21. Вовкины истории. Второй класс. Сменная обувь

   В конце августа начались моросящие дожди. Каникулы закончились. Пришел сентябрь. По утрам лужи во дворах и возле школы были покрыты ледяной корочкой, вполне выдерживающей малышню. Поэтому мальчишки-второклашки и третьеклашки, ходившие в школу уже самостоятельно, без опеки родителей, старших братьев или сестер, старались воспользоваться этой свободой и возможностью: разбежавшись по островкам замерзшей земли, прыгнуть на зеркальную гладь бывшей лужи и прокатиться по льду. Особым шиком было - удержаться на ногах! Не всем и не всегда это удавалось. Ранец за плечами мешал катанию, и сумка со сменной обувью, болтающаяся на руке или зацепленная за ранец, тоже была лишняя. А так как лёд был еще не такой толстый, то падение на него и удар ранцем или какой-либо частью тела о лёд грозило возможностью оказаться мокрым и грязным. Но это не пугало и не смущало большинство мальчишек - это было их северным азартом, своеобразной закалкой и получением определённого житейского опыта.
  До того момента, когда выпадет снег и уляжется толстым слоем, это занятие было одним из самых интересных. Это уже потом, чуть позже, зальётся каток на летнем футбольном поле.
  А сейчас... Ух! Ах! Ох! Бух!
  И как бы ни была хорошо замерзшей земля, но в школу без второй сменной обуви первые недели три не пускали.
  В вестибюле школы на первом этаже один вход на верхние этажи перекрывался на замок, а на втором всегда стояли дежурные старшеклассники в красных галстуках и с красными повязками на рукаве, и они тщательно осматривали каждого школьника, чтобы без сменной обуви ни-ни. У ребят из младших классов они ещё и уши проверяли, руки и ногти на руках, на отсутствие их чистоты или наличие грязи. Так что приходилось утрами хорошо умываться и мыть руки, ну и носить сменную обувь, а потом переобуваться в вестибюле и выстраиваться в очередь для прохождения контроля!
    []
 
  Вовке и его друзьям эта процедура не нравилась: столько времени пропадало зря! Так можно было бы до начала уроков еще поиграть в рекреации в разные игры, футбол гуттаперчевым мячиком погонять, а тут стой...
   И они придумали, как не носить с собой эту противную 'сменку' и обойти контроль! Было испробовано несколько способов. Вначале бралась одна холщовая сумка со сменной обувью на всю ватагу из семи ребят. Один проходил через дежурных, показывал эту сумку, и, поднявшись на этаж выше, выбрасывал её в форточку стоящим на улицу друзьям. Так повторялось шесть раз. Идея была интересная сама по себе, но последний из их компании, отстояв длинную очередь у входа, поднимался к ним почти перед началом урока. Это было не очень интересно. Нужен был другой план!
  И они его придумали.
  Все двери в школе были стеклянными, и так как лестничные клетки находились в противоположных концах школы, а дежурные стояли только у одних дверей, то можно было пройти через вторые двери! Пусть даже они и были закрыты на замок. Не беда! Для этого в одну из перемен ребята решили 'провести секретную операцию': сначала они аккуратно с помощью отвертки освободили стекло в одной 'шипке' двери от штапиков, затем чуть-чуть закрепили эти штапики на пару гвоздиков - для быстроты снятия стекла.
  На следующий день было решено опробовать свой план в действии. Они приходили чуть пораньше, и один из них проходил через контроль, как и в первом случае, затем быстро пробегал по второму этажу в противоположную часть школы, спускался на первый этаж к закрытой двери, вынимал стекло. Друзья, прикрывая друг друга от лишних глаз, один за другим проскальзывали через это отверстие, а последний вставлял стекло на место.
  Потом на каждой перемене они обсуждали, как всё ловко проделали. На третий или четвертый день Вовка решил, что нужно в это 'дело' внести что-то этакое, интересное. Пока первый проходил со сменкой и бежал через второй этаж, Вовка медленно ходил вдоль шеренги ребят и девчонок, стоящих в длинной очереди и в шутку спрашивал то у одного, то у другого:
  - У тебя лишней 'сменки' нет, а?! А то я забыл!
  Потом он быстро возвращался к своей компании, проскальзывал через подготовленную лазейку, пробегал по второму этажу, спускался по лестнице, становился на площадке между первым и вторым этажом у окна и смотрел, как школьники проходят 'досмотр'. Когда мимо него проходили те, у кого он минут пять назад спрашивал про 'сменку', Вовка говорил:
  - Ну вот, видишь, ты еще только прошёл, а я уже здесь! Вот так-то! Учитесь!
  Реакция школьников на такое 'перемещение' была разная: удивление, восхищение и непонимание, как это такое может быть. Конечно, долго эти фокусы не могли продолжаться. И вот однажды, через недели полторы или две, их веселая и дружная компания, войдя в школу, увидела следующую картину: возле их потайного лаза стояли директор Пуговкин Владимир Иванович, учитель труда и двое дежурных старшеклассников. А из отверстия в двери вместо стекла торчала половина школьника, который болтал ногами, пытаясь или вылезти назад, или вперед. Ни то, ни другое у него не получалось. Он застрял!
  Смотреть на это было смешно. И как-то немного грустно, а вдруг и это был бы ты!
  Вокруг собрались школьники, смотрели на это и смеялись.
   На следующий день директор отменил дежурства и обе двери с тех пор не закрывались. Вход всегда был свободен!
   Школьники очень уважали своего директора школы. Про него ходили слухи, что во время войны он служил в разведке. А для мальчишек это было самое лучшее доказательство того, что Владимир Иванович - это очень хороший, смелый, справедливый и честный человек.
 
  Сентябрь 1965 г.


Рецензии