И снова о книгах

- Мы вчера библиотеку ликвидировали, - улыбаясь, сообщила знакомая,  – много места занимает, надоела.
- Куда ликвидировали? – вздрогнула я.

- В мусорный ящик, - отозвалась Вера (имя изменено).
- Хоть в пакеты сложили? – мне стало не по себе.

- Нет, - удивилась она, - а нужно было?
- Не было возможности сдать в библиотеку? – вздохнув, поинтересовалась я.

- Да не приняли они, хотя предлагали, -  поморщилась знакомая. – И в Авито объявление давали, и друзей взять уговаривали.


***

Когда стукнуло шесть лет, мне подарили большую, увесистую трилогию про Незнайку. Помню, как с замиранием сердца я гладила жёлтую картонную обложку, страницы с чёрно-белыми картинками и предвкушала скорое чтение.

Книг у меня было много, потому что, во-первых, их в то время свободно продавали в магазинах, а во-вторых, мама доставала новинки по своим каналам.

До того, как я научилась читать, мне каждый вечер читали (простите за тавтологию) сказки и рассказы родители. А первая история, которую я осилила сама, называлась «Федорино горе» Чуковского.

Книга – самый лучший подарок, внушалось мне, и мы обменивались с друзьями фолиантами на праздники и дни рождения. Тогда так было заведено. 

Прочитав всё, что было в моём доме, я шла к тёте – у неё библиотека была ещё больше и брала издания у неё.

Но наступило время, детская и взрослая художественная литература, за редким исключением, исчезла с полок магазинов и мы простаивали по ночам в городском парке, чтобы купить любимых авторов. А прежде сдавали макулатуру, дабы получить чек на покупку.

Даже при поездке в Узбекистан, где книги на русском языке не были дефицитом, мы покупали их, загружали багажник авто и, провожаемые родственниками, отправлялись в обратный путь. Заметьте, везли не арбузы и дыни, а духовную пищу, без которой не могли жить.

Наверное, это была мания, но ей болели сплошь и рядом. В магазинах, под стеклом на прилавках и стеллажах, были выставлены тома на обмен, то есть, менялась, например, «Анжелика-маркиза ангелов» на «Три мушкетёра».

В нашем маленьком скверике под окнами сидели подростки и с увлечением читали, люди ходили в библиотеки, а вечерами обсуждали прочитанное.

Если ты оказывался в чужой квартире, первым делом подходил к шкафу или этажерке и просматривал выставленные книги, и каждый хозяин гордился ими.

Когда увидела по телевидению, что скоро появится электронная литература, расстроилась. Но верила, что это будет не скоро. Ошиблась.

В наше время библиотеку мы разделили: половину отвезли в загородный дом, половину оставили в городе. И сейчас, когда беру в руки очередное сочинение, понимаю, что мелкий шрифт не даёт мне свободно читать текст. Становится грустно.

Понимаю, что расстаться с книгами не смогу никогда, а что будет с ними потом, когда нас с мужем не станет?

Минимализм, вошедший в моду интерьеров современных жилищ, не предусматривает библиотеки, ковры, серванты с хрусталём и тонким фарфором, что так дорого нашему поколению. Вместо томов классиков на полках вазы и статуэтки, а на стенах непонятные моему вкусу картины и постеры.

Вчера раздумывала, что произошло с выброшенными знакомой книгами и жалела, что бомжи, если они есть на свалках, читать не любят.


Рецензии
Должна быть книга на бумаге,
И в электроном виде тоже надо!
Но вот печалит некий факт,
Когда их с мусором бросают в бак!

Понравилось!

Зелёная!

Варлаам Бузыкин   18.03.2024 15:52     Заявить о нарушении
Меня тоже сей факт огорчает. Несколько раз видела, что книги выносят на лавочку и их разбирают, но судя по разговорам бывает и иначе.
Помню времена книжного бума, тогда мы книгами обменивались в магазинах.
Спасибо, Варлаам.

Лариса Малмыгина   18.03.2024 15:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 53 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.