Астрология, карма и свобода

Законы кармы и перевоплощения являются одними из основополагающих в астрологии.

Конечно, далеко не все астрологи веруют в них. Среди тех, кто верует в них, далеко не все понимают их, равно как не понимают и Философию Астрологии. Таким образом, и неверующие, и суеверно верующие (слепо, без понимания) в своих исследованиях и толкованиях лишают себя глубочайшей основы астрологической науки, а клиентов – возможностей глубочайшей трансформации и улучшения качества жизни. Это подобно отказу химика от использования периодической системы химических элементов Менделеева или физика от использования законов Ньютона. Подобно психологическому исследованию человека как высшего животного, лишённого человеческих разума и сердца.

Философия астрологии базируется на Семь Герметических Принципов, описанных в древнем трактате «КИБАЛИОН».

«Принципов Истины Семь. Тот, кто знает их (с пониманием), тот обладает Магическим Ключом, при прикосновении которого распахиваются все двери Храма» (КИБАЛИОН)[1].

«Семь Герметических Принципов, на которых базируется вся Герметическая Философия, суть следующие:

1. Принцип Ментализма.

2. Принцип Соответствия (аналогии).

3. Принцип Вибрации.

4. Принцип Полярности.

5. Принцип Ритма.

6. Принцип Причин и Следствий.

7. Принцип Пола» (Кибалион)[1]

[1] Здесь «КИБАЛИОН» (все прописные буквы) – древний герметический трактат. А «Кибалион» (с заглавной буквы, остальные – строчные) – комментарии к древнему трактату, данные тремя Посвящёнными для Чикагского издания 1908 года.

Закон Кармы соответствует Герметическому Принципу Причинности, закон Перевоплощения - Принципу Ритма. Оба Закона или Принципа совместно с пятью остальными обеспечивают воплощение человека в определённом поле (Принципы Пола и Причинности), в определённых семье, расе, нации, стране и т.п. (Принципы Ритма, Пола, Причинности, Вибрации, Полярности), с определёнными ограничениями и возможностями (Принципы Ментализма, Аналогии, Ритма, Пола, Причинности, Вибрации, Полярности).

Так гороскоп личности (малого «я», эго) представляет собой отпечаток (фрагмент) кармы духа (Индивидуальности, Эго) для работы в текущем воплощении.

Гороскоп — не круг, но спираль. При рождении это — сжатая спираль. В течении жизни эта спираль разворачивается в винтовую лестницу, по которой человек либо восходит (эволюционная спираль), либо нисходит (спираль деградации).

Гороскоп не предопределяет жизнь человека, но показывает возможности и ограничения, обусловленные предшествовавшими существованиями (воплощениями). При этом возможности могут быть растрачены, а ограничения, трудности, страдания могут стать ступенями восхождения. Выбор же пути восхождения или нисхождения определяет свободная воля и качества сознания человека.

Человек не есть что-то статическое и постоянное. Он – существо изменяющееся. Используя данную ему свободу выбора, человек может эволюционировать или деградировать.

Разумеется, границы, в которых может развиваться человек, ограничены его кармой. Представьте себе, что человек построил дом. Сможет ли он летать, используя этот дом? Нет. Так действует ограничение кармы: человек имеет только те возможности и ограничения, которые создал для себя сам в прошлых существованиях. Нужно ещё добавить, что если человек построил дом без окон, то в доме трудно будет дышать. Если построил дом без дверей, то может ощущать себя как животное, запертое в клетке. Это может показаться нелепым, но такие случаи нередки. Вот человек, например, будучи руководителем-тираном, жестоко ограничивал свободу других людей. В новом воплощении он будет именно сам поставлен в условия, подобные тем, что создавал для других. И должен будет испытать те же страдания, которые переживали они. А так же, говоря образным языком, посеянные в прошлом воплощении семена в новом принесут урожай пропорционально страданиям, которые прежние подчинённые переносили в свою семейную и социальную жизнь: одно – десятикратно, другое – стократно, третье – тысячекратно. И прежний тиран сам станет жертвой ужасной тирании, беспомощно ища выхода (символической двери) в каменной клетке, созданной своими руками.

Однако, возможности и ограничения — не есть что-то статичное, жёсткое, неизменное.

Возможности создаются следованием Законам (ритмам) Космоса, светлыми накоплениями, трудом совершенствования, сознательным обучением. Но возможности эти могут быть растрачены и превращены в ограничения их незаконным использованием (то есть нарушением космических законов).

Ограничения создаются нарушением Законов Космоса, тёмными накоплениями, нежеланием совершенствоваться, уклонением от обучения. Но ограничения эти при правильном взгляде на них могут быть превращены в возможности к совершенствованию, обучению, эволюции.

И если, несмотря на благие мысли и дела человек вновь и вновь сталкивается с отягощениями, трудностями, ограничениями, то это значит, что они необходимы ему для уплаты долгов и изживания созревшей кармы, для обучения (например, терпению, состраданию, любви и т.п.). Они могут быть испытаниями на выбранном пути. И без успешного прохождения этих испытаний, без преодоления, прежде всего внутри себя, своего сознания этих ограничений человек не может продвинуться дальше. Так что все и всё «неприятности» и «страдания» пути — суть путевые вехи, ступени восхождения, через которые нужно пройти, чтобы освободиться.

Человек — вовсе не игрушка в руках судьбы, но творец своей судьбы. Ведь именно все возможности и ограничения суть плоды его прежних посевов, то есть посевов прежних воплощений и этого воплощения, цепи причин, посеянных ранее (текущего момента).

Звёзды направляют тех, кто умеет их слушать, и повелевают тем, кто не слышит их. Так говорит древняя мудрость.

Апостол Павел об этом сказано вполне определённо:

«Не обманывайтесь: Бога обмануть нельзя. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал.6:7-9).

Применительно к астрологии «сеющие в плоть» это:

- астролог, который ищет своей выгоды, а не пользы клиента, или же использует астрологию для помощи ему в удовлетворении грубых желаний, безнравственных стремлений;

- клиент, который ищет возможностей избежать трудностей, получить максимум внешних благ, или стремится при помощи астролога расширить возможности удовлетворения своих грубых желаний, безнравственных стремлений.

«Сеющие в дух» это:

- астролог, который стремится помочь клиенту в преодолении его жизненных кризисов, в осознании внутреннего опыта, использует астрологию для помощи клиенту в его совершенствовании, эволюционном развитии;

- клиент, который ищет возможности осознания уроков, ценного опыта, скрытых под внешней оболочной трудных испытаний, кризисов, или стремится при помощи астролога расширить возможности совершенствования, эволюции, внутреннего роста, служения Общему Благу.

Именно, нужно делая добро, не унывать, «ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».

Это в полной мере относится и к астрологу, и к его клиенту, и к их совместной работе в процессе консультирования.

Как же достичь Освобождения от оков кармы и трансмутировать их в крылья духа? Браман Мохини Чаттерджи в замечательной книге «Сокровенная религиозная философия Индии» пишет (более полный фрагмент в вышеприведённой публикации этой темы «Свобода растёт пропорционально с Мудростью»):

«Карма, определяющая воплощение, может быть рассматриваема как первая равнодействующая, позволяющая предсказать определенное будущее человека. Но она может быть изменена постольку, поскольку человек овладел Мудростью и Волей. Существует изречение, хорошо знакомое астрологам: "Мудрый управляет своей звездой, невежда управляем ею".

… обладающие волей могут изменять "необходимость" соответственно силе своей воли и тому направлению, которое они сознательно дают ей. Те же, у которых Воля и Мудрость развиты в одинаковой полноте, те становятся вполне свободными.

… Существует абсолютная свобода, но только для того, кто познал Истину (или живет сознательно по закону); существует относительная свобода для того, кто развил свою волю до известной степени, и, наконец, существует неизбежная судьба, которая связывает всех тех, кто не проявляет своей воли.

… растущая Воля позволяет нам изменять до известной степени нашу судьбу; и если мы достигнем Мудрости, мы можем уничтожить огромное количество кармы, накопленной на протяжении веков, превратить ее в пепел, и — освободить себя из оков, которые казались вечными. "Познайте Истину", сказал Учитель, "и Истина освободит вас".

Что же такое — эта освобождающая Истина, как не единственная Реальность, "Сат", Бог, единение с которым, осуществленное человеком в себе, человеком, дошедшим до конца своего долгого пути, может быть выражено словом: "Единство" или на христианском языке: "Отец мой и Я — Мы едины".

Такова конечная Истина. Она прекрасно выражена в следующих словах, одним из великих философов Индии:

"Истина, о которой спорят в тысячах сочинений, может быть выражена в двух строках: Брахман, Абсолютное, Единое — истинно; вечно меняющаяся Вселенная не реальна; ее существование — относительно, и человек, по своей сущности — божественен".

Цель человеческой эволюции — полное осуществление его божественности, отождествление его сущности с Единой Реальностью. Таково значение слова "познать", употребленное Христом, когда Он говорит: "познайте Истину и Истина освободит вас". Когда осуществится это Единение, человек освободится от оков закона причинности. Час его спасения пробьет. Таков смысл учения всех великих Учителей.

Человечество поднимается к своей цели, проходя все божественные иерархии, где свобода растет пропорционально с Мудростью. Единая истина, всюду присущая, есть нерушимый закон причинности. Что касается фатализма, то он существует только для тех, кто не проявляет самостоятельной деятельности. Всякое проявление воли ведет к изменению направления человеческой жизни, но не — вопреки, а благодаря закону.

Только закон обеспечивает нам свободу. В силу закона, причины, зарождающие рабство, и ведут к рабству, но когда эти причины перестанут зарождаться нами, тот же закон приведет нас неминуемо к освобождению. Закон — везде и во всем.

Отсюда следует, что Воля и Мудрость могут освободить нас только благодаря закону, благодаря карме. Но — в таком случае нас связывает вовсе не карма? Конечно нет; карма — не более как колесо причин и последствий, колесо, которое катится безостановочно от зари и до заката вселенной. Цепи, привязывающие нас к этому колесу — наши собственные желания.

Если мы хотим обрезать нить, которая привязывает нас к колесу смертей и рождений, мы должны уничтожить желание. А уничтожить желание возможно только изгнав из себя эгоизм и сознание своей отдельности от остального мира.

Полное освобождение обусловливается совершенной Мудростью; пока мы не овладели такой мудростью, мы можем только направлять нашу жизнь по наиболее благоприятной равнодействующей, работая неуклонно над постепенным уничтожением эгоизма, над разрушением той стены, которая отделяет нас от наших братьев и от Бога. Бескорыстная жизнь есть необходимое условие роста».

Изречение апостола Павла «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» можно дополнить изречением Иисуса:

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Матф.24:4-13).

Лишь тот, кто пройдёт через все трудности, испытания, обусловленные кармой прошлых существований, и не только выстоит при бушующем урагане кармы тысячелетий, но и устремится по высшему эволюционному пути – спасётся, или, говоря языком философии Востока, достигнет Освобождения.

«… перед началом Сатья Юги свиток кармы свертывается особенно быстро…» (Иерархия, 364)

Грани Агни Йоги, 1969 г. 141. (Март 7). «Идущих к Нам всегда спасала непоколебимая вера в конечную победу Света. Эта вера приводила к победе их духа над тьмою в их личном масштабе. Тьму во всепланетном размахе они победить не могли, но в личном – успешно с нею боролись и побеждали. И в то время как тьма забирала свое достояние и тех, кто ей прилежал и с ней был связан, победители ее победно ее миновали и поднимались в сияющие сферы Света. Сыны тьмы во тьму уходили, сыны Света – в Свет. Поэтому личная победа над тьмою и над всем тем, что внутри было от тьмы, создавала неодолимое притяжение к Свету и поднимала дух в Высшие Сферы. Конечно, такая победа имела не только личное, но и пространственное значение, ибо прокладывала путь для других, тоже к Свету идущих, и усиливала планетную сеть Света.

Это темные насылают мысли о безнадежности и бессмысленности борьбы с мировым злом и о неодолимости тьмы, но с Нами идущий знает о несокрушимости Света и о конечности и временности тьмы, какой бы сильной она ни казалась.

Сейчас в мире очень темно, ибо тьма яро напрягает все свои силы. Все потонуло во мраке. Но знайте, что это последние бешеные конвульсии тьмы, что она обречена, что Кали Юга, век тьмы, кончается, и Сатиа Юга наступит стремительно и мощно. Нужно очень крепко стоять, чтобы выдержать натиск последний. Но впереди Свет и конечная Света победа над ужасами распущенной тьмы».

Требование уплаты кармических долгов не только одного воплощения, но всех предшествовавших воплощений в текущем Великом Цикле есть одно из условий вхождения в Новую Расу, в Новую Эпоху, в Новый Мир.

Второе условие – трансформация и трансмутация личности преходящей в проводника и исполнителя воли духовной Индивидуальности, внешним, грубым проявлением (или воплощением, инструментом) которой эта личность является.

В результате личность добровольно уступает ранее узурпированный трон своему истинному Господу и Учителю – Высшему «Я», внутреннему Богу, обитающему в душе Человека. Личность растворяется в духовной Индивидуальности и таким образом происходит её слияние с Богом. И именно в этом осуществляется совершенная Свобода: свобода Человека быть чистым проводником и исполнителем Воли-Любви-Мудрости-Справедливости Закона, Бога, Всего.

=================================

Пояснение к символу Бхавачакры

В символе Бхавачакры тибетского буддизма можно увидеть и Колесо Сансары, в котором вращаются от страданий к страданий большинство человеческих существ, и круг из 12 нидан, названных Гаутамой Буддой цепью причинности, то есть причин страданий и рабства. Можно увидеть самого Гаутаму (в правом верхнем углу): он указывает на фигуру бодхисаттвы Авалокитешвары (в левом верхнем углу) – великого Сострадающего, который, Свободный остаётся до конца Великого Круга Манвантары, чтобы помогать прийти к Освобождению всем живым существам. Будда указывает путь Освобождения через великое самопожертвование, проявленное в Любви, Сострадании, Сорадовании и Бесстрастии. Это освобождение даже от эгоистического (с точки зрения эзотерического буддизма) желания духовного освобождения и погружения в блаженство заслуженной Нирваны. Пробуждённый (будда) отказывается от «вечного блаженства» ради эонов времён служения помощи страдающему человечеству.

Об этом современный буддийский учитель Ньяяпоника-тхера в трактате «Четыре возвышенных состояния» сказал так:

«Любовь беспристрастна; она охватывает все живые существа — и не только те, которые нам полезны, приятны или забавны.

Любовь объемлет все существа, будь они благородного или низкого ума, добрые или злые. Благородные и добрые охвачены ею потому, что любовь течет к ним спонтанно. Существа низкого и злого ума включены в нее потому, что это те, кто более всего нуждается в любви. Возможно, у многих из них семя доброты умерло только потому, что в его росте отсутствовало тепло, потому что оно погибло от холода в мире, лишенном любви.

Любовь, которая являет собой высочайшее благородство сердца и интеллекта, которая знает, понимает и готова помочь.

Любовь, которая есть сила и которая дает силу, — это высочайшая любовь.

Любовь, которую Просветленный назвал "освобождением сердца", "наивысшей красотой"; это высочайшая любовь.

И что такое высочайшее проявление любви?

Показать миру путь, ведущий к концу страдания, путь, указанный, пройденный и осуществленный в совершенстве Им, Возвышенным, Буддой.

Сострадание мудрого человека не делает его жертвой страдания. Его мысли, слова и поступки полны жалости. Но сердце его не колеблется; неизменным оно остается, безмятежным и спокойным. Как же иначе сумеет он помочь?

Да возникнет такое сострадание в наших сердцах! Сострадание, которое являет собой возвышенное благородство сердца и интеллекта, который знает, понимает и готов помочь.

Сострадание, которое есть сила и которое дает силу, — это высочайшее сострадание. И что же такое высшее проявление сострадания?

Показать этому миру Путь, ведущий к концу страдания, путь, указанный, пройденный и постигнутый в совершенстве Им, Возвышенным, Буддой.

Благородная и возвышенная радость — это помощник на пути к угасанию страдания. Не тот, кто подавлен горем, а тот, кто обладает радостью, находит то безмятежное спокойствие, ведущее к созерцательному состоянию ума. И только безмятежный и собранный ум способен обрести освобождающую мудрость.

Чем более возвышенна и благородна радость других, тем более оправданным будет и наше сорадование. Причина нашей радости с другими — это их благородная жизнь, обеспечивающая их счастьем здесь и в последующих жизнях. Еще более благородная причина для нашей радости с другими — это их вера в дхамму, их понимание дхаммы, их следование дхамме. Дадим же им помощь дхаммы! Будем бороться, чтобы стать более и более способными оказать такую помощь и себе!

Сорадование означает возвышенное благородство сердца и интеллекта, который знает, понимает и готов помочь.

Сорадование, которое есть сила и которое дает силу, — это высочайшая радость.

Каково же высочайшее проявление сорадования?

Показать миру Путь, ведущий к концу страдания, Путь, указанный, пройденный и постигнутый Им, Возвышенным, Буддой.

Невозмутимость (бесстрастие) — это венец и наивысшая точка четырех возвышенных состояний. Но не следует понимать это таким образом, что невозмутимость есть отрицание любви, сострадания и сорадования, что она оставляет их позади как низшие. Далеко на так — невозмутимость включает их в себя и полностью пронизывает их точно так же, как они полностью пронизывают совершенную невозмутимость.

Невозмутимость, укорененная в прозрении, — это ведущая и сдерживающая сила для других трех возвышенных состояний. Она указывает им направление, которое следует принять, она следит за тем, чтобы они шли по этому направлению.

Невозмутимость оберегает любовь и сострадание от рассеивания в тщетных исканиях и от ложных путей в лабиринтах неконтролируемых эмоций. Невозмутимость, являющая собой бдительный самоконтроль ради конечной цели, не позволяет сорадованию удовлетворяться скромными результатами и забыть подлинные цели, к которым нам следует стремиться.

Невозмутимость, которая означает обладание уравновешенным умом, придает любви ровную, неизменную смелость, устойчивое и непоколебимое бесстрашие, дающее ей способность прямо встречать ужасающие бездны страдания и отчаянья, которые снова и снова встают перед безграничным состраданием. Для активной стороны сострадания невозмутимость представляет собой спокойную и твердую руку, ведомую мудростью, — необходимую для тех, кто хочет практиковать трудное искусство помощи другим. И здесь опять-таки невозмутимость означает терпенье, терпеливую преданность труду сострадания.

... невозмутимость — венец и наивысшая точка трех других возвышенных состояний. Первые три, если они не связаны с невозмутимостью и прозрением, могут истощиться вследствие недостатка стабилизирующего фактора. Изолированные добродетели без опоры в других качествах, придающих им или нужную твердость или гибкость, часто вырождаются в собственные характерные недостатки.

Например, любящая доброта без энергии и прозрения легко может ослабеть до всего лишь сентиментальной доброты, слабой и ненадежной природы. Сверх того, также изолированные добродетели часть могут уносить нас в направлении, противоположном нашим первоначальным целям, а также благоденствию других.

Именно твердый и уравновешенный характер человека связывает изолированные добродетели в органическое и гармоничное целое, внутри которого одиночные качества выказывают свои наилучшие проявления и избегают ловушек своих соответствующих слабостей. И в этом состоит сама функция невозмутимости, способ, которым она содействует идеальным взаимоотношениям между всеми четырьмя возвышенными состояниями.

Невозмутимость — это совершенная, непоколебимая уравновешенность ума, коренящаяся в прозрении. Но в своем совершенстве и по своей неколебимой природе невозмутимость не бывает унылой, бессердечной и холодной. Ее совершенство не есть следствие эмоциональной "пустоты"; оно является следствие "полноты" понимания, завершенности в себе. Ее непоколебимая природа не есть неподвижность мертвого, холодного камня; это проявление высочайшей силы.

Тогда каким же образом невозмутимость оказывается совершенной и непоколебимой?

Здесь разрушено все, что вызывает застой, устранено все сдерживающее, уничтожено то, что создает препятствия. Исчезли водовороты эмоций и бесцельная болтовня ума. Беспрепятственно течет спокойный и величественный поток сознания, чистый и сияющий. Бдительная внимательность, сати, гармонизировала тепло веры, саддха, с проникновенной остротой мудрости, паньня; она приводит в равновесие силу воли, вирья, и спокойствие ума, самадхи; и эти пять внутренних качеств, индрия, выросли во внутренние силы, бала, которые не могут быть снова утрачены. Их нельзя утратить, потому что они более не теряются в лабиринтах этого мира, сансары, в бесконечной расплывчатости жизни, папаньча. Эти внутренние силы проистекают из ума и действуют на мир; но под водительством внимательности они нигде не связываются и возвращаются неизменными. Любовь, сострадание и сорадование продолжают истекать из ума и действовать на этот мир; но под водительством невозмутимости они нигде не задерживаются и возвращаются неослабленными и незапятнанными».

Что же можно добавить к этому?! Трактат «Четыре возвышенных состояния» (здесь приведены только его фрагменты) можно считать не только замечательным буддийским наставлением, не только приемлемым для любой религиозной доктрины (при условии замены Будды на соответствующую данной религии или философии авторитетную фигуру), но и универсальным наставлением для любого консультанта (в том числе астролога), работающего для помощи людям, для указания им Пути Освобождения, пути их Эволюции, пути осуществления их Дхармы (Долга, Предназначения), пути к слиянию с Богом.


Рецензии