Почему астрология не работает... 1

На Прозе.ру в публикации можно использовать только одну картинку и притом низкого качества. В моём блоге можно увидеть туже публикацию с картинками в полном объеме и лучшем качестве:
https://astro-savitrin.blogspot.com/p/blog-page_44.html

Недавно увидел в сети видеоролик «ПОЧЕМУ АСТРОЛОГИЯ НЕ РАБОТАЕТ?»  (https://www.youtube.com/watch?v=mrraDV0czzk). Текст и видеоряд замечательно отшлифованы с целью убедить зрителя в том, что астрология – либо детская сказка, либо миф невежественных древних фантазеров, либо средство обмана невежественных людей (подобно тому, как «религия – опиум для народа» и даже хочется вставить где-нибудь в конце видеоряда знаменитое изречение Остапа Бендера: «Так по чём опиум для народа?!»). Яркий ролик с, казалось бы, строго научным подходом к доказательству ложности астрологии. Судя по огромному числу просмотров, ролик заинтересовал очень многих.

Меня же более заинтересовал автор текста. Увидел в титрах: Олег Фея. Поискал в сети и узнал о нём следующее: физик, выпускник МФТИ, сотрудник лаборатории компьютерного дизайна материалов МФТИ, победитель Science Slam в Москве, научный журналист, выпускник «Школы лекторов» фонда «Эволюция». В электронных СМИ он активно продвигает «научный» взгляд на «лженауки» вообще и астрологию в частности. Продвигает опять же «научные» доказательства того, почему астрология не работает. В сети размещено выступление Олега под названием «Научная проверка астрологии, или почему звезды никак не влияют на вашу судьбу» (https://www.youtube.com/watch?v=WOB75q6_BX8) на какой-то конференции.

Посмотрел выступление, почитал комментарии. Один был весьма показателен: «Интересно, конечно, но смотреть тяжело, во-первых, зачем надо было оставлять в видео те 4 минуты ожидания лектора ...это же видео, можно же вырезать... и во-вторых тяжело слушать, так как лектор неразборчиво и скомкано тараторит». Стало понятно, что это выступление О.Феи в последствии было доработано, отшлифовано идеологически благодаря помощи «ученых» единомышленников. И лишь затем представлено в виде видеоролика, призванного убедить, что АСТРОЛОГИЯ НЕ РАБОТАЕТ ПОТОМУ, ЧТО ОНА – ЛЖЕНАУКА ИЛИ ПОТОМУ, ЧТО ОНА НЕ МОЖЕТ РАБОТАТЬ НИКОГДА. Этот тезис равно как и большинство искусственно созданных «аргументов» и ничего не доказывающих «доказательств» замечательно разбирал в своих письмах к ученому соседу и оппоненту М.Б.Левин (опубликованы в книге «Наука contra Астрология»).

Почему «научный» взял в кавычки? Да потому, что все «доказательства» при чуть более внимательном взгляде, научном анализе и в особенности при понимании хотя бы начальных основ астрологии рассыпаются во прах. И Олег Фея в выступлении на конференции мне очень напомнил мне некоторые телепередачи, на которых детям задавали вопросы, а те пытались в меру своего детского понимания ответить на них по-взрослому. Получалось очень смешно. Вот так же смешно было смотреть выступление физика, который при помощи формальной и искаженной предубеждением «логики» пытался убедить и без того убежденных «ученых» борцов с ересями и лженауками в том, «что астрология не работает, потому, что не может работать никогда».

И вот задумался, а как бы сам ответил на вопросы: почему астрология не работает? Почему не сбываются астрологические прогнозы? Однако прежде необходимо разобраться в том,  что же такое прогноз вообще? Какова цель прогнозирования? Чего можно ожидать от прогноза и чего ожидать нельзя? Какова точность прогнозов и от чего она зависит?



О прогнозах и прогнозировании

ЧТО ТАКОЕ ПРОГНОЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ?


Согласно «Толковому словарю Ушакова» слово «Прогноз» происходит от греческого «prognosis» - «предузнавание». И означает «предсказание о развитии и исходе каких-нибудь событий, явлений на основании имеющихся данных. Прогноз политического положения. Прогноз погоды».

Согласно «Википедии» прогноз (от греч. ;;;;;;;; «предвидение, предсказание») — это «научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. В узком смысле, это вероятностное суждение о будущем состоянии объекта исследования».

Прогнозирование — это разработка прогноза; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив дальнейшего развития какого-либо процесса.

КАКОВА ЦЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ?
Цель любого прогнозирования состоит в том, чтобы подготовиться к предстоящим условиям, событиям, и пройти через них с максимальной эффективностью, пользой и минимальными потерями времени, сил, средств.

Прогноз погоды. Мы слушаем прогноз, чтобы избежать проблем. Если прогноз обещает дождь, мы берем зонт или одеваем ветровку с влагоотталкивающим покрытием. Если прогноз говорит о ясном, жарком солнечном дне, мы одеваемся легко, берем защитные очки и головной убор, чтобы защитить глаза и голову.

Прогноз политического положения в стране. Мы слушаем его, чтобы суметь подготовиться к социальным и политическим переменам.

Прогноз течения болезни. Мы слушаем его, чтобы более эффективно лечить заболевание. Если врачам все понятно, они избирают один из известных им методов лечения или их сочетание. Если относительно причин заболевания нет ясности, врачи могут пробовать поочередно разные методы и средства. В иных же случаях врачи даже могут утверждать, что исцеление невозможно. И тогда пациент, его близкие могут либо продолжить лечение методами современной медицины, либо обратиться к методам традиционной медицины (например, аюрведы, гомеопатии, ошибочно называемых нетрадиционными), либо обратиться за помощью к Богу или богам своей религии, либо сочетать эти методы в разной пропорции.



КАКОВЫ РАЗЛИЧИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРЕДСКАЗАНИЯ?


Необходимо провести разграничительную черту между понятиями прогноза и прогнозирования с одной стороны, а так же предсказания и пророчества с другой.

Прогноз есть предположение наиболее вероятного направления (или, чаще множества направлений) развития ситуаций, событий, явлений исходя из прошлого опыта, настоящих изменений, а так же многоуровневых и многовариантных путей и методов развития исследуемых событий, объектов.

В отличие от прогноза предсказание ближе к пророчеству и даже внушению того, что вещателю представляется несомненно убедительным и очевидным (на основании ли научного предвидения, интуитивного прозрения, особого пророческого дара, видений, снов или развитых йогических сил).

В случае предсказания возможно два варианта: безальтернативный (фаталистический) или с полярной альтернативой.

Первый можно назвать фаталистическим: человеку или группе людей предоставляется безальтернативный вариант развития ситуации. Например, метеоролог на основании однозначных метеоданных предсказывает, что в таком-то месте будет отмечено стихийное бедствие – смерч или ураган, который разрушит все строения. Фатализм такого предсказания основан на объективных показаниях сейсмических станций. Однако, хотя вероятность осуществления этого прогноза-предсказания весьма велика, оккультная наука утверждает, что все стихийные бедствия – имеют причинами хаос человеческих мыслей, чувств, переживаний и сознательное или бессознательное использование черной магии. Так что человеческие и в особенности групповые излучения, нарушающие Гармонию Закона, пробуждают и приводят в действие силы Природы, устремленные к восстановлению Равновесия. И человек или группа людей оказываются жертвами игры стихий именно по причине собственных беззаконий. Но в этом фаталистическом предсказании истинный оккультист или пророк мог бы добавить лишь деталь: люди могут изменить положение утверждением гармонии стихий внутри своего индивидуального (отдельный человек) и коллективного (человечество или группа людей) микрокосма и таким образом даже предотвратить стихийное бедствие, смягчить его последствия или уменьшить психологическую восприимчивость людей к внешним катаклизмам.

Примером этому может служить духовные традиции, распространенные в Японии, стране, расположенной на вулканическом поясе. Люди в течение многих веков живут, зная о постоянно грозящей им опасности. Но воспитанные в духовных традициях синтоизма и буддизма (по наблюдению советского этнографа В.Овчинникова в Японии верующих в два раза больше, чем жителей, так как многие из них являются синкретистами, то есть одновременно следуют путями обеих или даже большего числа религий) многие японцы живут с сознанием действенности закона кармы и своей ответственности за всё, происходящее вокруг и в них самих.

В истории земного человечества, в особенности в мифах и легендах описано немало случаев, когда коллективная молитва спасала людей от верной гибели и города или государства от разграбления и разрушений. Пример тому – русская легенда о граде Китеже, который был осажден полчищами хана Батыя. Хотя город считался святыней и его жители были глубоко верующими, прогноз-предсказание предрекал неизбежное поражение защитников, гибель людей и разграбление города. Не смотря на это люди горячо молились о защите его и своих семей. Согласно легенде город ушел под воду, неразграбленный врагами, он стал невидимым. И в сужденный час торжества чистой веры и совершенной любви он вновь поднимется на поверхность.

Другой пример, описанный в книге Е.П.Блаватской «Загадочные племена с Голубых Гор», рассказывает о таинственной истории племени тоддов, прародителями которых во времена, описанные в «Рамаяне», были брат Раваны (мифического царя демонов) Вибхешана и его четыре министра. Они перешли на службу легендарного правителя Рамы и помогли ему победить. Таким образом, хотя Равана со всем своим воинством и их семьями были согласно пророчествам обречены на погибель, эти пятеро заслужили спасение не только себе, но и своим семьям и положили начало жизни племени тоддов. Согласно легендам они получили в дар от Рамы Голубые Горы и многие века жили, защищенные от внешних влияний до тех пор, пока в 19 веке их не открыли европейцы. В середине 20 века Л.В.Шапошникова совершила путешествие по маршруту экспедиции Рерихов. Была и в Индии. Интересовалась загадочными племенами Нильгири. Написала книгу о Голубых горах, в которой рассказы Блаватской приписала её богатому воображению. Мол, настоящих подтверждений не осталось. Тодды вновь таинственным образом исчезли. Вероятно со своими буйволами ушли от чрезмерно назойливого внимания развращенного мира. И в сужденный час торжества Истины и Любви мы снова встретим их, так же как и жителей Китежа или других легендарных народов, ушедших миры подземные, подводные или небесные.

Второй вариант предсказания или пророчества можно назвать гуманистическим или эволюционным (побуждающим к принятию осознанного выбора и сознательной ответственности): человеку или группе людей предлагаются два варианта развития - благоприятный и неблагоприятный – и представляется возможность выбора.

Этот второй вариант можно увидеть, например, в Библейских книгах пророков. Пророк призывает людей покаяться или исправить пути свои и в противном случае предупреждает о каре Господней. Так же в «Бхагавадгите» Кришна предсказывает Арджуне альтернативу: для большинства участников великой битвы это гибель (но не смерть, так как утверждает бессмертие Человека) в рядах армии пандавов (то есть во имя Кришны, Истины, Справедливости, Любви, Мудрости) или гибель в рядах армии кауравов (то есть смерть ради Дурьодханы, эгоистичного, лживого, беззаконного, глупого и жестокого правителя). Для самого же Арджуны Кришна предсказывает жизнь: человека, исполнившего свою Дхарму и победившего, или человека не исполнившего свою Дхарму и потому обесчещенного.

Ещё одно важное различие между прогнозированием и предсказанием состоит в следующем. Там, где прогностик предполагает, что «вероятно будет это или то», предсказатель утверждает, что «будет именно это и именно так или иначе». Таким образом, прогноз существенно отличается от предсказания по степени гибкости, по степени гипнотического воздействия на людей.

Необходимо отметить, что прогнозирование может осуществить любой человек, обладающий определенными знаниями, качествами и способностями. Для прогнозирования погоды специалист должен иметь соответствующую подготовку в области метеорологии.  Для прогнозирования течения болезни или выздоровления требуется медицинская подготовка (в области традиционной или нетрадиционной медицины). Научное прогнозирование ученый чаще всего может осуществить в той области, которая является его специализацией. Однако помимо специальных знаний необходимы способность к концентрации на объекте прогнозирования, развитые логическое мышление в сочетании с интуицией. При этом чем более глубоки и широки познания человека, чем более развиты его разум и интуиция, тем более глубокое исследование он может осуществить и сделать более точный прогноз развития. И, напротив, менее развитый человек может прогнозировать с меньшей точностью.

Для пророчества уже недостаточно развитого ума и некоторой интуиции. Требуются развитые принципы Высшего Манаса и Буддхи, и, соответственно, способностей духоразумения и чувствознания.

Но помимо этого прогноз отличается от предсказания по степени зависимости от множества причин, связанных с типом данных, используемых для анализа (экономическое данные, политические данные, математические, химические, физические и иные данные), с правильным применением данных и методик их оценки (о новых химических соединениях невозможно судить при помощи социологических или психологических методик, но можно при помощи химических), с многовариантностью следствий (на разных уровнях изменений исследуемого объекта или субъекта или множества вариаций на одном уровне), с пониманием исследователем философских принципов (принципов изменений и трансформаций в данной области исследований).

От этих же причин зависит и точность прогнозов. Но рассмотрим некоторые из них более подробно.



КАКОВА ТОЧНОСТЬ ПРОГНОЗОВ И ОТ ЧЕГО ОНА ЗАВИСИТ?


Согласно теории менеджмента точность любого прогноза обусловлена:

- объёмом «истинных» (подтвержденных опытом, с известной погрешностью) исходных данных и периодом их сбора;

- объёмом «неистинных» (не подтвержденных опытом, с неизвестной погрешностью) исходных данных и периодом их сбора;

- свойствами объекта прогнозирования и системы его взаимодействия с субъектом прогноза;

- методиками и моделями прогнозирования.

При возрастании совокупности факторов, влияющих на точность прогноза, он практически замещается рутинным расчётом с некоторой установившейся погрешностью.

Необходимо отметить, что в отношении данных, измеряемых, исследуемых и поддающихся статистическому анализу на физическом плане последнее заключение верно. Однако чем выше план Жизни, на котором осуществляются исследования, чем более оказывают влияние сверхфизические проявления Тонкого, Огненного, Буддхического, Атмического Планов, тем менее эффективными становятся не только статистические методы, но и вообще методы исследования и анализа материалистической науки. И точность прогнозов не только существенно снижается, но может оказаться ничтожной. Однако одновременно с этим возрастает точность прогнозов, предсказаний и пророчеств, основанных на соединении духовного разума (Высший Манас и присущая ему способность духоразумения) и духовной интуиции (принцип Буддхи и присущая ему способность чувствознания).

Рассмотрим несколько примеров.

Точность прогноза получения годной продукции на основании статистических методов управления качеством (включая управление стабильностью работы оборудования, качество подготовки обслуживающего персонала, качество технологического сопровождения производства, качество контроля) может достигать очень высокого уровня. Так в Японии уровень качества измеряется в ppm числе несоответствующей продукции на один миллион выпущенных изделий. Тот же показатель на многих предприятиях, например, в России, будет в десятки или даже сотни раз больше, то есть процент несоответствующей продукции будет значительно выше, а соответствующей – значительно ниже. И прогнозируемый уровень качества на основании статистических исследований в Японии и России будет не только существенно различаться. Но и точность прогноза в Японии будет значительно выше прогноза в России. Причина в том, что высокий и стабильный уровень качества на японском предприятии обеспечивается целостной системой управления качеством на всех этапах маркетинговых исследований, технических разработок, проектирования продукции и процесса, менеджмента производственных процессов, в том числе контроля качества, защиты от ошибок, экономии ресурсов и т.д.. Все сотрудники предприятия от высшего руководства до рядовых работают на общий результат. Это называется корпоративным духом в японском менеджменте.

В России же на предприятиях часто можно видеть совершенно другую картину. Часто внедряется не система менеджмента качества, а система имитации качества. Руководители, работники и структурные подразделения всех уровней стремятся переложить ответственность за неудачи на других. Единой команды или семьи нет. Маркетинговые исследования проводится поверхностно. Конструкторские разработки часто не учитывают потенциальных проблем при производстве, монтаже, транспортировке и монтаже и эксплуатации изделий. Технологические процессы – не отлажены и так же не учитывают потенциальных проблем. Как замечательно писал в своей статье «Спасение в качестве» (1928г.) русский философ А.И.Ильин: «… мы всегда были не готовы и шли на "авось", и "авосевы города стояли не горожены...". … мы никогда не могли предусмотреть всех опасностей и привыкли утешаться успокоительным и беспечным "небось". … нам всегда было не до качества: хоть "как-нибудь", да "быть бы живу...".» Из множества этих факторов значительно увеличивается вариативность и изменчивость процессов, влияющих на уровень качества.

Если так различается точность прогноза на физическом плане, где можно проводить исследования при помощи статистических методов, то значительно труднее получить «точный прогноз» в области психических исследований, в области межличностных взаимоотношений, где вмешивается и приобретает существенное влияние человеческий фактор. Если в обычной арифметике один плюс один всегда будет равно двум, то в арифметике межличностных отношений такой результат при сложении будет крайне редким. При диссонансе сумма будет меньше двух, при гармонии — более. Чем глубже диссонанс, тем более сумма приближается к нулю. И даже при яром несоответствии может быть отрицательный результат. Чем глубже гармония, тем более сумма возрастает. И результат может возрастать сначала в алгебраической, а затем и в геометрической прогрессии.

Что же касается «статистики» в отношении духовно развитых индивидуумов, то можно увидеть на множестве примеров, как они достигали высокого уровня эволюции сознания скорее вопреки, чем благодаря внешним условиям, обычными людьми воспринимаемым как благоприятные. И если бы кто-то решил сделать прогноз развития таких подвижников духа, вероятно мог бы предполагать скорее падение, чем духовный прогресс и прорыв. Они встречали ярое противодействие окружающих людей и невидимых темных сил. И всё же преодолевали их и побеждали. Преодолевали в самих себе и побеждали самих себя, и таким образов любые внешние условия, даже самые трудные и с нашей точки зрения ужасные, становились для них просто ступенями восхождения. Сидхартха на пороге пробуждения был окружен полчищами царя демонов Мары. Конечно это было не физическое, но психическое окружение внешней среды, вероятно остатков многовековых накоплений кармических, которые встречают каждого, устремленного к Вершине как драконы Порога. И дерзающий вступить в эту битву должен победить или погибнуть. Сидхартха победил и стал Буддой, Пробужденным. Победил, хотя многие, не готовые к такой битве и не понимающие её условий, могли по очевидности предполагать неизбежное поражение. Но даже в случае видимого поражения, падение дерзающего не будет напрасным. Об этом говорит «Голос Безмолвия»:

«Ни единый Архат не становится таковым в той же жизни, когда душа впервые изведала тоску по конечному освобождению. И все же ни один воин, добровольно стремящийся в жестокую битву между "живым" и "мертвым", ни один новобранец не может быть лишен права вступить на Путь, ведущий к полю Брани.

Ибо он должен либо победить, либо пасть. Если победит воистину он достигнет Нирваны. Но ранее, чем сбросит он свою тень, бренную оболочку свою, чреватую страданиями и скорбью беспредельной, люди признают в нем великого и святого Будду.

Если же падет он в бою, и тогда он падет не бесплодно; враги, сокрушенные им в последней битве, уже не вернутся к жизни в последующем воплощении его».

Вот и касательно взаимоотношений духовно устремленного человека с не имеющим такого устремления партнером апостол Павел писал:

«… если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам» (1Кор.7:12-17).

Тем самым посвященный в мистерии Павел указал на необходимость непоколебимой веры для того, чтобы разрешить казалось бы неразрешимые противоречия в браке и семейной жизни. Указал так же и на то, что индусы называют прарабдхой, то есть частью аккумулированной кармы, определенной для работы с нею в течение нынешнего воплощения. Такие сочетания, казалось бы несочетаемых элементов, как муж и жена, сосредоточенные на разных планах сознания и соответствующих им целях, нередко являются частью созревшей кармы. И партнеры могут прилагать сознательные усилия, чтобы избежать соединения даже на протяжении многих лет. Могут на протяжении многих лет видеть друг друга, словно в кривом зеркале собственного предубеждения или в обманчивом зеркале собственной идеализации. И затем, когда будет изжита требуемая часть созревшей кармы, они увидят друг друга такими, какие они есть. Именно в такой момент «муж верующий» может увидеть, что соединен в браке с «женой неверующей» (или наоборот) и что разделяет их бездна непонимания. В современном мире, в западных культурах проблема таких браков по-видимости решается просто: развод и поиск новой созвучной половинки. Но с оккультной точки зрения такое легкое разрешение проблем является часто лишь кажущимся разрешением. И в действительности привязывает кармических должников друг к другу. Подобно тому, как сумма, взятая в кредит в банке, должна быть выплачена со всеми процентами по кредиту. Иначе долг нарастает и для выплаты требует больших усилий и затрат. Причем чем более человек откладывает выплату, тем труднее ему становится выплатить её. В земной жизни, конечно, есть разные способы уклонения от выплаты долга. Это и объявление себя банкротом, и бегство со сменой имени. Но в духовной жизни Закон ненарушим. И каждый должник неизбежно заплатит по счетам. При этом чем более он будет откладывать уплату, тем более интенсивными будут страдания, при помощи которых Высшее Я, Закон будет побуждать его к уплате по старым счетам и трансмутации созревшей кармы. Побуждения сначала будут подобны тихим звоночкам внешних условий и обстоятельств. Но если человек будет продолжать уклоняться от них, зазвучат звонки внешних требований и принуждений. А затем – человек услышит большие колокола, звук которых причинит сильнейшие страдания, призванные пробудить его от снов самообмана и самообольщения к Действительности Закона. Именно поэтому глубочайшая философская традиция Индии настаивает на необходимости принимать прабадху-карму как естественную необходимость: нужно выплачивать долги, нужно помогать всем, с кем соединяет карма и при этом сохранять непривязанность к результатам, совершенное бескорыстие, совершенный альтруизм не только и не столько в поступках, но и, что важнее, в желаниях, мыслях и побуждениях. Безусловно такое понимание кармы естественно для всех, изучающих оккультизм и вступивших на указанный всеми подвижниками духа Путь Освобождения. Павел (по утверждению Е.П.Блаватской единственный среди апостолов, посвященный в оккультизм или Мистерии) знал  это и выразил в своем послании, касающемся супружеских взаимоотношений.

Таким образом можно с уверенностью сказать, что прогнозирование даже на физическом плане является сложным процессом, точность которого зависит от множества причин. Прогнозирование же на планах сверхфизических значительно сложнее, так как истинные причины психических и духовных явлений проследить и учесть гораздо сложнее. И самые значительные звенья в цепи Причинности сокрыты в Невидимом, Непознаваемом, Сокровенном. И для учета их необходимо обладание развитой интуицией или даже развитыми органами духовного восприятия.


Рецензии