Прощай Шаляпин

Последний рейс речного круизного лайнера «Фёдор Шаляпин» от затона «40 лет Октября» до г. Чкаловска состоялся 9 ноября 2022г. Теплоход бросил якорь в месте, где его утилизируют на металлолом. Об этом событии я узнал случайно из заметки в интернете.

Что это за теплоход, и почему я о нём пишу. Пять навигаций «Фёдор Шаляпин» фрахтовала компания «Сварог», я же был её учредителем и директором. Это были незабываемые годы ярким пятном врезавшиеся в мою жизнь и даже изменившие её. Помню с каким волнением мы встречали на Северном речном вокзале в Москве этот теплоход, прибывший для работы в навигацию 1993 г. Огромный сто тридцати шестиметровый красавец причалил и своими четырьмя палубами закрыл всё Химкинское водохранилище. Капитан корабля Валерий Алексеевич Махотин приветливо помахал нам из рубки. На следующий день теплоход отправился в рейс. На его борту было почти две сотни туристов, которые радостно махали руками провожающим под звуки марша «Прощание Славянки». А, когда теплоход отошел от причала метров на двадцать, послышалась песня «Арго». Она стала гимном теплохода.

 Наша команда никогда не работала в туризме и тем более речном. Единственный человек, который имел опыт в этой области - Борис Умарович Мавлютов.  Он то и подбил меня на фрахт этого судна. Мы старались организовать рейсы так, чтобы туристы не просто остались довольны, а сохранили воспоминания о теплоходе на долгие годы. Очень помогли нам в этом директор круиза Виктор Георгиевич Лазарев и методист Виктор Абрамович Гольдман. Оба старейшие работники, патриоты речного туризма без ума влюблённые в теплоходы.

Первая наша навигация на этом теплоходе прошла «с колёс». За неимением барной стойки дорогущие элитные напитки продавали в кинозале прямо со стульев и наливали «на глазок», но как родным. Тут же располагался магнитофон с мощными колонками… Сейчас это покажется странным, но туристы были довольны.  Методист удивлял своими бесподобными   рассказами о достопримечательностях за бортом, директор круиза мудро разрешал все бытовые и прочие вопросы туристов, турбригада как могла развлекала детей и взрослых. Мы открыли даже компьютерный салон, в котором всегда было полно людей. В общем новичкам везёт. Первую навигацию отработали успешно и даже испугаться не успели.

Уже на следующий год с нашей подачи на теплоходе были оборудованы десять люксов, в том числе два президентских, установлена современная, выполненная по заказу барная стойка, в штате появились два симпатичных бармена. А еще каждый вечер туристы и члены экипажа отрывались на дискотеке «Танк». Диджей, его звали Борода , зажигал не по детски. Я уверен, что те, кому посчастливилось побывать на этих дискотеках помнят, как реально, а не в переносном смысле, ехала крыша кинозала, как красочно над кораблём расцветали «букеты огоньков салюта». А ещё, наверняка они помнят выступления лауреатов конкурсов Чайковского, лучших коллективов столичных и региональных артистов.На корме судна установили бассейн диаметром три метра. Он радовал туристов, особенно детишек гораздо больше, чем сегодня Wi-Fi в каюте.

Сколько весёлых корпоративов помнит этот теплоход: финансисты, строители, медики, ученые расслаблялись здесь от души. А ещё кинофестивали, Аншлаги и прочие знаковые мероприятия каждую навигацию проходили на корабле. Популярные российские и зарубежные артисты, дикторы телевидения, политические деятели отдыхали на этом теплоходе.
 Очень жаль, что компания «Водоход» списала этот легендарный корабль ради получения гранта на постройку новых судов. Каждую навигацию на различных линиях работают   теплоходы более старые чем «Фёдор Шаляпин». Реконструированные корабли того же проекта (92-016) поражают своим комфортом и имеют высокую степень надёжности. 
От всех туристов, членов экипажей, сотрудников ресторана в разные годы, работавших на теплоходе, хочу сказать: «Прощай наш Федя. Ты её долгие годы будешь откликаться в душах многих людей самыми добрыми воспоминаниями».


Рецензии