Человек в системе сакральных ценностей
Возникают вопросы: должно ли быть так? Возможно ль по-другому? Является ли сложившаяся ситуация причиной неустройства жизни, свойственной человечеству? Не препятствует ли культ сложившихся ценностей человека достижению счастья: спокойному пребыванию в благословенном мире, уготованному человеку по непостижимому стечению обстоятельств? Может ли человек улучшить дарованный ему мир?
Современное состояние человека, человечества в целом указывают на то, что нам необходимо задуматься над существованием иных ценностей, которые бы мотивировали нас к лучшей организации жизни, ценностей не осознанных до настоящего времени. Метафизика духа [1] раскрывает основы таких ценностей, проявляемых в опыте нашей жизни. В соответствии с ней бытие человека, человечества, Вселенной и Мироздания в целом определяется их стремлением к саморазвитию [2]. При этом ценности человека определены его назначением в глобальном, метафизическом процессе всеобщего существования Мироздания.
Утверждая актуальность беспредельного процесса зарождения, становления Вселенной, метафизика духа признаёт их сакральность, таинственность, иррациональность. Только признав эти основы, мы сможем придти к адекватному представлению нашего Мира, определить ценности, которыми мы должны руководствоваться при организации нашей жизни и соответствовать им.
Такие ценности общие для всех объектов Вселенной. Метафизика духа определила их как стремление к саморазвитию, поставив саморазвитие в основу процесса становления Мироздания. При этом саморазвитие отдельного, единичного, происходит путём самоорганизации, начиная с корпускул первоначала. Оно является условием саморазвития общего и всеобщего. Всеобщее при этом является субстанцией беспредельного множества самоорганизующихся единичностей.
Единичности обладают сущностными качествами, совокупность которых метафизика духа назвала духовностью: внутренней активность к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии [2,3]. Духовностью обладают все внутренне завершённые объекты природы. Метафизика духа определяет такие единичности как сущности, являющиеся завершёнными образованиями.
Таким образом, человек становится завершённым объектом Вселенной, если он соответствует указанным требованиям, является духовным в метафизическом понимании. Метафизика духа разработала аспекты социальной организации жизни человека, удовлетворяющие её сакральным требованиям [4]. А также методологию формирования духовной структуры человеком, соответствующую требованиям Метафизической Реальности [5]. Руководствуясь ею, человек встаёт на магистральную дорогу беспредельного саморазвития. Вместе с тем, декларируемая метафизикой духа программа совершенствования человека, входит в противоречие со свойственными человеку ценностями.
Сакральные ценности, приверженность к которым даёт надежду на вечное существование человека, его духовной структуры, противоречат ценностям, рождёнными телесными потребностями человека, практикой его жизни. То есть система сакральных ценностей, внешних для человека, противостоит внутренним ценностям, возникшими в результате исторического опыта жизни человека, человечества.
Поэтому человек, человечество стоит перед судьбоносным выбором: руководствоваться в жизни духовными ценностями или идти к гибели. То есть признать реальность сакральных ценностей, осознать опасности противостояния им. Готов ли человек поступиться сложившимися потребностями ради вечной жизни, поверить в её перспективы. Сомнений в этом много, хотя и есть практика отказа от благ цивилизации, называемые святостью. Но могут ли они быть массовыми, стать магистральной дорогой человечества в осуществлении своего предназначения.
Руководствуясь своими ценностями, человек отгородился от мира всеобщего. Метафизика духа утверждает, что необходима социальная политика, обеспечивающая движение человека, человечества к соблюдению сакральных ценностей. Иначе мы будем всё глубже впадать в противоречие с системой существования Вселенной, включая Её духовную основу. Последствия такой ситуации очевидны: глобальная катастрофа для человечества.
Литература:
1.Сазонов В.Н. Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа. // Мировоззренческие основания духовной природы бытия. // Saarbrucken, 2013г.
2.Сазонов В.Н. Метафизика Мироздания как саморазвитие его духовного первоначала. Труды членов РФО. Выпуск 20, 2018, с.18-30
3. Сазонов В.Н. Метафизика генезиса Мироздания как введение в теорию абсолютности. Материалы VIII Российского философского конгресса. 2022г Том 5, с.559
4.Сазонов В.Н. Актуализация метафизического гуманизма как переход от универсалистской модели социального развития к атомистической. Труды членов РФО. т. 20, с. 52-60; М. 2018г.
5.Сазонов В.Н. Метафизический гуманизм как методология ценностного саморазвития личности человека. Сб. «Антология современной русской философии» т. 2, с. 362, М. 2018 .
Свидетельство о публикации №223021200757