Даниил Хармс

"Читать эти произведения иногда очень смешно, иногда очень страшно, а иногда очень скучно. Исследование их может повести к умственному расстройству. Он записывал всё. По крайней мере, очень многое из того, что другой и не подумал бы записать. Но другому это вряд ли и пришло бы в голову. И он сохранял всё записанное, по крайней мере, очень многое из того, что другой и не подумал бы сохранять. И всё это не предназначал для печати. Поэтому традиционные жанры литературы "внешней", ориентированной на читателя (рассказ, повесть, сценка), трудно отделить у него от жанров "внутренних", личного пользования (дневниковая запись, письмо, заклинание)."

"Вскользь, щеголяя эрудицией, писали о его "черном юморе", "остросатирическом даре", "трагическом оптимизме" и о том, что он был репрессирован. Кого только не объявляли его наследниками - от Пригова и "Митьков" до Губермана и Жванецкого...

Он начинал как поэт. В 1931 году Хармс переживает серьезный кризис. Мистика и магия интересуют его больше, чем когда либо. Ожидание чуда, движущая сила хармсовского жизнетворчества, крайне обостряется. Многие тексты этого времени можно квалифицировать как заклинания, как нечто среднее между поэзией и прозой. Этот любопытный период жёстко завершился извне: первым арестом и ссылкой. Время по возвращении из ссылки стало для Хармса временем постепенного обращения к прозе. Всю художественную деятельность Хармса можно принять за эксперимент по установлению пределов...

Формат "книжки с картинками" не позволил снабдить первое издание подобным комментарием. Источник публикации - архив Я.С. Друскина, философа и музыковеда, близкого друга Хармса, который сохранил его произведения после гибели автора. Благодаря Друскину, героически пронесшему сундучок с рукописями Хармса и Введенского через всю войну, эвакуацию и прочие несовместимые с жизнью испытания, мы сегодня имеем возможность читать эти удивительные, опередившие своё время вещи. "

1992-2011
О Хармсе от составителя книги


Рецензии