Сухой Суперджет 100 SSJ-100 - спасение авиации?!
Сегодня на повестке дня авиапром. Зацепила меня эта тема в силу последних разгонов акций второго-третьего эшелонов на нашем фондовом рынке. Решил поизучать показатели: производственные, финансовые...корпораций типа Иркут, ОАЭ, сопричастных (там много всяких Кис Воробьяниновых, которые как Автоваз всю жизнь стоят с вытянутой рукой). И вот, что получается.
Дорогой и любимый нашему сердцу SukhoiSuperjet100 был спроектирован еще в начале нулевых и должен был сменить устаревшие "тушки". Долго ли, коротко ли, но уже к 2013-му году планировали собрать порядка 230 самолетов. Однако в России планы всегда идут вразрез с реальными делами. Собрали 220...но ключевое слово - "планировали"! План выполнили только к 2023-му году. Из этих 220 в воздухе парят 160, остальные стоят на перроне в ожидании ремонта либо используются в качестве доноров на запчасти. И проблема эта не вчерашнего дня: все эксплуатанты заявляли о ней еще с самого начала поставок - шутка ли: из-за невозможности пройти сервисное обслуживание или из-за той же нехватки запчастей Сухие проводят в воздухе всего 3-3.5 часа в сутки, тогда как аналогичные Боинги 10-11 часов, а как известно - если лайнер не летает, он не только не зарабатывает, но и потребляет - стоянка, обслуживание, лизинговые платежи.
Надо ли говорить о том, что российский лайнер SSJ100 такой же российский как и часы Брегет на руке маломальски среднего российского чиновника. SSJ100 - это на 70% иностранная разработка. Там наверно даже ручки для кресел какой-нибудь ПратиЭндВитни придумывал (американская контора, занимающаяся разработкой двигателей). Двигатель - французский, причём с ним постоянно проблемы, колеса - мишлен, авионика сплошь "недружественных стран". Причём такая кооперация продолжалась и после 2014 года - когда США и Европа стали накладывать санкции на наши основные авиастроительные компании. СВО просто тотально всё это усугубило. Поставило крест и на поставках самолетов, и запчастей и сервисного обслуживания. Проще говоря иностранные самолеты в одночасье превратились в хлам.
У нас как известно пока петух не клюнет - мужик не перекреститься. Петух клюнул - Минпромторг после СВО бросил все силы на полное импортозамещение всех иностранных компонентов и Сухой представил новый проект SSJ-New. Казалось бы всё хорошо - сели и полетели! Но от момента самой разработки до поставки сотен самолетов уйдут годы...хотя
бы на те же согласования, аттестации, испытания и прочее. А летать уже нужно сейчас!
Ура-патриоты кричат - если б не французский двигатель мы бы не смогли получить разрешение на полеты в государства Европы, а российский рынок для производства слишком мал - лайнеры "живут" как правило 30-40 лет. У меня в ответ на это возникает вопрос: господа, вы совсем глупые и что вы там курите? Вы считать умеете? Вы за 20 лет собрали только 220 самолетов, при том, что такое количество нужно для нашей страны чуть ли не ежегодно! Мы все эти годы закупались сотнями боингов на западе. На замену парка у вас уйдет полторы сотни лет...К этому времени уже телепортацию создадут.
Второе, что всегда удивляет - это количество потраченных средств. Сотни, просто сотни миллиардов рублей, спущенных в унитаз, а чаще просто переведенных на Кипр через подставные фирмы по госконтрактам. Вон даже господин Калиновский сбежал с 400млн по сведениям прокуратуры на Кипр, и живет себе там ни в чём не отказывая. А сколько таких сидит у руля ОАК и Сухого?!
Третий момент - по телевизору нам каждый год после каждого форума говорят про сотни миллиардов заключенных контрактов...но проходят годы и контракты не исполняются, зарубежные эксплуатанты отказываются от поставленных лайнеров, но об этом ни слова...нигде...Почему бы если родное зомботв так активно говорит о планах, то не менее активно не говорит о фактах?!? вот сказали, что через год должны собрать 60 лайнеров, вот через год возьмите и проверьте и сообщите об этом народу...что не собрали...и в том году, и в этом...и в следующем не соберете...и пусть об этом все знают! все! каждый год! Может тогда и дело с мертвой точки сдвинется и ответственные за "не сборку и не поставку" понесут заслуженное наказание...вплоть до уголовного... А пока что ветер в
поле...обещай и не делай...не делай и воруй...проще говоря "сотрясай воздух"...
Четвертый момент - Сухойсуперджет на столько супер, что все эти 20 лет любовь к нему смогли привить даже огромные заградительные пошлины. Сейчас Минпромторг готов предложить машины по 32 млн долларов за штуку и очередь не стоит. Только если у Аэрофлота и то в приказном порядке.
И пятое - вы ошибаетесь если думаете, что такая ситуация только в авиастроении! Да какую отрасль не возьми - везде будут пустые обещания, сотни миллиардов потраченных средств и кукиш на ровном месте! Тот же Автоваз смог воспрять духом только когда на него пришел шведский менеджер Бу Андрессон, который имел обыкновение ходить по заводу.
Российский менеджер обычно вставал полдевятого, садился в свой мерс с водителем с зашторенными окнами, подъезжал к офису, полчаса смотрел какие-то отчеты, ждал кофе от секретарши, потом ехал в ресторан, на массаж, в спортзал, снова в офис на какую-нибудь планерку за ухом почесать и далее по домам. На сам завод они никогда не спускались и лады гранты видели только из окна своего иностранного авто.
Так что можно много кричать "Россия, вперед!", рвать на себе телогрейку, упиваться на словах в любви к родине...но при этом тихо воровать, саботировать или просто ничего не делать...тем самым отправляя свою любимую...самую лучшую в мире страну под откос...
Свидетельство о публикации №223021200553
на Суперджете" всех выживших пассажиров.
Кстати пилоты категорически отказываются летать на этом чуде.
Виктор Москвич 12.02.2023 12:18 Заявить о нарушении