Сборник сказок Летние ночи. Шапсуг Бейсужек Адыгой

Литературный проект 1000 дней и ночей с Поэзией и Прозой
 
Из сборника сказок 2010 года (в ред. 2023)
«Летние ночи»
 
«Шапсуг, Бейсужек, Адыгой»
о древних племенах юга России


«...Душой с природой жил народ,
И хоть язычеств были дни,
Жизнь духа чувствовать могли...»
(из «Сказа о Духе Живом (божестве Живе)» 2023 года)
 
2023 год, вышла книга о Михаиле Задорнове С.Э. Алдонина, и мудрые мысли замечательного писателя и сатирика всколыхнули в памяти проводимое мной в студенческие годы под впечатлением от природной красоты местности и оставленных памятниках майкопской и дольменной культуры исследование жизни соседствовавшего со славянами древнего племени шапсугов на юге России и начатый тогда в 2010 году сборник сказок «Летние ночи» - предшественник литературного проекта «Страна детских сказок», посвящённого сказкам в стихах. Сердечная благодарность - это было как раз вдохновение исследованиями М.Задоронова. Помню, как в школьные годы я ждала и смотрела по ТВ концерты Михаила Задорнова, останавливалась и стоя слушала, так как нужно было заниматься - нагрузка в лицее была высока. И его любовь к слову и его происхождению, к истории и корням народа вдохновляла на исследования. И, хотя это культура соседей, но их потомки живут на территориях Сочи, и в Республике Адыгея. И это угаданное чувство и общие знания действительно у нас в генах. И я пишу об этом с удовольствием, так как меня без мер поражает пересечение мыслей, идей - это и есть та незримая интеграция в мире на информационном уровне как некий закономерный процесс развития - ещё один из вопросов для разрешения наукой.

Свои изыскания тогда я включила в начатую сказку-исследование южного племени шапсугов, хотя и недружественного нам, но ранее жившего и на территории России, а их потомки до сих пор живут в Краснодарском крае. Мне нравится этот укрытый уголок живого леса близ станицы Шапсугская с кристально чистыми горными реками, дольменами, ромашковыми полями, уникальным, разделённым надвое камнем, источником с «живой» и «мёртвой» водой из одного истока... В те годы меня увлёк поиск разгадки скрытной жизни и следов шапсугов среди тех лесов, и здесь я опубликую далее отрывки из текста для сказки, в названии которой три реки в их движении от равнины к горам: «Шапсуг, Бейсужек, Адыгой». А скрытность и умение жить цивилизацией в лесу, о которой упоминает М. Задорнов, тогда-то меня и поразили и в древних шапсугах: в тех местах сохранилось два дольмена из каменных монолитов, а другие следы теряются в лесу. И в этой начатой тогда сказке я постаралась заключить ответ на вопрос о затерянных следах шапсугов именно в той местности. На сайте проекта будут размещены архивные фото тех лет и отрывок из фэнтезийной сказки с гипотезами о жизни того племени - ранее в те годы я публиковала короткий ролик о состоянии дольменов в соцсети - эти исторические памятники стали разрушать - столько веков стояли - и коммерция для туристов все разрушила. А пока что начну с предыстории. Спасибо обоим авторам за историческую память и энтузиазм в исследованиях, ведущих к корням...
 
«Шапсуг, Бейсужек, Адыгой»

(из сборника сказок «Летние ночи» 2010 года)

Предисловие

Первое, что поражает, - это потеря следов лесного поселения шапсугов - и неудивительно: смешанный, с густым подлеском и буйно растущими деревьями, будто перешёптывающимися на ветру и сходящимися вверху ветвями, образующими шатёр, живой и постоянно обновляюшийся лес растёт на том же месте близ станицы Шапсугская у предгорий рядом с древним кратером, заполненным сейчас озером. Но в том месте среди лесов осталось монументальное свидетельство пребывания в тех местах шапсугов - два дольмена из каменных монолитных плит со входом круглой формы, расположенном на восход, названных теперь «Крыло ангела» и «Чёртов палец», и вот удивительный смысл: сложнее всего добраться до ангельского крыла, а вот второй дольмен расположен рядом с источником «живой и мёртвой воды». Чистота леса и воды восхищает: природа всё обновляет, но туристы... коммерческие деятели для извлечения прибыли из того, что явялется достоянием истории, устроили «сафари» на джипах, искусственно заводнив подход к дольмену «Крыло ангела», сделав полосу препятствий. И несколькотысячелетний дольмен был повреждён: из-за размытия почвы отвалилась тяжелая плита со входом. Эти памятники необходимо было защищать надлежащим образом, а тепепь нужно сохранить то, что осталось: они простояли тысячелетия, а разрушили их за годы. В детстве я была в Шапсуге со школьной экскурсией и влюбилась в то место, и дольмен был цел, а позже по моей памяти мы несколько раз посещали полюбившийся мне шапсугский лес с дедушкой и бабушкой, там же я нашла и сохранила камень с природным рисунком в виде храма из горной реки, и уже тогда за такой короткий срок исторический памятник оказался разрушен.

Возвращаясь к загадке о следах: есть дольмены, но в округе не найти следов становища - шапсуги были более горный народ, воины. Сами два дольмена также тайна: древняя усыпальница или миниатюрный храм богам - тоже вопрос - раскопки там не проводились, а пол дольменов представляет сплошной камень, толстую горную породу, и что под ней - не исследовалось. А вот и вторая часть разгадки, кроющаяся в самой природе - в силу южной полосы ускоренный цикл жизни и обновление леса и переработки всех органических веществ. Использование растительных материалов для изготовления первобытных орудий, одежды также подчеркивает чистоту и стирание следов органического происхождения - это был и лесной, и горный народ. И хотя изначально племя жило там, оставив несколько памятников, позднее с приходом славян шапсуги сместились выше к любимым горам - следы их поселений находят в предгорьях. А по-настоящему подробные исследования шапсугского леса не проводились. Это было удивительное горно-лесное племя, так напоминающее сказочный эльфийский народ своей гармонией с природой и её же мудростью. И немногочисленные потомки шапсугов сохранились до наших дней...

Предисловие 2023

В 2010 году после начала поэмы «Бездна: Ветер и Океанида», я начала сборник сказок «Летние ночи», писав сказки в стихах и рассказы в гостях у бабушки и дедушки, в который вошли незавершенный фэнтезийный рассказ «Шапсуг, Бесужек и Адыгой» и завершенная стихотворная сказка для детей «Большая, Средняя и Малая горки», а затем сам сборник трансформировался в проект «Страна детских сказок», и появилась сказка в стихах «Сердце, труд и гений – Не-разлей вода». Рассказ 2010 года я оставила недописанным, потому что он – смесь выдумки воображения с фактами и гипотезами, и притом – вдохновение исследованиями и мыслями другого человека, программы которого я с удовольствием слушала в школьные годы, историей и литературой, сказками Древней Руси, фэнтези Толкиена, а сказки сочиняла вслух еще раньше – и так всё вместе соединилось в фэнтезийные произведения, а фантазия «Шапсуг, Бейсужек и Адыгой» должна была развернуться на просторах южного края – к ней я вернулась раз в 2013 году. Однако, понимание, что это - фэнтезийный рассказ, и чувство, что те же мысли, остановило меня - этика, и я сохранила эту юношескую работу на память, и дела в другой сфере не особо дают время на скрупулёзную качественную работу – тогда ещё не было возможности параллельно получить несколько образований, а замыкаться на одной сфере нельзя – и я не сдаюсь успевать охватывать любимые области знаний, хотя сейчас сосредоточилась на трудах жизненно цели «то, ради чего». Поэтому и понятно, почему не возвращалась к остальным рассказам фантазии – но некоторые из них из любви к идее я трансформировала в научное фэнтези. Но когда я начала читать вышедшую в этом году книгу, не удержалась достать черновик – всё же свыше десяти лет лежал в архиве, пронизанный теми вдохновляющими идеями, и в этом фэнтези всё-таки мощный заряд от исследований замечательного писателя. Итак, это тот недописанный отрывок из «архива», но повторюсь – это фэнтези, и многое в нём – вымысел, основанный на реальности. Например, это боги и духи племён, хотя я знаю настоящие названия, но для сказочного рассказа сочинила имена исходя из вдохновения от природы и как это окружение могло впечатлять тех древних людей: смотря на море, горный лес, прозрачные источники, на небо, животный и растительный мир, для рассказа я давала названия, например, духу охоты «Лунь» - на территории России, например, в Костроме, эта птица парит над местностью как наблюдатель. В сказочно рассказе я старалась перенести вдохновившие истории о южном племени в рассказ именно о наших предках, потому что где-то в том удивительном южном лесу встретились две культуры, и теперь живут рядом потомки обеих ветвей, и в чистом виде вы не найдете в рассказе ни того ни другого, но и то и другое вместе. В общем – выдумки хватает – это сказочный рассказ – к этому нужно быть готовым…

«Шапсуг, Бейсужек, Адыгой»

Фэнтези

2010

Были времена в начале нашей цивилизации, когда человек старался жить в гармонии и мире, не беря у природы лишнего, а только приумножая её богатства. Былины России, что раньше являлась Русью, населяли удивительные создания и герои, называемые в Западной Европе в сказках эльфами, гоблинами, колдунами. Но это Россия, не Восток и не Запад, но и Восток и Запад одновременно, здесь солнце избрало золотую середину, а потому в наших сказках мифические создания зовутся дивьими людьми, лешими , ведьмаками. В одном из уголков нашей Родины и свершилась эта странная история. В южных местах, где обитали скифы и меоты, жило также одно удивительное племя. И жители племени переняли самое лучшее от двух других: они были миролюбивы как меоты, и отважны словно скифы. Они не проливали кровь невинного, понимали животных и птиц, чувствовали стихии и будто могли говорить с ветром, водой и землей. Вы, наверное, спросите, как выглядели эти «удивительные люди», следы которых затерялись как жителей Атлантиды, напоминающей идеальное государство Платона. Волосы жителей той расположенной среди степей, лесов и предгорий у моря местности были цвета золотой пыли, лицо с заостренным подбородком светилось тончайшим перламутром, тела подтянуты и упруги, и сами представители племени ловки и быстры словно серны. Не имея связи с Византией, жители исповедовали языческую религию и поклонялись силам природы, а точнее жили синхронно с нею. Из-за соседства более всего они почитали великое Море (прим.: здесь и далее вымышленные имена), их покровителя, так как именно море, врезаясь берегом в лес, охраняло их от кочевых воинственных племен с этой стороны. Все остальные имена богов и духов звучали довольно мелодично, как звенящий ручей: непостижимый Космос – Синь, светлейший, дарующий свет и тепло, бог День, дарящая прохладу от южного зноя чёрная богиня Тень, искуситель и бездельник, селящийся вроде домового рядом, Лень, от чар которого старались предостеречь всякого разморенного жарой тех мест, дух неба и покровитель охоты Лунь, щедрая богиня плодородия Жмень.
И по сей день не нашли в загадочном гористом лесу жилищ племени, кроме каменных святилищ из монолитных плит. Да и сами дольмены окутаны тайной – даже при помощи техники тяжело построить такое сооружение. Но где же жили удивительные люди в холмистом предгорном лесу? Жители этого природного города осторожны, а для строительства использовали материалы самого леса, и их жилище нужно искать не на открытых земляных участках, а среди деревьев. Такой дом весь сделан из лесных материалов, которые через годы подвергались биологическому распаду как и всё живое, а южный лес спешил всё переработать, обновить и нарастить новые зелёные массивы своего древесного города. А лес в основном лиственный, и строили из цельных ветвей, выбирая опорой стволы деревьев, скрепляли ветви сплетенными из сушеных лоз и растительного волокна верёвок. Вот и не нашли следов: лесной дом и сам часть леса, а за два тысячелетия обновиться он успел множество раз.
...
И в это трудно поверить, тому нет подтверждения – только теории. А что на самом деле? Может, то, о чём повествуется – правда, а может легенда или миф? Но племя жило в тех краях, и доказательство их жизни – молчаливо стоящие поныне сооружения рук человеческих – храмы ли богам или усыпальницы – дольмены из цельных каменных плит, смотрящие на восход, на Восток. Такое строительство – знание, которым обладали в Древнем Египте, но это племя не ставило памятников власти, ибо истинно монументальным творением для них была сама природа, их окружающая и восхищающая. И следов их природных построек, встроенный в лес, не осталось, - только каменные плиты. Как всё материальное и биологическое не щадит время. Такими же природными были и одежда и украшения, в ход шли высушенные волокна трав, а глиняную посуду для хранения тогда не обжигали.
Уютно было этим жителям под кронами деревьев. А лес там живой, вечно шепчущий от ветра, со свежим воздухом и чистейшими ручьями из горных истоков. Пряталось ли то племя, старались ли скрыть своё пребывание в лесу в тайне - неизвестно, но то, что осторожность, сами природные условия подтолкнули жителей обосноваться под зелёным куполом-шатром леса - неоспоримо ровно настолько, насколько недоказуемо. Рядом с удивительными людьми всегда жили дикие животные, которых даже не нужно было приручать - на вольный выгул в лесу до сих пор в практике местных жителей отпускать одичавших лошадей и кабанов - тесное соседство исключало страх. Нужды селиться близ источников не было - последние были повсюду. Многие из вод ручьёв и рек впадали в море, невидимое с тех мест, но с этими источниками и морем связаны верования племени в бессмертие и в путешестви. Море было колыбелью и пристанищем для тех, кто был не в состоянии в силу внезапности смерти совершить последнее путешествие сам: к концу жизни многие уходили из племени в прижизненный посмертный путь, становились отшельниками.А умирали чаще от старости, а не от болезни - изоляция делала своё дело. Да и скифы и сарматы, кочевники равнины и степей, со своими тысячными стадами и скарбом редко осмеливались проходить напрямик через лес, зная, что впереди горы - естественная для конницы преграда. В чаще было возможно передвигаться по одному, и тогда кочевники - сотня воинов как один - не рисковали терять из виду соплеменников. Так и сохранился лес-дом с его жителями, дивными людьми, а после них - молчаливые памятники...

 
Из «Летних ночей»
2010 (в редакции 2023)
Ксения Мира


Рецензии