Коан перевода бесконечности в конечность

Вопрос: Правильно ли я понимаю, что философ имеет дело с реальной бесконечностью умозрительных контекстов, которые потенциально возможно включить в модель - а потом отрезает от этой бесконечности пока-не-включенных мелочей?

Ответ:

Диалектика и коан заключаются в том, как из этой «неявной бесконечности» выводить — неалгоритмично и адекватно — её части в «явную конечность», включать в модель?

Алгоритма нет и быть не может. Адекватность нужна. А переводить из бесконечности в конечность — необходимо. Как это делать?

Путём проб и ошибок, гибели части популяции.

А то, что остаётся в сите культуры, то попадает в кошелёк культуры, в ее багаж. В «пространстве культуры» есть инфраструктуры — библиотеки, научные школы, религиозные культы и прочее. В этих инфраструктурах есть сгущения и точки — люди, сознания. Вначале они выполняют роль хранителей, а затем, исторически, не только хранителей, но и создателей (Конфуций как «переходный вариант»: всё созданное собой он объявлял созданным предками — «создатель-хранитель»).

Или другими словами, путь «проб и ошибок с накоплением информации» сменяется путём «науки и философии, предсказывающий осмысленные адекватные способы движения вперёд». Путь «сходим и получим» все больше сменяется путём «подумаем, создадим модель и решим, как лучше идти». Т.е. все больше развивалось племя учёных и философов.

И вот оно доразвилось до понимания, что «как идти непонятно, а всё вместе это, может быть, одна большая проба... или ошибка».

Но это пессимистическое направление философии. А оптимистическое говорит: «Ну, и хрен с ним!» Или как оно там говорит?


Александр Клейн
5-12 февраля 2023 г.


Двойная неалгоритмичность и Чистота сознания
http://proza.ru/2023/02/12/1174

Хорошие модели и Шива
http://proza.ru/2023/02/12/1007


Рецензии