А я думал вы только в карты умеете играть

Лето 2022 года выдалось в городе Нальчике весьма жарким. Солнце, не жалея своих сил одаривало горожан таким теплом, что Нальчик к полудню казался раскаленной сковородой. Осчастливленные солнечными щедротами туристы с самого утра заполняли городской парк. Отпуск мой закончился в конце августа, и я вышел на работу. Благо, что окна моего кабинета выходили во двор на теневую сторону и за толщей метровых стен жара не мучала меня вовсе. В тот самый день мой начальник, профессор и председатель экспертно-аналитического совета Кабардино-Балкарии Михаил Таов заскучал и по внутренней телефонной связи попросил зайти.

У него в кабинете было не жарко. При наличии кондиционера Михаил им очень редко пользовался, считая его буржуазным излишком. Человек он был старой закалки, на тот момент ему стукнуло уж 85 лет, но обладал великолепной памятью и сохранял трезвый взгляд на окружающий его мир. Профессиональный путь аксакала начался с московских университетов – сельхозакадемии имени Тимирязева, а потому круг его связей выходил далеко за границы солнечной Кабардино-Балкарии. Да и его супруга москвичка Валентина Ивановна считалась дочерью столичного генерала, хотя её папа был рядовой шофёр, но с большим партийным стажем.

Со своими однокурсниками и сослуживцами по Госплану СССР Михаил регулярно встречался и общался. В очередной свой приезд в Москву в 1999 году по обыкновению позвонил приятелю Леониду Таровскому, который пригласил Пшикана домой. Таровский работал в нефтянке, слыл богатым человеком и имел серьёзные научные звания. Жена Таровского была в отъезде, день субботний и Таов поехал гостить. Таровский пригласил ещё одного общего друга Николая Петрова. На столе красовалась бутылка французского бушеле, легкие закуски, фрукты. Приятели вспоминали молодые годы, как они учились, ухаживали за девчонками, ходили на спектакли, когда в дверь позвонили и Таровский сказал, что пригласил в гости нового соседа, приятного молодого человека. Когда сосед вошёл он очень вежливо с каждым поздоровался. Таровский представил его – это Владимир, мой сосед. Сосед был невысокого роста, а русые аккуратно причесанные волосы выдавали в нем собранного человека, возможно служивого. Рубашка светлого тона гармонировала с бледными чертами лица Владимира.

После того, как бутылка молодого французского вина была допита, кто-то предложил перекинуться в карты. Расписали покер и несколько часов к ряду набирали очки. Михаил точно не вспомнил, кто выиграл в покер, но кажись это был молодой сосед Володя. Поздно вечером разошлись. Потом уж Таровский объяснил, кто такой Володя Пунин и почему ему дали квартиру в престижном доме для начальства. Для Таова, который к тем годам видал в своей жизни многих больших московских чиновников, это не стало каким-то удивлением, как часто это происходит с другими.

Таов возглавлял федерацию профсоюзных организаций Кабардино-Балкарии. В его подчинении были все санатории, турбазы и альплагеря. И так уже вышло, что в тот же год 1999 председатель Федерации Профсоюзов Шмыков отмечал свой 50-й день рождения. Профсоюзного босса с республикой связывало то, что его супруга, тоже кстати Шмыкова, родилась и выросла в балкарском поселке Кашхатау Черекского района Кабардино-Балкарии. Поэтому к Таову он относился с особым уважением. Одним словом, Таов тоже оказался среди гостей Шмыкова в столичной гостинице «Спутник». Людей собралось много, от крупных московских чинов, до региональных профсоюзных лидеров. Публика была очень разная. Бизнесмены тогда ещё ходили в малиновых пиджаках, а некоторые чиновники в клубных костюмах с позолоченными пуговицами. Вдруг среди этой массы людей Михаил Таов, тогда ему уже было 60 лет, заметил худощавую фигуру Владимира Пунина, который как-то неожиданно, быстрыми шагами подошёл к Таову и протягивая руку спросил: «Здравствуйте, а вы как тут?» Михаил Кесович ответил, что является кабардино-балкарским председателем федерации профсоюзов и поэтому Шмыков пригласил его на свой юбилей. Так состоялась вторая встреча Таова с Пуниным, который на тот момент был большим чиновником крупного госучреждения. А уже позже Таов по телевизору смотрел избрание Пунина на очень большой пост. На душе у Михаила в тот момент были приятные ощущения, с которыми он дома делился с супругой Валентиной Ивановной.

Прошло с тех пор немало лет, когда в 2007 году членом Общественной палаты России был избран Михаил Таов. На первое заседание в Москву он взял молодого предпринимателя Анзора Шмахова. Вообще Таов всегда поддерживал молодёжь и выдвигал на перспективные места. Поэтому и Анзор оказался с ним рядом на первом заседании. Позже Анзор получит должность министра в Московской области. Пока новые члены ОП России рассаживались по местам в зал нежданно зашёл Владимир Пунин, о чем кто-то громко объявил, чтобы все обратили внимание. Пунин, небольшого роста, стремительно шёл и здоровался с каждым членом Общественной палаты за руку. Когда он добрался до Таова, чуточку приостановился. У Пунина был удивленный взгляд и он негромко с подколом сказал: «А я думал вы только в карты умеете играть. Если понадобиться, заходите».

Конечно все это слышал молодой спутник Михаила, который улетел раньше Таова в Нальчик. И когда Таов прилетел домой весь истеблишмент был в курсе того, что Пунин лично знает Михаила. Тут  было паломничество, просьбы, пожелания. С тех самых пор Таов никогда не обращался к Пунину.  Да и с чем обращаться? Со своими мелкими просьбами стыдно стучаться, а великие дела остались в прошлом, когда молодому Таову приходилась решать государственные вопросы будучи чиновником Госплана СССР. Наверное он хотел бы обратиться, но поезд теперь ушёл. Но тайный телефончик для срочного звонка, у него говорят всё - таки припрятан.


Рецензии