Имя для города

        В прошлом году мой город отметил тройной юбилей: 120 лет со дня основания, 70 лет обретения статуса города, 150 лет  со дня рождения В. К. Арсеньева, в честь которого назван.
        Изначально он назывался Семеновкой. Так бы и остаться ему деревенькой на карте Приморья, не случись Постановления Совета Труда и Обороны СССР от 1936 года о строительстве на территории авиаремонтного завода. Воплощая директивы, в таежную глухомань за десятки километров от железных дорог и морских причалов из разных уголков нашей необъятной страны стали съезжаться тысячи людей: будущие руководители, высококлассные специалисты, выпускники фабрично-заводских курсов, демобилизованные бойцы Дальневосточной Красной Армии, сторонницы почина Валентины Хетагуровой. Да, это им, отважным хетагуровкам, Долматовский посвятил строки: «Туда добровольцами едут девчата, работы и трудностей край непочатый». Вслед за посланниками коммунистической партии и комсомола, а иногда и опережая их, ехали искавшие лучшей доли вербованные и так называемый спецконтингент. Куда же без невольных подвижников индустриализации?
        Герои-первостроители: по 10-12 часов в сутки, без выходных, без средств механизации, в любую погоду, как писали газеты тех лет, «дружно, весело, перевыполняя обязательства», они возводили завод! А наряду с заводскими цехами вставали жилые бараки, объекты социального назначения, поднимался... Нет, не город, на том промежутке истории их каждодневным трудом поднимался рабочий поселок. Решение о преобразовании его в город краевого подчинения с присвоением имени секретаря ЦК ВКП(б) и члена Политбюро А.А. Жданова было принято в январе 1941 года.
        Далее, понятно, в планы вмешалась война, вписав в биографию рабочего поселка новые страницы героики. В короткий срок «Прогресс» (впрочем, тогда он назывался заводом № 116) освоил выпуск знаменитых самолетов УТ-2, а вновь созданный завод № 515 (будущий «Аскольд») наладил производство мин и снарядов. Многие заводские рабочие ушли на фронт, а их места у станков, верстаков, горнов и наковален заняли старики и подростки. Они справились, выстояли, победили на линии огня и в тылу!
        К отложенному решению о наделении Семеновки статусом города вернулись спустя одиннадцать лет. Вдруг обнаружилось, что Жданов (не умаляя заслуг этого человека) — имя не совсем подходящее, в историческом пространстве местности случайное, да и успели им уже одарить украинский Мариуполь. А ведь от имени зависит судьба, как вы лодку назовете...
        Удивительно, но кому пришла мысль назвать город в честь путешественника, исследователя уссурийской тайги и писателя, достоверно неизвестно. Существует, как минимум, две версии. По одной из них директор школы № 3 народный депутат В.П. Кибальник выступил на заседании поселкового совета с личным предложением, вызвавшим одобрение присутствующих, после чего оно оформилось в ходатайство в краевые органы власти за подписью председателя Семеновского поссовета Ткаченко от 8 сентября 1952 года. Об этом прочтем в книге краеведа, почетного гражданина г. Арсеньева И.М. Никаноркина «Где шумела тайга».
        Иную версию событий излагал в письме в редакцию местной газеты «Восход» легендарный директор «Прогресса» Н.С. Новиков. Как следует из текста, идея созрела среди заводчан, они же вышли с нею на крайком партии, а тот в свою очередь обратился в ЦК КПСС. В ответ «из Москвы пришла установка найти обоснование, какое историческое значение имеет личность В.К. Арсеньева, и какое отношение имеет она к поселку Семеновка». В этом вопросе разбирались секретарь парткома «Прогресса» Лазеба, председатель Яковлевского райисполкома Власов и сам Новиков. Им удалось обнаружить факты пребывании Арсеньева на здешней земле, подкрепить их воспоминаниями старожилов и цитатами из произведений Владимира Клавдиевича. «Через десять лет, а может, через пятьдесят, где-то здесь завод поставят, металл начнут плавить, город вырастет, поезда побегут», — не просто красивые слова, для Семеновки они стали пророчеством.
        Пусть имя автора идеи остается спорным, зато имя для города, бесспорно,  стало счастливым. Сколько под этим именем освоено, построено и достигнуто! В самых сложных обстоятельствах личность В. К. Арсеньева объединяла горожан и сегодня продолжает объединять, учит ценить опыт прошлого, жить в гармонии с природой и в ладу с собой.
 
                *****
        На склоне сопки Увальной возвышается памятник. Четырехметровая железобетонная фигура статного мужчины с планшетом в руке, с чуть наклоненной головой и устремленным вдаль задумчивым взглядом. За спиной его машут лапами сосны да ели, и создается впечатление, будто он только что вышел из тайги, но не узнает прежде хоженых мест. Перед ним сверкают золотом куполов храмы, дымят заводские трубы, теснятся жилые многоэтажки, снуют автомобили, и повсюду кипит жизнь...


Рецензии