Жила-была ненависть. Начало
Война всех против всех (Bellum omnium contra omnes, лат.) неизбежно становится у людей матерью всех вещей. «Согласно гипотезе техно-гуманитарного баланса, чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные средства культурной регуляции необходимы для сохранения общества.
Таким образом, для поддержания баланса обществу необходимо постоянно совершенствовать и умножать культурные инструменты сублимации агрессии как массовой, так и отдельных её индивидуумов». Чтобы справиться с насилием - нужно жертвоприношение, мини-насилие, чтобы словно откупиться от невидимого дракона, пожирающего изнутри человеческую природу малой кровью, малой жертвой. И избежать жертв больших. В этом смысле принесение подростков в жертву - и есть воспитание общества, силовое привитие ему образа не-насилия, не-агрессивности. Уж лучше сейчас, чем потом, когда исчадия ненависти вырастут большими. И их игры приобретут масштаб национальной катастрофы.
Эта мысль, конечно, не нова. Её подробно осветила в своей «Девиантологии» и Е.В.Змановская. «Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьёзным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.
Для обуздания демона насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Наиболее эффективными из них следует признать национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегрировать свой агрессивный потенциал и выражать его социально-приемлемыми способами. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например, национальных героев или жизнеутверждающих кумиров», в честь которых названы площади и улицы, изображения которых можно видеть на майках, бейсболках и т.д. К сожалению, слишком много среди них имён и портретов кровавых насильников и революционеров, которых до сих пор делают кумирами молодёжи. Например, народовольца Степана Халтурина или латиноамериканца Че Гевары.
Э. Ле Шан написала в своей книге «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума»: «Сочетание тёплого, мягкого, ласкового малыша и его волчьих зубов создаёт у нас ощущение, что мы столкнулись с чем-то ужасным, вызывающим страх». Выражаясь, словами Фридриха Ницше, мы заглянули в бездну и бездна тут же всмотрелась в нас («Бездна бездну призывает» - Abyssus abyssum invocat, лат.). «В ответ взрослые сами кусают его, намыливают ему рот или задают трёпку, и он думает, что, если старшие так поступают, они просто-напросто тоже не знают, что делать, как защищаться. Они такие же жертвы инстинктивных побуждений, как и дети». Агрессия, злоба, жестокость самонакачиваются, двигаясь в гигантском шатуне поколений. При этом ведущая роль принадлежит родителям, а главным механизмом является только и только он - мимесис, подражание. (Из наставлений воспитателю-гувернёру в семье «новых русских»: «Будьте осторожны с этим ребёнком - это очень чувствительный, ранимый и впечатлительный гадёныш». Ему есть в кого быть таким.)
Ш.Тейлор, Л.Пипло и Д.Сирс полагают, что «агрессия в детском возрасте остаётся довольно стабильной в течение длительного периода времени… Агрессивные дошкольники после своего поступления в школу, как правило, сохраняют тот же уровень агрессивности на протяжении первых лет своей школьной жизни. Агрессия играет драматическую роль в судьбе детей, поскольку она прогнозирует такие серьёзные последствия, как низкую успеваемость, бросание школы в подростковом возрасте, отклоняющееся и даже криминальное поведение и психопатологию».
Главное – научение контролированию агрессии. «Мы усваиваем привычки вести себя агрессивно в одних ситуациях и подавлять свой гнев в других, выражать агрессию против одних людей (например, братьев или сестёр), а не против других (например, офицеров полиции), и в ответ на одни виды фрустрации, а не на другие. Эти привычки играют решающую роль в нашем контроле своего агрессивного поведения».
Главнейший механизм формирования детского поведения - подражание, мимесис. И прежде всего - агрессивных форм поведения. Американские авторы «Социальной психологии» пишут: «Ребёнок наблюдает за тем, как другие люди проявляют или контролируют свою агрессию, и подражают им в этом. Таким образом, его собственное агрессивное поведение формируется и определяется тем, что он наблюдает в поведении других». Особенно родителей. «Оказавшись в ситуации, где он обладает превосходством, ребёнок ведёт себя по отношению к другим точно так же, как ведут себя по отношению к нему его родители. Если они проявляют агрессивность, он будет делать то же самое.
Наказание учит его не проявлять свою агрессивность дома, но оно также учит его, что агрессия допустима, если проходит безнаказанно. Независимо от намерений родителей, дети будут продолжать делать то, что делают, и говорить то, что говорят их родители». А такая индуцированная агрессивность (как впрочем и природная) в сочетании с «приоритетом «справедливости равенства» не только тормозят любой творческий процесс, но и очень разрушительны для всего мира». Такие дети, как далее верно подмечает Дж. Н. Ландрам, «обычно нагружены внутренней потребностью реализовать отрицательные самообразы» и из них в невероятном коктейле агрессивности со справедливостью вырастают отпетые злодеи. Часто мирового масштаба.
Жестокость и насилие, многократно усиливаясь имманентной тягой к справедливости, безусловно ходят по кругу в гигантском ускорителе сменяющих друг друга поколений. Как писал Д.Коннор: «Жестокость «ходит» по «социальному кругу» и затрагивает каждого человека». Всё, к сожалению, именно так и обстоит на самом деле! В евангелическом смысле: «И враги человеку домашние его»!!!
Да и не только домашние, вносит свои поправки сегодняшнее время. Наблюдая некоторые, мягко говоря, особенности развития и состояние современности, невольно думается, что это так и есть, что действительно, зверям такая свирепость по отношению к себе подобным и не снилась! Впрочем, живя на одной планете с таким бесподобно лютым существом как человек, вряд ли они вообще видят сны.
Сам человек вряд ли знает о себе полной правды. Теперь так тем более. Как писал Мартин Хайдеггер: «Однако знаем ли мы, собственно, что такое мы сами? Что есть человек? Венец творения или глухой лабиринт, великое недоразумение и пропасть? Если мы так мало знаем о человеке, как может тогда наше существо не быть нам чужим?». Поэтому-то мы и боимся собственных детей. А бог их знает, кто они такие, откуда и зачем на самом деле пришли! Неужто и впрямь за нами?!
Свидетельство о публикации №223021200847