И. С. Тургенев Музыка литературных страниц

                14.11. 2018


Музыку я люблю, люблю ее весьма давно, смею думать – знаю.

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

И. С. Тургенев

«Это очаровательный колосс, нежный беловолосый великан,
он похож на добрый старый дух гор и лесов,
на друида и на самого монаха из «Ромео и Джульетты».
Он красив какой-то почтенной красотой».
Э. и Ж. де Гонкур. Дневник. 1863 г.

«... Для меня –музыкальные наслаждения выше всех других,... редко что меня может заставить заплакать. Ещё иногда стихи Пушкина меня до слёз тронут, а от музыки часто плачу»
И.С.Тургенев

МУЗЫКА ЛИТЕРАТУРНЫХ СТРАНИЦ

Глубоко чувствующий природу Тургенев писал удивительно музыкальную прозу. Искусствоведы насчитали свыше восьмидесяти его произведений, вдохновивших многих композиторов. Русские народные песни, которые доводилось слышать в родном имении Спасское-Лутовиново, стали душевной отрадой и впоследствии нашли отражение в лирических страницах сочинений. В самом деле, музыкой пронизано все его творчество – от юношеской лирики и «Записок охотника» до самых поздних «Стихотворений в прозе».
Вот первый рассказ «Записок» – «Хорь и Калиныч». Любимая песня Хоря «Доля, ты моя доля».

Горестное раздумье о судьбе русского крепостного крестьянина определяет весь тон книги. В другом рассказе «Певцы» автор представляет нам картину состязания двух деревенских певцов, восхищаясь их музыкальной одаренностью.
Описание пения Якова Турка в этом рассказе, может быть,одна из самых вдохновенных «музыкальных страниц» в художественной прозе Тургенева...
«Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен, и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Ивановича так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё, видимо, дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебанием, за вторым –третий, и понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песнь.«Не одна во поле дороженька пролегла», -пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь; русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны».

«Не одна во поле дороженька пролегала», – пел Яков Турка… «От каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль…»

Если мы откроем роман «Рудин», то и там найдем немало строк, посвященных музыке. Наталья Ласунская и Рудин слушают романтического Шуберта. «С первым звуком лицо его приняло прекрасное выражение. Он подошел к раскрытому окну. Душистая мгла лежала мягкой пеленою над садом. Звезды тихо теплились. Летняя ночь нежилась. Рудин поглядел в темный сад: “Эта музыка и эта ночь, – заговорил он, – напомнили мне мое студенческое время в Германии: наши сходки, наши серенады…”» Сочинения Шуберта были распространены в среде передовой интеллигенции 30-х – 40-х годов XIX столетия.

В «Отцах и детях» музыкальные эпизоды встречаются относительно редко. Оно и естественно. Ведь Базаров – нигилист, отрицатель. Он не признает искусство, считая его бесполезным. Но в романе музыка «подстерегает» этого скептика на каждом шагу – у Кирсановых, у Одинцовой и даже у родителей. Вот Евгений Базаров в гостях у Аркадия. «Медлительные звуки виолончели долетели до них из дому… Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукою, Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия.

– Это что? – произнес с изумлением Базаров.
– Это отец.
– Твой отец играет на виолончели?
– Да.
– Да сколько лет твоему отцу?
– Сорок четыре.
Базаров вдруг расхохотался.
– Чему же ты смеешься?
– Помилуй! В 44 года человек, отец семейства в уезде играет на виолончели!» Безусловно, воспитанный на западной философии, литературе и искусстве, Тургенев наделяет своих героев собственным отношением и пристрастием к венским композиторам. Беседуя с Аркадием, Катя интересуется, какую же музыку больше всего любит ее собеседник. И услышала: «Классическую. Моцарта люблю».

Опера "Дворянское гнездо" В. Ребикова
На сцене музея Тургенева сцены из спектакля "Дворянское гнездо" композитора В.Ребикова. Московский камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского.

Оперы «Певцы», «Вешние воды» А. Гольденвейзера,«Клара Милич» Кастальского,«Песнь торжествующей любви» Симона и балет Шварца «Накануне».

Есть люди, обладающие даром видеть: они всё замечают, и ни одна, даже самая тонкая подробность, не укрывается от их взгляда. Есть люди с таким же острым слухом. По образному выражению поэта, они способны слышать «как прорастает трава». Таким же был слух И.С. Тургенева. Этот чуткий слух подсказал писателю образы исключительные по красоте и точности. Не будь у него такого тонкого, подлинно музыкального слуха, намного беднее было бы его литературное творчество, поблекли бы в нём картины природы, потускнели волнующие музыкальные эпизоды.Писатель постоянно вслушивался в богатейшую стихию звуков окружающей жизни. Это стало для него творческой потребностью и профессиональной привычкой.

«Прежде, чем лечь спать, я совершаю маленькую прогулку по двору, -писал Тургенев в одном из писем. –Вчера я остановился на мосту и стал прислушиваться. Вот различные звуки, которые я слышал:Шум дыхания и крови в ушах.Шорох, неустанный шёпот листьев.Треск кузнечиков; их было четыре в деревьях на дворе.Рыбы производили на поверхности воды лёгкий шум, который походил на звук поцелуя.Время от времени падала капля с тихим, серебристым звуком.Ломалась какая-то ветка...Вот глухой звук...Что это? Шаги по дороге? Или человеческий голос?И вдруг тончайшее сопрано комара, которое раздаётся над вашим ухом...»

В художественной прозе Тургенева немало эпизодов, которые нужно не только прочитать и понять, но прежде всего, услышать и прочувствовать. Вот почему многие тургеневские образы раскрываются полностью только тем читателям, которые постараются вслушаться в повествование «музыкальным ухом» и смогут «оживить» поэтические сравнения, наполнив их личным чувственным содержанием.Вот, например, отрывок из повести «Ася»: «Вдруг донеслись до меня звуки музыки; я прислушался. В городе Л. играли вальс: контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко...»Или «музыкальный эпизод из повести «Переписка»: «Капитан корабля давал бал. Весёлая музыка долетала до меня редкими приливами; особенно помню я трель маленькой флейты среди глухих возгласов труб; она, казалось, порхала, как бабочка...»

Особенно насыщена музыкой повесть «Несчастная». На её страницах упоминаются фортепианные пьесы Дж.Фильда, Дж.Штейбельта и К.Вебера, попури из оперы «Роберт-дьявол» Дж.Мейербера, хор «Мы живём среди полей» из оперы «Пан Твардовский» русского композитора А.Верстовского.

Но самый яркий эпизод повести пронизан звуками «Аппассионаты» Бетховена, которую исполняет Сусанна, героиня произведения. Вчитываясь в эти строки, понимаешь, как велика была власть музыки над поэтически чуткой и впечатлительной душой писателя.« Я с детства любил музыку, но в то время я ещё плохо понимал её, мало был знаком с произведениями великих мастеров... Игра Сусанны меня поразила несказанно: я не ожидал такой силы, такого огня, такого смелого размаха. С самых первых тактов стремительно-страстного аллегро, начала сонаты, я почувствовал то оцепенение, тот холод и сладкий ужас восторга, которые мгновенно охватывают душу, когда в неё неожиданным налётом вторгается красота. Я не пошевельнулся до самого конца; я всё хотел и не смел вздохнуть».

Голоса природы и музыки часто сливаются у Тургенева в один звуковой поток. Вчитываешься в эту удивительную прозу и не замечаешь: где кончаются слова, и начинается музыка, и где авторская речь словно превращается в песню.Такой музыкой проникнут эпизод из повести «Три встречи».«Всё дремало, всё нежилось вокруг; всё как будто глядело вверх, вытянувшись, не шевелясь и выжидая... Чего ждала эта тёплая, эта не заснувшая ночь? Звука ждала она; живого голоса ждала эта чуткая тишина –но всё молчало. Соловьи давно перестали петь... а внезапное гудение мимолётного жука, лёгкое чмоканье мелкой рыбы в сажалке за липами на конце сада, сонливый свист встрепенувшейся птички, далёкий крик в поле, -до того далёкий, что ухо не могло различить, человек ли то прокричал или зверь, или птица, -короткий, быстрый топот по дороге: все эти слабые звуки, эти шелесты только усугубляли тишину... как вдруг раздался в доме аккорд, раздался и покатился волною... раздражительно звонкий воздух отпрянул эхом... я невольно вздрогнул. Вслед за аккордом раздался женский голос...»

В том, что эпизоды в творчестве И.С.Тургенева не случайны, что писатель придавал им большое значение, свидетельствуют многие страницы его творчества. Перечитайте их и вы поймёте, как внимательно относился Тургенев к музыкальной характеристике своих героев. В музыке, которая так часто звучит в его романах, повестях и рассказах, писатель видел одно из выразительных средств эмоциональной окраски повествования и создание психологически достоверного образа.А как тонко Тургенев передаёт музыкой переживания своих героев, с какой полнотой выявляет весь строй их чувств. Можно привести в пример множество эпизодов в романах «Отцы и дети», «Накануне», «Рудин», в повестях «Затишье», «Старые портреты», в рассказах из «Записок охотника».

И может быть самый волнующий музыкальный эпизод в романе «Дворянское гнездо», в сцене, когда Лаврецкий, признавшись в любви Лизе и ощущая, как «чувство неожиданной,великой радости наполнило его душу», внезапно услышал ночную импровизацию старого музыканта Лемма...

Описание музыки в этой сцене волнует нас не меньше, чем сама музыка. Какой прекрасный и огромный мир чувств раскрывает перед нами писатель! Какими духовно богатыми людьми предстают перед нами Лаврецкий и старый музыкант, озарённый яркой вспышкой своего вдохновения...

До конца своей долгой жизни Тургенев оставался артистической и увлекающейся натурой. Его письма многочисленным друзьям и собратьям по перу доносят до нас отголоски сильных эмоциональных потрясений, вызванных встречами с музыкой. Музыкальным вкусам Тургенева были чужды умеренность оценок и сдержанность чувств; в каждой строке писателя о том или ином событии музыкальной жизни проявляется душа впечатлительная и страстная, склонная к восторженному
восхвалению, либо, напротив, к резкому отрицанию.

Но при всех своих музыкальных увлечениях Тургенев всю жизнь оставался верен двум величайшим композиторам –Моцарту и Бетховену. «Оба колосса, Бетховен и Моцарт, поэты божьей милостью, и их произведения бессмертны», -писал Тургенев о своих любимых композиторах.Музыка Моцарта покоряла писателя своим мелодическим богатством, благородством, возвышенной чистотой и естественностью выражения чувств: «Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно, так, как льётся какой-нибудь прекрасный ручей или источник... Моцарт подобен Рафаэлю –красота его мелодий очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства».Тургенев оказался прозорливей своих современников, поднявшись над устойчивыми банальными представлениями о Моцарте, как о композиторе «безоблачном и ангельском».
Писатель особенно остро ощущал трагедийное начало моцартовской лирики. Эти чувства нашли своё отражение в романе «Отцы и дети», в одном из эпизодов которого звучит знаменитая Соната-фантазия.
Аркадия Кирсанова «особенно поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой посреди пленительной весёлости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби...»

Общение с музыкой Бетховена составляло одну из важнейших потребностей Тургенева на протяжении всей жизни.

«Каждый день казался подарком... Мы играли отрывки из комедий и трагедий... переиграли все симфонии и сонаты Бетховена / всем сонатам даны были сообща имена/ ...» -писал Тургенев о своём пребывании в кругу близких друзей.

Не только творчество Бетховена, но и его личная судьба была для Тургенева образцом высокого служения искусству и человечеству. И говоря на открытии памятника Пушкину в Москве о великом назначении литературы и долге перед народом, Тургенев вновь вспомнил светочей своей жизни –Бетховена и Моцарта, назвав их «несомненно национальными композиторами».

В 1843 г. на гастролях итальянской оперы в Петербурге Тургенев познакомился с выдающейся певицей Полиной Виардо.
Увлечение необычным талантом певицы вскоре переросло в глубокую дружбу, во многом определившую всю будущую жизнь Тургенева.
Спустя несколько лет после этой встречи, он признаётся Полине Виардо:
«... Мне радостно сказать вам, ... что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своём пути –было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрёт только вместе со мной».

Памятником этой вдохновенной любви, пронесённой Тургеневым через всю жизнь, стало стихотворение в прозе «Стой!»

И читайте -

Стой! Какою я теперь тебя вижу — останься навсегда такою в моей памяти!

С губ сорвался последний вдохновенный звук — глаза не блестят и не сверкают — они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки!

Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды?

Какой бог своим ласковым дуновеньем откинул назад твои рассыпанные кудри?

Его лобзание горит на твоем, как мрамор, побледневшем челе!

Вот она — открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет — и не надо. В это мгновение ты бессмертна.

Оно пройдет — и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя… Но что тебе за дело! В это мгновенье — ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда.

Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!

Глубокая музыкальность Тургенева, обилие «музыкальных страниц» в его произведениях не могли не привлечь внимание композиторов. Первые попытки вывести героев Тургенева на оперную сцену были предприняты ещё при жизни писателя. Антон Рубинштейн начал работу над оперой по роману «Рудин», П.И.Чайковский надеялся написать оперу по роману «накануне», но эти планы не осуществились из-за отсутствия достойного либреттиста.Создать оперное или балетное либретто на сюжет Тургенева,не обесценив при этом его великой прозы, не удавалось практически никому. Может быть поэтому быстро сошли со сцены оперы «Ася» Ипполитова-Иванова, «Вешние воды» Гольденвейзера, «Клара Милич» Кастальского, «Песнь торжествующей любви» Симона, балет Шварца «Накануне» и музыкально-психологическая драма Ребикова на сюжет «Дворянского гнезда».

Значительно большим успехом пользовались романсы на стихи Тургенева. До сих пор особенной популярностью пользуется «Баллада» Рубинштейна и романс Абаза «Утро туманное, утро седое...»

Страстная любовь к музыке наложила отпечаток на всё творчество Тургенева, придав его прозе яркую эмоциональность, одухотворённость и гармонию.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии