История телохранителя хоккеиста Павла Буре

Мои постоянные читатели знают, что я много пишу на темы спорта, и это не случайно. Еще со школьных лет я был знатоком спорта, так как родители выписывали для меня газету «Советский спорт» и 4 спортивных журнала, чтобы я увлекся спортом и мог давать отпор местным хулиганам, которым мои родители-учителя ставили двойки в школе, а они поколачивали за это меня. Усилия родителей не пропали даром. Я много тренировался, стал лучшим легкоатлетом в школе и в районе среди школьников, и потом выигрывал краевые студенческие соревнования и по легкой атлетике и волейболу.  И до сих пор читаю про спорт очень много.

Больше всего меня интересуют два вида спорта — хоккей с шайбой и волейбол. А вот легкая атлетика в нашей стране практически умерла, а в мире страдает одной болезнью — допингом.  В хоккее у нашей страны хорошие традиции и отдельные наши хоккеисты считаются «звездами» в сильнейшей хоккейной лиге мира — Национальной хоккейной лиге НХЛ.  В состоявшемся в начале февраля традиционном Матче звезд  принимали участие 9 российских хоккеистов НХЛ.  А двое из них — Кучеров и Василевский играли в команде, которая выиграла финальных матч между сборными командами конференций.

Об одном из звезд прошлого, «русской ракете» Павле Буре я написал заметку. Но выжить при жестокой конкуренции даже звезде непросто. Тебя просто могут специально травмировать,  поэтому для защиты своих звезд в каждой команде есть один или два игрока, которые не очень хорошо умеют играть в хоккей, но зато могут хорошо драться. В Канаде таких называют тавгаями. Был и среди наших игроков такой тавгай, Андрей Назаров, которые, став тренером, перенес заморские приемы и в наш хоккей. Все команды, которые он тренировал, были задиристыми, часто устраивали драки, а сам Назаров даже умудрялся замахиваться на зрителей клюшкой, находясь за скамейкой игроков. Но сегодня речь пойдет не о нем, а о другом хоккеисте.

Скажу честно, не планировал делать статью про этого хоккеиста в данный момент, но узнав новость об его преждевременном уходе из жизни, решил вспомнить о главном "телохранителе" Павла Буре - Джино Оджике.

Джино Оджик родился 7 сентября 1970 года в алконгинском заповеднике Китиган - Зиби, недалеко от города Миниваки, провинции Квебек. На коньки маленького Джино поставили его старшие сестры, с которыми он гонял шайбу на замерзшем озере. Когда Оджику исполнилось одиннадцать лет, была создана хоккейная команда, за которую выступали индейцы - алгонкины и тренировал её отец Джино. В 15 лет наш сегодняшний герой подумывал бросить хоккей и найти себе какое нибудь другое занятие, но его неожиданно пригласили в Хоксбери Хоукс из младшей юниорской лиги Онтарио. Это был шанс, которым он воспользовался на все 100. До перехода в "Ястребы", Оджик играл на позиции защитника и уровень его был, мягко говоря, так себе. В новой команде индеец переквалифицировался в силового форварда. За “Хоксбери» Джино выступал три сезона, после чего перешёл в «Лаваль Титан», выступавшего в главной юниорской лиге Квебека. В этой лиге он познакомился с Даниэлем Лакруа, Энрике Чикконе, Сэнди Маккарти и другими бойцами, с которыми позднее бился в НХЛ. За два сезона в «Лавале», Оджик провел 101 матч, в которых набрал 62 очка (21+41) и отсидел в штрафном боксе 558 минут. Не менее впечатляющие цифры тафгай показал и в плей офф, в котором провел 29 матчей и набрал 20 очков (6+14) и заработал 239 минуты штрафа. В 1989 и 1990 годах, Оджик в составе «Лаваля» стал обладателем Президентского Кубка, вручаемого чемпиону лиги Квебека.

Летом 1990 года, Оджик на драфте НХЛ в пятом раунде под общим 86 номером был выбран «Ванкувером». Закрепиться сразу в составе «Кэнакс» у Джино не получилось, и он начал сезон в «Милуоки Адмиралс», выступавшей в ИХЛ. В 17 матчах индеец набрал 10 очков (7+3) и заработал 102 минуты штрафа.

21 ноября 1990 года Оджик дебютировал в НХЛ в матче против «Чикаго» и провел его активно, набрав 10 минут штрафа. На протяжении всего сезона индеец не сбавлял оборотов, удаляясь практически в каждом матче. Он не брезговал выполнять самую грязную работу, играл достаточно грубо, мог ударить исподтишка. Но свою работу тафгай делал отлично, защищая партнёров и регулярно сбрасывал перчатки. Не удивительно, что сыграв в своём дебютном сезоне лишь 45 матчей, Оджик заработал 296 штрафных минут.

Осенью 1991 года в НХЛ дебютировал российский форвард Павел Буре. Россиянин и индеец на выезда всегда селились в одном гостиничном номере и между ними завязалась дружба. Позднее Оджик назовёт одного из своих сыновей в честь друга - Буре. Что касается хоккея, то Джино продолжил буйствовать, заработав в 65 матчах 348 штрафных минут. Вы удивитесь, но индеец стал лишь третьим штрафником чемпионата. Такие боевые времена были в НХЛ в начале 90-х.

В сезоне 1992 - 1993 годов, Джино в 75 матчах отсидел в штрафом боксе 370 минут, став вторым в списке "главных негодяев лиги", уступив лишь легендарному Марти Максорли.

В следующем сезоне индеец установил личный рекорд результативности в НХЛ, набрав в 76 матчах 29 очков(16+13), при этом заметно снизив боевую активность, заработав лишь 271 минуту штрафа. Стоит отметить, что во многом благодаря защите Оджика, его друг Павел Буре два года подряд забрасывал по 60 шайб.

Старт сезона 1994 - 1995 годов, тафгай пропустил из-за травмы и сыграл лишь в 23 матчах из 48 и набрал 109 минут штрафа.
В следующем сезоне травмы продолжили преследовать Оджика, сыгравшего лишь в 55 матчах, в которых набрал 181 минуту штрафа.
В сезоне 1996 - 1997 годов Джино установил рекорд по штрафных минутам, набрав 371 минуту в 70 матчах.

Летом 1997 года Ванкувер возглавил знаменитый тренер Майк Кинэн, который не взлюбил Оджика и основным тафгаем «Кэнакс» стал Дональд Брашир. В середине марта индейца обменяли в «Айлендерс». Любопытно, что последний матч за канадскую команду Джино сыграл против "островитян" и подрался с Марком Джэнссенсом. А первый матч за «Айлендерс» сыграл против «Ванкувера» и провел кулачный бой против Джейсона Струдвика. Всего за ньюйоркский клуб индеец в том сезоне сыграл 13 матчей и набрал 31 минуту штрафа.

После ухода из «Ванкувер», карьера Оджика пошла на спад. Как позже говорил сам Джино, в «Айлендерс» ему вообще не нравилось, что и не удивительно, за весь регулярный чемпионат он провел лишь 23 матча за худшую команду лиги и набрал 133 минуты штрафа.

В следующем сезоне Оджик выходил на площадку чаще, проведя 46 игр, но при этом практически перестал драться. Он набрал лишь 90 минут штрафа и был обменен в «Филадельфию». В Ванкувере его обожали и сам он очень любил эту команду, поэтому не жалел ни себя, ни соперников, сбрасывая краги едва ли не в каждом матче. В «Айлендерс» болельщики и местные журналисты относились к нему не очень дружелюбно, постоянно подвергая критике. Проблем добавляли и травмы, которые начали сыпаться на тафгая одна за другой.

Сезон 1999 - 2000 годов, форвард доигрывал в «Флайерз» и за 13 матчей не подрался ни разу, получив 10 минут штрафа за подножки. В следующем сезоне тафгай за 17 матчей лишь 4 раза сбрасывал перчатки и разочаровавшись, "Лётчики" уже в ноябре обменяли Оджика в «Монреаль».

В Канадиенс Джино снова превратился в крутого и агрессивного бойца, проведя в 13 матчах шесть кулачных поединков и заработав 44 минуты штрафа. Но доиграть сезон Оджику было не суждено, 13 января 2001 года в матче с Финиксом форвард получил травму и выбыл до конца сезона.

В следующем сезоне Оджик набрал 104 минуты штрафа в 36 матчах, причём 34 минуты он набрал в первом же матче против «Оттавы», спровацировав массовую потасовку. По ходу сезона, Джино был отправлен в фарм клуб - «Квебек Цитаделлс» из Американской Хоккейной Лиги. Сыграв за команду 13 матчей и заработав 40 минут штрафа, тафгай вернулся в НХЛ.

Перед началом сезона 2002 - 2003 годов, в тренировочного лагере шайба попала в голову Оджику и индеец выбыл из строя с сотрясение мозга. Когда тафгай восстановился, то был отправлен в АХЛ, куда отказался ехать, после чего клуб дисквалифицировал игрока, после чего Оджик принял решение завершить карьеру.

В 2005 году он сыграл 3 матча за команду «Хорс Лейк Тандер» в кубке Алена, главной лиге любительского канадского хоккея. Оджик набрал 7 очков (3+4),а команда дошла до полуфинала.

После завершения карьеры Оджику некогда было скучать, так как у него было восемь детей. Но в июне 2014 года Джино сообщил, что у него выявлено онкологическое заболевание. Он мужественно боролся со своим недугом, но этот бой Оджик, к сожалению, не сумел выиграть и 15 января 2023 года его не стало.

Оджик не был лучшим, но тем не менее он входил в число ведущих тафгаев лиги. Он использовал вяжущий стиль боя, основанный на борьбе. Джино пользовался уважением среди тафгаев, в начале 90-х годов он был одним из самых активных бойцов, регулярно входя в число главных грубиянов лиги. В НХЛ, Оджик провел 605 матчей и набрал 137 очков (64+73) и заработал 2567 минут штрафа и по этому показателю занимает 17 - е место.


Рецензии