Кино! Дергачи! Детство!

Первый российский фильм вышел на экраны в 1908 году. Правда длился недолго – всего семь минут. Этот фильм назывался « Понизовая вольница». Первый цветной фильм  - « Броненосец Потемкин». Автор Сергей Эйзенштейн лично кисточкой на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет. Но это, к сожалению, был единственный цветной кадр в фильме. Первый кинофестиваль в России состоялся в 1935 году. Первые декорации были нарисованы на холсте. Позже  скульптор и художник Б. Мухин предложил сделать их объемными, и использовать щиты с настоящими дверями и окнами. Самую престижную кинонаграду планеты - ежегодную премию "Оскар" Американской академии киноискусств получали такие российские фильмы: документальный фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леонида Варламова и Ильи Копалина в 1942 году. Затем "Оскар" получила картина  "Радуга" Марка Донского (1944), "Война и мир" Сергея Бондарчука (1968), "Дерсу Узала" Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии),  "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова (1980) и "Утомлённые солнцем" Никиты Михалкова в 1994 году.В 2000 году премия "Оскар" была присуждена российскому режиссеру,  художнику-мультипликатору Александру Петрову  за лучший короткометражный мультфильм года "Старик и море", снятый по мотивам Хемингуэя. Первый советский боевик – « Пираты 20 века» Первый советский фильм катастрофа – « Экипаж» Самый дорогой советский фильм – « Война и мир». Если перевести полученные деньги на сегодняшние - это составило бы около 700 млн. долларов. Для эпохи советских времен это было очень много. Самый длинный сериал « Вечный зов». Фильм демонстрировался в несколько этапов с 1873 по 1983.Первый советский фильм ужасов – « Вий», который к сожалению в первоначальном виде не сохранился.
Приход звука в российском кино («Путевка в жизнь» Николая Экка, 1931) почти совпал с ликвидацией последних островков творческой свободы и торжеством так называемого «социалистического реализма». Сталинский тоталитарный режим спешил поставить на контроль практически каждую «единицу» тогдашнего кинопроизводства. Так что ничуть не удивительно, что вернувшийся из зарубежной поездки Эйзенштейн так и не мог добиться выпуска на экран своей картины «Бежин луг» (в итоге фильм был уничтожен). На экраны страны выходили также фильмы, рассказывающие о личной жизни и переживаниях простых людей в тяжелые годы войны. Фронтовой дружбе был посвящен фильм «Два бойца» (1943) Л. Д. Лукова; фильм «Жила-была девочка» (1944) В. В. Эйсымонта рассказывал о жизни в осажденном Ленинграде. Выходили на экраны и комедии, которые поднимали настроение зрителей, поддерживали уверенность в победе: «Антоша Рыбкин» (1942) К. К. Юдина, «Новые похождения Швейка» (1943) С. Юткевича, «В шесть часов вечера после войны» (1944) И. Пырьева, и др.

После вот такого небольшого вступления мне хочется рассказать о кинотеатрах моего детства, покопаться в истории кинотеатров Дергачей.
В 1906 году в Дергачах начал свою работу кинотеатр Козина. Это было большое высокое здание, покрашенное снаружи зеленой краской. Располагалось оно на углу улиц ныне называемых Советская и Максима Горького, где в настоящее время стоит величественный памятник-мемориал дергачевцам, погибшим в Великой Отечественной Войне.


   Своими воспоминаниями о   замечательном кинотеатре делился Юлиан Александрович Суруткович 1918 года рождения.

На этом фото коллектив редакции газеты "Знамя труда", где работал  Юлиан Суруткович, он в рубашке  кубиками, третий справа.Семидесятые года.
 Сурутковичи были известны в Дергачах как потомственные железнодорожники.  Отец Юлиана  работал тоже на железнодорожной станции и в его обязанности кроме прочих, входило получать и отправлять посылки, среди которых были и банки с кинолентами. Театральное начальство постоянно давало отцу контрамарки на киносеансы, а отец часто брал с собой своего «младшенького» Юлиана.
Юлиану очень нравился кинотеатр. Он поражал воображение своей красотой и роскошью сразу, как зрители переступали его порог. В фойе были огромные зеркала. В зрительном зале – в два яруса ложи, барьеры обтянутые бархатом. Сцена огромная, глубокая (в смысле длинная в направлении взгляда зрителей). Перед сценой глубокая и просторная оркестровая яма; под сценой тоже используемое помещение. Регулярно каждое лето приезжал на гастроли с Украины театр. Артисты ставили спектакли по произведениям Гоголя Н.В. : «Вий», «Сорочинская ярмарка» и другие. На сцене появлялись, когда было
надо по содержанию телеги, живые лошади, волы, свиньи, собаки. (их брали«напрокат» у дергачевцев). В Дергачах население  приближалось к 15 тысячам, да приезжали из окрестных деревень и хуторов. Контрамарки на киносеансы давали молодым девушкам и женщинам за то, что они ходили мыть полы в кинотеатре. На полу перед сценой часто сидели ребятишки: тоже за какие-то услуги получали контрамарки. И этот прекрасный кинотеатр сгорел, как реальное училище и примерно в тоже время в середине двадцатых годов.
Сохранились воспоминания Анастасии Ивановны Полюковой (1911-1997гг), записанные и подаренные в Дергачевский краеведческий музей, ее внучкой Мариной Андреевной Сиушкиной, проживающей в настоящее время в Подмосковье, по интересующейся историей своей семьи и родиной предков, которые они были вынуждены покинуть в 1927-30х годах ХХ века.
Повествование о некоторых сторонах жизни этой семьи относится к тому времени, когда Анастасия Ивановна была еще девочкой и все звали ее Тасей. Отец Таси был художником – архитектором. Родился он примерно в 1872 году. Он имел бригаду
строителей, брал подряды. Эта бригада построила в Дергачах театр.
Иван Егорович давал частные уроки рисования на дому. Он имел хороший художественный вкус; вся домашняя мебель, телега, сани, ледянки его детей были красивые, резные. Одна из стен в доме была расписана в виде картины: пейзаж с рекой деревьями. Домашние иконы были написаны им самим. Местные жители заказывали ему написать ту или иную икону. Он играл на саратовской гармошке с колокольчиками, а его жена Мария Лаврентьевна (урожденная Сыпченко) хорошо пела. Их потомки тоже хорошо поют. Жила семья Полюковых на Серебрянке. Их дом стоял «задами» к лиману. Из лимана они поливали свой огород во дворе.
Самый младший сын врача – Михаил Егорович был адвокатом, дети с гордостью говорили: «Дядя Михаил – защитник».
Как уже упоминалось выше, Иван Егорович-художник архитектор – писал иконы, строил и расписывал храмы, но в то же время не проявлял почтения к священнослужителям. Этим он очень огорчал свою  глубоковерующую жену, которая тайком от мужа приглашала священника в дом окропить жилище святой водой. В конце лета 1920 года Иван Егорович упал с лесов, расписывая храм, переломался и отбил себе все внутренности. В ночь перед его падением в их доме сорвалась со своего места и упала икона Николая Угодника. Через несколько дней Иван Егорович скончался.
Один из сыновей врача Егора Полюкова – Илья – был от рождения хромым, но крупным и сильным мужчиной. Он работал сапожником на дому и обучал подростков сапожному
мастерству. У него была очень большая семья, потому что все дети рождались двойнями (десять двоен). Дети художника-архитектора Миша, Тася, Клавдия очень любили ходить в гости к ним, так как у них было всегда многолюдно и интересно. Обедали все вместе за большим столом, племянники приходили со своими ложками. Вместе со всеми обедали и ученики Ильи. Мать Миши, Таси и Клавдии не раз говорила жене Ильи: «Кума, ты моих-то гони, у тебя и так вон сколько ртов». Жена Ильи отвечала: «Да ничего, кума всем картошки хватит». Потомки Ильи и его супруги Прасковьи Гавриловны от их сына Ивана  в настоящее время живут в Дергачах, фамилии одной ветви Полюковы, а второй ветви Маляр (Надежда Ивановна – директор МОУ СОШ №2 среди них).
В прекрасном кинотеатре «Комсомолец» я просмотрела  превеликое множество кинофильмов.  Именно в этом кинотеатре в 1956 году шел первый цветной фильм «Свадьба с приданным».

Когда я училась в седьмом классе, к нам в село привезли фильм «В джазе только девушки».
Фильм, о котором я хочу рассказать, конечно же,
был «до шестнадцати». Мы, четыре подруги,(Дерябина Н. Базыма С.Русанова Тамара) не могли не посмотреть его.

А память мне услужливо прокрутит
Все эпизоды детства моего.
И ничего она не позабудет,
Поверьте, не забудет ничего.

Бегу в кинотеатр «Комсомолец»
Бегу, сжимаю крепко кулачок,
Кассирше тете Рае я вручаю
В ладошке запотевший пятачок.

В притихшем зале место занимаю
Оглядываю зал, ряды, балкон.
Как будто на всю жизнь запоминаю.
Кинотеатр – как мне дорог он.

Свет постепенно гаснет, все стихает,
Вот вижу на экране волшебство.
Кривых зеркал здесь королевство возникает,
И в джазе девушки, и многое чего.


 Русанова Тамара сделала всем умопомрачительные прически, наложили грим, который состоял из туши для ресниц и черного карандаша для глаз.
Для пущей убедительности почему-то решили, что капроновая косынка просто необходима. Из всех четверых самая детская внешность была у меня. В то время я была копией Елены Проколовой в фильме «Звонят, откройте дверь».


Меня часто
останавливали на улице и спрашивали: «А ты видела этот фильм?», а затем начинали удивляться, как сильно я похожа на героиню. Мы купили четыре билета на пятичасовой сеанс и за час до сеанса начали кружить вокруг кинотеатра. Мне кажется, что больше всех волновалась я. Мы просили Бога, чтобы контролером была тетя Оля Деряева. Она после ухода на пенсию бесплатно работала в кинотеатре. Очень стойкая коммунистка.


Вышло по-нашему. Бог услышал наши молитвы, и вот тетя Оля стала пропускать зрителей в фойе. Подошла наша четверка, я завершала процессию.  Тетя Оля оторвала контроль, девчонки прошли, а у меня она спросила: «Сколько лет?». Покраснев до корней волос, я чуть слышно ответила: «Четырнадцать». Три пары глаз моих подружек уничтожающе смотрели на меня. Может быть потому, что
контроль у билета уже был оторван, а может быть потому, что слишком уж неестественен был мой внешний, или мольба в моих глазах заставила тетю Олю сказать: «Проходи». Я была на вершине счастья! Этот фильм я смотрела еще два раза, и тетя Оля беспрепятственно, без всякого грима и капроновой косынки,
пропускала меня в зал.
Кинотеатр «Комсомолец» разрушили,  сейчас на его месте детская площадка. Очень грустно.
Сколько фильмов я пересмотрела в своем детстве! Это и
«Доживем до понедельника», и «Мужчина и женщина», и «Фантомас» - после просмотра которого  страшно было не только по вечерам, но и среди белого дня. В Летний кинотеатр, который находился на улице Ленина и напоминал огромный деревянный сарай, ходили редко (далековато), но уж если начнем ходить, то целой  ватагой.  Сквозь недоделанную крышу можно было видеть звезды. Там контроль у билетов отрывала мама Нади Лебедкиной.

Очень красивая женщина, а звали её тетя Вера.


В Доме Культуры, который находился всего в одном квартале от
моего дома, тоже часто показывали кинокартины. Был один вечерний сеанс. Я туда ходила, но очень редко. В основном, посещали кинотеатры в центре «Экран» и «Комсомолец».
А еще, знаете, где мы  еще смотрели фильмы? Год примерно 1964-65.  В вагоне-клубе. Да, именно в вагоне-клубе. В субботу на запасной путь на станции ставили вагон, в котором
показывали фильмы. Вагон был оборудован экраном, сиденьями для зрителей. И, что запомнилось! На стенах были расклеены плакаты-агитки. Зимой, темнело рано, мы шли в вагон-клуб и по пути проходили пакгауз. Иногда там двери были открыты, мы
заглядывали туда, нам давали колоб. Вкус этого колоба я помню до сих пор. Такая коричневая твердая масса со своеобразным вкусом. Это был прообраз поп-корна.
И еще одну историю хочется рассказать. Я училась в девятом классе. Однажды одноклассник  пригласил меня в кино. Тогда только что вышел на экраны фильм «Доживем до понедельника». В кинотеатре «Экран» было три киносеанса: в 5, в 7, в 9. Школьников на девятичасовой сеанс не допускали. А мы ведь учились во вторую смену, и на семичасовой, при всем желании, попасть не могли. Что же делать? Моего одноклассника этот вопрос ничуть не интересовал.  Я же сначала решила отказаться, но вскоре выяснилось, что больше половины класса идут на этот фильм.  Чашу весов перевесило то, что учительница литературы, а именно этот урок у нас и должен  был быть,  заболела,  и ее заменяла другая.  Оставив половину класса изучать литературу с новой учительницей (а на самом деле это была учительница, которая давно уже вышла на пенсию и подрабатывала, если кто-то из филологов болел), мы без зазрения совести отправились в кинотеатр.
В зал входили, когда свет уже был потушен. Быстро уселись на свои места. Пока смотрели киножурнал, мы еще переговаривались, смеялись  негромко. Каково же было наше удивление, когда после киножурнала в зал вошла наша учительница литературы, и её место оказалось прямо позади нас. Но вот пошли титры кинофильма, мы стали внимательно следить за именами, отыскивать среди них знакомых артистов. Я сразу же отметила, что роль Ильи Семеновича играет мой любимый актер Вячеслав Тихонов. Еще промелькнуло знакомое имя Игоря Старыгина, но оно на меня никакого впечатления не произвело. Народу в кинотеатре было много, все места были практически заняты. Билеты, как мне потом сказали одноклассники, были раскуплены за час до киносеанса. Продавали билеты и в предварительной кассе, которая работала с 15 часов. Телевизоров в то время в нашем селе было очень мало, только в семьях зажиточных. На нашей улице телевизор был у Учаевых, которые жили напротив нас. Зимой, когда проходили  соревнования по фигурному катанию, мы напрашивались, чтобы посмотреть хотя бы одним глазком Людмилу Белоусову и Олега Протопопова. И нас пускали.   Помню, дядя Витя Учаев каждый раз, когда исполнялся элемент «тодес»,  бурно переживал, достанет ли фигуристка  головой до льда.  Кинотеатры жители  села посещали часто.       Как только на экране появился Тихонов в роли Ильи Семеновича, мы стихли. Завороженно смотрели на экран. Конечно же, главная заслуга в создании этого фильма принадлежит режиссеру С.Ростоцкому, но в то время мы и внимания-то не обратили, кто режиссер. Наше внимание полностью захватила игра главного героя и учительницы английского языка. Любовь, которая возникла между ними, была настолько для нас необычной. Да и сам герой, казалось, спустился с небес, таким необычным человеком он нам казался.   Его эмоциональная, сдержанно-напряженная речь – подлинный образец публицистического стиля произношения, делала героя необыкновенным человеком. Мы и представить себе не могли, чтобы в нашей школе был такой учитель. Илья Семенович Мельников на многие годы стал для нас образцом-эталоном  учителя. А снисходительный и высокомерный тон Батищева приводил в такое возмущение, что некоторые не выдерживали и давали советы по поводу его поведения. Даже монотонный и невыразительный Сыромятников был нам  дороже этого заносчивого Батищева. Фильм всех нас просто очаровал. Рамки наших представлений о людях расширились, вернее, если раньше мы даже не подозревали о такой категории людей, то сейчас стали искать аналоги среди окружающих, и что не менее важно, даже обнаруживали их. Конечно, таких учителей, как в фильме, мы не нашли, но аналог учительницы русского языка и литературы  обнаружили сразу, хотя и не решались поведать о своих открытиях даже близким людям. На следующем уроке литературы учительница наша не пожалела половины урока для того, чтобы обсудить фильм, узнать наше мнение о нем. Помню, мы впервые в жизни, внимательно слушали рассуждения о том, что такое любовь, какой она должна быть. И нас очень волновал       вопрос о том, что может ли быть любовь такой, как в кинофильме? Да! А учительницей была Надежда Степановна Хренова.Минут  десять мы говорили о любви. о том, что такое красота
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде? 
 И еще одна история из детства.
В далеком-далеком детстве по вечерам  вместе с мамой мы слушали по радиоприёмнику передачи ТЕАТР У МИКРОФОНА. В те, дни, когда  этой передачи не было, мама рассказывала истории из жизни, из прочитанных ею книг, просмотренных ею кинофильмов. Истории были удивительные. Часто я плакала! Да, что там часто……. Всегда! Однажды мама рассказала историю о том, как во время войны встретились мужчина и женщина. Солдат ехал в отпуск, к своим родным. По пути  ему нужно было переправиться на пароме через реку. Он увидел женщину с такими огромными и по-детски чистыми, ясными глазами. Так трогательна и непосредственна была её доброжелательная улыбка. Он зашел к ней, увидел в какой нищете и убогости жила эта женщина В этой убогости кроме женщины жили еще трое ребятишек. Солдат накормил детей, и уже не в силах был забыть этих людей. После войны он возвратился к ним, и они счастливо зажили.  Солдат  устроился работать механиком на судне. И, каждый раз, возвращаясь из рейса, он с волнением в груди, слушая гудок, который давали его друзья, смотрел на обрывистый берег, где на самом краю, возле одинокой березы его ждали четверо самых родных, самых любимых его людей. Однажды он увидел у березы только троих. Она в больнице с тревогой и болью ожидала его, что бы увидев, отправиться на операцию, которая была так ей необходима. Она попросила его часы, чтобы они тикали, и ей было не так страшно. Всю ночь он просидел перед окнами операционной. Утром ему вынесли его часы. Они тикали…,
После похорон явился отец детей, стал их уговаривать жить с ним. Преуспевающий адвокат, но о совести… чести…там не могло быть и речи. Возвратившись из рейса, механик увидел у березки две фигурки своих детей. Младший, поддавшись на уговоры, польстился на обещанный велосипед, уехал с родным отцом.
Прошло много лет. И однажды…. Я увидела фильм РОДНАЯ КРОВЬ. Я смотрела на экран и, видя огромные глаза Вии Артмане, вспоминала ту далёкую историю, рассказанную моей мамой. Вот санитарка несет в зажатой ладони часы. Раскрывает ладонь….. Часы тикают… Вот берёзка… а Евгений Матвеев мечется в машинном отделении… курит… снова не находит себе места….. и снова курит… А вот и знакомая березка… две тоненькие фигурки машут руками, а , возвратившийся к жизни механик, с бледным лицом, держась за перилы, с трудом начинает понимать, что его не предали… Дети, его родные дети –вот они, на берегу…
И вот сегодня по первой программе я смотрю этот фильм. Я уже бабушка. У меня не только дети, но уже и четверо внуков. Я смотрю на экран! Но с высоты прожитых лет, чувствую, что ничего во мне не изменилось. Вот на печи появились смущенные физиономии ребятишек. Глаза героя… Он не то, чтобы обескуражен, он …. Да, где же найти те слова, которые помогут описать чувство человека, который в двух шагах от себя увидел всё горе, которое принесла война… всю нищету этой убогой хатки, в которой мама чуть ли не с гордостью говорит, что они еще не бедные, у них есть керосин….
Со слезами на глазах смотрю сцену свидания в больнице, когда Героиня говори т о том, что бояться нечего….. и просит, чтобы он дал ей часы….. И в душе возникает какая-то надежда, а вдруг всё будет иначе? А вдруг героиня выживет? А вдруг режиссер переиначил концовку фильма? Но нет! Санитарка  ужасающе медленно идет навстречу герою, раскрывает ладонь! Часы тикают….. Такое горе  разрывает сердце, что хочется не просто плакать, а рыдать навзрыд! Но вокруг люди! Я продолжаю смотреть эту душераздирающую историю… И вот уже боль и жалость переходят в ненависть, которая родилась еще в далеком детстве, я смотрю на Папанова и мне хочется заткнуть этот фонтан его красноречия… Хочется подойти к Матвееву, обнять его и прижать к груди, чтобы эти глаза, наполненные такой неизбывной тоской… не смотрели на это ничтожество и не старались найти слова….  Он не в силах найти слова, чтобы дать отпор . Да они и не существуют эти слова  для ЭТОГО человека. Для него нет ничего святого. То, что для Матвеева само собой разумеющееся, для героя Папанова высокие материи, постичь которые он не смог за всю свою подленькую жизнь. Ведь он в жизни ничего не знал: ни любви, ни ненависти. Он жил только  для того, чтобы создавать благополучия собственного рай.
Поражаешься величию главного героя. Он думает не о том, как удержать детей, а о том, что и кормил он их не очень сладко, и одевал не очень тепло. Даже в этих рассуждениях сквозит любовь и боль за этих детей, которые  ему родные. Не зря ведь фильма так называется. И вот последняя сцена. А сколько метаний души и переживаний произошло у Матвеева за те несколько минут, когда он сидел в машинном отделении и мучительно ждал гудка… И он прозвучал!И на одиноком берегу, у одинокой березки стоят сын и дочка и машут рукой самому родному, самому близкому человеку! Именно СЫН и ДОЧЬ!!!!!!!
Ну, и , чтобы свести концы с концами немного порассуждаем и сделаем вывод. Очень уж я люблю делать выводы! Кинотеатр «Экран» действует и поныне. Он находится в центре села. Красивое современное здание. Правда пришлось немного потесниться и предоставить некоторую площадь под магазинчик…
Но не будем о грустном.
В настоящее время выпускается очень большое количество фильмов ежегодно. Каждый сможет найти то, что ему по душе. В зависимости от настроения и предпочтений можно смотреть детективы, мелодрамы, ужасы, исторические фильмы. Кино заставляет смеяться и плакать, радоваться и грустить. Фильмы могут дать такие эмоции, пережить ситуации, которых в реальной жизни нет. Так что кино еще долго не утратит своего важного места в жизни людей. В кинокартинах, каждый найдет информацию,
интересующую именно его, найдет пищу для размышлений. Возможно, человек в фильме найдет ответы на важные вопросы. Фильм может стать стимулом к какому-то действию, вдохновить человека на поступок.


Рецензии
Ах, как жаль, что не загружаются фотографии. Они, конечно бы, сделали рассказ- более интересным. Кому-то навеяли бы воспоминания...
Если хотите увидеть рассказ с фотографиями, добро пожаловать в ОДНОКЛАССНИКИ на мою страницу.

Ольга Сехчина   12.02.2023 10:13     Заявить о нарушении