Логика как контроль честности

Логика — формальная — это контроль честности (при рассмотрении явления).

Как любая система контроля, она становится ненужной, когда никто не ворует.

И, наоборот, когда все воруют, и она нужна повсеместно, то система становится тяжеловесной, громоздкой и непроизводительной, на ларьках появляются решетки, большинство мужчин начинают работать «охранниками» (сторожами), а производство нового и сложного — невозможно.

И так во всех масштабах — что человека возьми, что страну, что человечество.

...

Не всё и не всегда нужно "прокапывать" с позиции формальной логики — уточнять термины, основания и доказательства... Вот и Аристотель, отец формальной логики, говорит: «…не в каждом размышлении нужно искать точности». — подробнее: Диалектическое заявление Аристотеля http://proza.ru/2022/04/12/812

Дополнительно. Цитата:

Диалектическая логика, говорит Аристотель, "нужна для [суждения] о принципах отдельных наук. Ведь о них невозможно ничего сказать на основании особенных принципов той или иной науки, так как принципы сами стоят в начале всего; здесь поэтому нужно разбирать (dielthein) каждый принцип с помощью вероятностных суждений. И это специфическая (idion) и самая существенная (malista oiceion) задача диалектики. Являясь исследованием и оценкой (exetasticё oysa), она служит методом (hodon echei) рассмотрения начал всех наук" (а 36 – b 4). ... Ведь и современная точная наука открыто признает, что она не в состоянии обосновать саму себя и нуждается для этого в жизненных ценностях совсем "ненаучного", вероятностного и, мы бы сказали, художественного характера. Точные науки занимаются своим исследованием, в котором каждый шаг оправдан и логически определен, но для чего ведется все это исследование, никакая наука сама по себе не знает, да и не может знать. Причина этого в том, что свои начала наука устанавливает не сама для себя, а берет их готовыми из рук жизненно-содержательного мышления, каким и была диалектика для Платона, а также, как мы только что видели, для Аристотеля. Здесь нельзя не вспомнить известное замечание А.Эйнштейна о том, что чтение романов Достоевского дало ему больше в смысле создания его научных построений, чем чтение специальной литературы. Можно вспомнить здесь также и о той потребности в философском обосновании получаемых опытных данных, которую испытывает физическая наука наших дней.
(с) А.Ф.Лосев.
ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА. История античной эстетики, том IV. М.: "Искусство", 1975. §2. Вероятностный характер художественной реальности и диалектическая логика. 5. Окончательная оценка диалектики у Аристотеля.


Александр Клейн
6-12 февраля 2023 г.


Диалектическое заявление Аристотеля
http://proza.ru/2022/04/12/812


Рецензии