Числа играющие

Уже самое общее рассмотрение числовых характеристик событий в действительности позволяет увидеть, что игры чисел, особенно проявляющиеся в различных их совпадениях, – достаточно широко распространенное и  разнообразное явление. Частный и легко наблюдаемый случай числовых игр – совпадения обозначений времени, причем в них также сохраняют свою актуальность общие модели игровых числовых совпадений. Так, при взгляде на часы человек может наблюдать полное совпадение часов и минут (11 - 11; 22 - 22), их зеркальное совпадение (12 - 21; 21 - 12). Явления подобного рода могут иметь место и в других сферах действительности, но тогда они связываются с числами лишь косвенным образом, а потому числовые игры и числовые совпадения в них демонстрируют себя не столь заметно.
Внимание к числовым играм и собственно различным совпадениям чисел стимулирует интерес к явлению более общего порядка – синхронистичности. Обращение к этому явлению имеет междисциплинарную значимость и побуждает к постановке принципиально новых вопросов, принадлежащих уже сферам философского знания и фундаментальных теорий. Центральное место в их ряду занимают вопросы о познавательном статусе синхронистических совпадений и собственно числовых совпадений и о научных перспективах их исследования. 
Что касается перспектив исследования явления синхронистичности, то еще К.Г. Юнг отметил его связь с особым психическим состоянием человека – таковым он считал, прежде всего, сон [Юнг 1997: 187]. Сравнительно недавние исследования в области трансперсональной психологии внесли в этот вопрос б;льшую определенность и связали синхронистические совпадения с измененными состояниями сознания человека. Именно в этих состояниях человек своими психическими усилиями способен повышать частотность реализации тех или иных событий [Гроф 1994: 95]. Иными словами, на экспериментальной основе было показано, что психическая сфера человека действительно может предопределять состояние физической реальности. Данное положение, по своей сути революционное, Станислав Гроф сформулировал следующим образом: «Ситуации такого рода показывают, что наша психика может входить в свободное взаимодействие с тем, что вроде бы является миром материи, и тот факт, что это может случиться, стирает границы между субъективной и объективной реальностью» [Гроф 2004: 94]. Это отсутствие границ между физическим и психическим мирами и предстоит осмыслить современному человеку.
Еще одно перспективное направление исследования числовых игр определяется при рассмотрении их с теоретических позиций аналитической психологии. В этом случае числовые совпадения могут рассматриваться как своего рода «вести», которые человеку приходят из его бессознательного. Сейчас можно говорить о том, что для человека показательны сами факты таких совпадений. Они, прежде всего, говорят о том, что бессознательное становится человеку ближе и открывается в числе.
 Может ли числовая игра действительно провести человека в глубины его бессознательного или, наоборот, приблизить бессознательное к его дискурсивной ментальности? На этот вопрос также еще предстоит дать ответ.


Рецензии