра Первого, вернее – это была репродукция портрета. И висела она в городском музее, куда нас привела учительница. Увидев глаза царя, у меня по телу прошла какая – то теплая волна и я заволновалась, покраснела. Экскурсовод вернулась ко мне, так как я не могла отойти от портрета.
- Деточка, у тебя разрез глаз и брови дугой, как у юного царя.
-  Я не дворянка…
- Кто бы в этом сомневался.  Это говорится о том, что царь Петр очень любил народ…
« А, бабушка говорит, что царь Петр больше всего любил свои идеи, а не народ, которого пытался окультурить, что не удалось ни одному царю это сделать», - подумала я и с обидой отошла от экскурсовода.
Когда я проходила в школе по истории тему о боярах в России, то там говорилось о том, что они были жестокие эксплуататорами своего народа.
Бабушка вздыхала и говорила мне о том, что историки неправду пишут. Хотя были и такие люди. Так сказать, что в большой семье без уродца не обойтись. Это для того они жили, чтобы вызвать сострадание к ним, а не осуждение. И всех ровнять под одну мерку нельзя.
- Соня, слушай меня внимательно. Первые бояре были воинами – завоевателями. Воевали они с кочевниками. А, потом, между войнами трудились они по двадцать часов в сутки, чтобы сохранить и сколотить состояние себе. У бояр были большие семьи. Детей они рожали много. Двадцать, пятнадцать было в каждой семье. Некоторые дети, слабые умирали, а другие дети, как только поднялись на ноги и сумели убежать от злой собаки, сразу на них возлагалась обязанность по дому. Чтобы не дробить хозяйство был один наследник мужского пола. Остальные дети были из рода боярина. С самого раннего детства они знали о том, что они не наследники богатства и поэтому их отдавали обучаться воинскому делу, отдавали к купцам в обучении торговли. И самых умных детей отдавали в монастыри для обучение в услужение царям. Там они изучали математику, письменность, иностранные языки, астрологию, Божий закон. Выходили уже из монастырей ученый люди и о них уже говорили, что они не бояре, а из рода бояр, цари давали им титул дворянства и наделяли их землей.  Но все служили верно первородному брату, который унаследовал богатство отца. Если в роду не было мальчиков, то наследство получал мужчина, близкий родственник по крови. Девочкам – дочерям с самого раннего детства готовили имущественное приданное, в том числе и земли. И все работали в семье, не чураясь грязной работы, таким образом умножали они капитал отца. А если кто лежал на боку, то его земли приходили в упадок. Были и тогда пьяницы, тем семьям совсем было худо жить и выживать. Женщины пьяниц трудились уже у родственников, на благо их семей, а не своей. Бояре заботились о своих воинах и о их семьях. Для них они строили дома из круглого леса. Потерять хоть одного работника для них было страшнее смерти, так как теряли единицу рабочей силы в накопления богатого состояния. И поэтому старшина следил за тем, чтобы не было лежебок в семьях, чтобы все были здоровы, чтобы простая еда не переводилась в доме.
Чем здоровее будут люди, тем больше прибыли они принесут боярину. Среди воинов были уже зажиточные люди, благодаря большой семье они трудились на бояр и на свою семью.
- Бабушка, если я расскажу это в школе, то двойка мне обеспечена, - грустно сказала я.
- Ну, что же, сейчас другие времена и новая власть создает новую историю, как им угодно трактовать прошлое. Ничего нового. Все повторяется в истории, только меняются лица. Когда – то новоиспечённые дворяне, от слова - двор, только - царский двор, с неуважением относились к истории бояр. Многие дворяне были из бояр, были и другие - из зажиточных людей, которые своих детей отправляли в услужение царю. Они служили при дворе и выполняли разную, не требующею ума, работу. Знаю одного постельного, который получил титул дворянства, а он всего на всего заведовал нижним бельем царя. Никто не хотел из них вспоминать прошлое, когда получили титул и обширные земли. А наш род, не из ключников, а из бояр, ученых дворян. Поняла меня? ххххх.
- Да.
- Тогда знай. Это предание нашего рода. Знай, что наш род тянется из конца тринадцатого столетия. Чтобы наладить отношения с русской Рязанской и Московской землей, сыну богатого человека, далекому родственнику эмира Тамерлана из Монголии, позволили жениться на дочери Федора Пронского, племянницы князя Данилы Пронского. Сведения не достоверные, сказания в нашей семье.  Корха,  в переводе сушенный абрикос или Коркад, не знаю перевода. Но, монгол приехал в Россию и звали его Корхады, или Каркады. Он приехал к князю Олегу сватать племянницу Данилы Пронского – Марию. Привез тысячу голов лошадей с собой и первую жену с двумя детьми. Князь Олег сказал ему, что это не по - христиански иметь две жены. Если хочет взять в жены Марию, то ему нужно отречься от первой жены, выделив им пожизненное содержание.  Коркады, построил дом для первой его жены и князь Олег вынужден был дать согласие на брак. Коркады принял христианство и женился на Марии. В христианстве его нарекли Симоном.  Со временем на русский лад звучало имя Симон, как Семен. И когда спрашивали, а чьи, мол, такие красивые дети бегают, то им отвечали, что это дети боярина Семена. Дети получали русские имена и конец концов, имя отца стало уже их фамилией. Недалеко росли дети Семена от первой жены, они так и остались детьми монгола Коркады,  и  в дальнейшем  их фамилия стала Каркадыновы.   Из уст в уста передавалось имя Семена. Монгол впрыснул в русскую кровь свое ДНК и поэтому, редко, но, встречаются родственники с маленькими носами и высокими скулами.  Предок был сподвижником князя Олега Рязанского. После развала рязанского княжества, род Семеновых перешли на службу к Московскому царю. Они подписали акт присягу царю Михаилу.  Промежуток большой, и я не знаю, как жил род Семеновых. Знаю о Василии Григорьевиче, который был десятым ребенком у боярина Григория Семенова.  Он не был наследником и поэтому его в свое время отправили учиться в монастырь к священникам. Его готовили в услужению царю и поэтому обучали разным премудростям, как вести переговоры на иностранном языке. Василий Григорьевич, знал польский и немецкий язык, который в ту пору был в моде, но, цари иногда нуждались в переводе слов немецких послов.  Бояре стали сдавать свои позиции, пришло новое сословие. Дворовые люди, ключники, постельные и прочий люд при дворе из зажиточных людей стали объединяться против богатых бояр. Они стали себя называть дворянами, то есть люди при царском дворе. Дворяне советовали царю избавиться от строптивых бояр с помощью нового продуманного ими сословия. Царь, видя свое безграмотное окружение не решился открыто бороться с консервативными, в своих устоях, боярами. И поэтому, он из года в год, давал грамоты богатым боярам, причисляя их к новому сословию дворянства. Он изменил сословие бояр и разорвал их крепкие узы. Царь понимал то, что ему нужны грамотные люди, смелые воины в своем окружении и поэтому он давал звание дворянства и простому талантливому человеку и дарил им земли. Храбрые воины тоже получили титул нового сословия. Бояре Семеновы, как все зажиточные бояре приняли в дар дворянства, чтобы сохранить свое имущество и земли. Не все были практичными, другие бояре бунтовали. По приказу царя у них отнимались земли и все имущества, превращая их гонимыми всеми. Все, что было отобрано передавалось новоиспеченным боярам без гроша в кармане, но со светлой головой и со смелыми мыслями.  Царь был помазанником Бога и все принимали его указания, как решения свыше. Царю во всем помогала церковь, чтобы верой в Бога и в царя, держать народ крепко в узде.  Все взаимосвязано и время трактовало им события. Время убрало болезненного Федора, чтобы пришли идеи малолетнего Петра для процветания России.  И Петр открыл пространство в Европу, давая Руси процветать. Сказывалось на Руси татаро – монгольское иго, которое с помощью хитрости врагов заморозило ее развитие на сто лет. Еще бы лет двадцать прожить при царе Петре, то изменилась Россия до высот первых стран в мире.
- Бабушка Россия и так занимает во всем первое место в мире, - сказала я.
- Наивный ребенок. Сейчас время летит с ускорением. Рождая новых гениальных людей и также рождая бунтарей и вера в Бога у многих потеряна. Мои мысли только сотрясение воздуха. Но, ты должна знать. Твой предок Василий Григорьевич, был приказным диаконом Боярской Думы. Это было звание судьи. Он был доверенным лицом царя Федора, которого очень любил, как брата. И никогда его не предавал. Вместе с князем Владимиром Дмитриевичем Долгоруковым он составлял опись городов России в 1667 году. Они составляли вместе родовые книги дворян, которые не все дошли до нашего времени. За верную службу царю он получил угодья земель в Рязанской и Тульской области и под Москвой. Я очень любила имение Ракитное, - вспоминала бабушка. – Вся деревня утопала в цвету яблонь и вишен. У нас был большой сад. Первые цвели вишни, а потом яблони. Мы, дети бегали из сада в сад и нас метлой гонял садовник, чтобы не нарушали процесс цветения деревьев. Я всегда в косу вставляла яблоневые цветы. Они были крепче вишневых, которые сразу осыпались. Ходила до тех пор с цветками в голове, пока не увидел папа меня. Он брал меня за локоть и садил на лавочку, заставлял считать цветочки. А потом журил меня, говорил, мол, что десять яблок могло созреть, и мы их могли отдать нищим при монастыре.  Его нравоучения длилось около часа. Он говорил, что если Бог нам послал больше разума и мы смогли сохранить и умножить свое состояние, то это не наша заслуга, а воля Бога.
- Поэтому мы никогда не просим ничего у других, а раздаем неимущим. Доброта наша идет от самого Семенова Василия Григорьевича, который делал опись старого дома бунтаря Пугачева и не вписал много имущества, чтобы вдова могла дальше выжить. Да, он рисковал своим положением, но вещи Емельяна не имели важного дохода для царя – батюшки.  И поэтому мы обязаны помогать нищим людям, но  не в ущерб нашей семьи.
И мы помогали. Возили к монастырю хлеб, яблоки, вишню, старую одежду и раздавали нищим людям. Взрослые сидели в коляске, а мы, дети отдавали бедным людям все, что привезли. Папа сказал мне, что он эту миссию помогать людям, усвоил с детства, когда он был маленьким, то тоже, они ездили к бедным людям и отдавали лишние яблоки и хлеб. Соня, мы живем не богато, но я до сих пор подаю нищим людям копейки.  Под Москвой есть деревня Семеновское. Там построил Петр загородный дом. Там очень красивые места. Наверное, не придется мне там еще раз побывать. О чем это я говорила… Ах, да.  О роде Семеновых, которые оставили след в России. Не важно, какое у них было сословие, бояре, купцы, военные, помещиками священники или просто – грамотными горожанами.  Они, верно служили на благо России. Борис Семенов, боярин, жил в Москве и служил царю в 1300 году. Какая его судьба, я не знаю.
-  Бабушка, мне не применить эти знания нигде.
- Понимаю. Прости, что наговорила тебе всего о нашем роде. Все, что сказала тебе, это предание из рода в род и не подтверждено никем письменно. После революции я тайком встречалась с подругой своей, Машенькой Толмачевой, тоже из дворян, ее семья уехала в Константинополь, а она осталась в России, так как революция ее застала на Урале у родственников. Вернулась, ни дома, ни имения, ни родственников и страх один в глазах. Хорошо, что ее взял замуж пекарь, который работал в их имении, а то бери и помирай с голоду. Мне больше повезло. Меня посватал Ванечка из богатого казацкого рода. Родители его выучили еще при царе на бухгалтера и он работал на сахарном заводе. А потом его пригласили работать в сахар - трест главным бухгалтером и жизнь моя наладилась, подобия той, в которой я выросла. У меня была прислуга в доме и я могла тайком помогать Машеньки Толмачевой, которая к тому времени стала вдовой. Но, тут война. И снова, теперь уже другие враги порушили мою жизнь…
Бабушка замолчала и вошла в себя, я поднялась с кресла и пошла в другую комнату, чтобы не мешать ей воспоминать прошлое и оплакивать своего Ванечку и детей, погибших во время войны.
Прошли годы, мы повзрослели и у каждого сложилась своя жизнь. Вот мне уже стукнули в жизненные двери пятидесятилетние годы. Как и предсказывала моя родственница, с годами я стала замкнутой в себе и не знаю никого в большом шестнадцатиэтажном доме, поэтому я ни с кем не здороваюсь. Мне не выстроить документально цепочку родства, так как нет денег, чтобы покопаться в государственных архивах. Написала это потому, чтобы дети и внуки поняли наших предков. Только труд и тяга к знаниям позволило роду Семеновых достичь высот в жизни.   Возможно они составят генеалогическое древо бояр Семеновых. Над письменным столом у меня весит репродукция портрета царя Петра Первого. Его глаза встречались с глазами моего предка Василия Григорьевича. С портрета смотрит на меня царь Петр и как мне кажется, он смотрит с теплом.  Услышь меня, Василий Григорьевич, я твоя праправнучка и горжусь тобой. Я горжусь тем, что несу частицу твоей крови в себе. Анна Семеновна, моя бабушка всегда говорила, что я единственная похожа на тебя. Пусть память о тебе будет вечной в истории России.  Пусть не пропадут в архивах бумаги, где ты свою подпись ставил на грамотах новоиспеченных дворян того времени...
 Я дописала маленькую повесть и поставила многоточие.
 Как - то я была в командировке и попросила знакомую, заходить ко мне и поливать цветы.  По приезду домой меня встретила Анастасия.
- Еле дождалась тебя. Узнала, когда ты выехала и пришла к тебе, поговорить. Прости, я прочитала твои записи. Тетрадь лежала на столе.  Это правда, что прадед твой описывал города с Долгоруковым?
- Да, правда. Там стоит его подпись.
- Надо же. А почему тебе не написать книгу о тех временах?
- Смеешься. В книге нужно отобразить точные исторические факты, денег нет у меня на архивы и это такой колоссальный труд.
- Пусть дед твой с того света гордиться тем, что у него внучка его не посрамила.
У меня есть знакомая, Александрой ее зовут. Наша ровесница. Она рассказы пишет. Посоветуйся с ней. Ей понравилось то, что ты написала. Прости, не могла удержаться, чтобы не похвалиться подругой. Да, мы не дворяне и поступки наши не благородные.
- Перестань.
- Так привести мне ее к тебе?
- Приходите в выходные дни.
Передо мной сидит моложавая женщина, на вид моложе нас, меня и Анастасии на лет десять.
- Вы меня заинтриговали. Позвольте мне прикоснуться к вам?  То, что связано с великими людьми, а прадед ваш служил верно России и был приближенным к царям и знал не одну тайну их, меня это взволновало.  Как жаль, что вы мало слушали бабушку, ее сказки о жизни царей.
- Да, я сейчас об этом сожалею. Надо было брать карандаш и писать каждое ее слово, сказанное о царях.
- Хотите, я вам помогу написать книгу о тех временах. У меня есть доступ к архивам?
- Хотелось бы.
- Позвольте мне бросить ваш рассказ в интернет.
- Но, это личное.
- Я бы не сказала так, имея такого прадеда. Согласны?
- Хорошо. Научные историки меня заклюют.
- Не заклюют. Мы не будем писать историческую книгу, а преподнесем, как художественное произведение. Вы согласны?
- Согласна. Вы позволите мне читать то, что вы написали о Василии Григорьевиче?
- Да.
- Назовем книгу: «Вихри судьбы». Согласны?
- Да. Точнее и не придумаешь наименование.
 Александра с моей подругой ушла, а я подошла к репродукции портрета царя Петра Первого. Теплая волна меня захлестнула. Мне показалось на миг, что царь улыбался мне и снова у меня возникла мысль: «Он видел глаза моего прадеда». Значит то, что я встретилась глазами в другом измерении с Василием Григорьевичем Семеновым? «Я горжусь тобой, слышишь меня, прапрадед мой».


Рецензии