Спектакль Пиноккио Лес - Рецензия
Вместо одного Пиноккио на сцене целых их два. Два Джеппетто вместо одного. Два Мастера Вишня. То, что говорит первый, повторяет второй. При этом еще стараясь копировать его движения и лицевые гримасы.
А в одной сцене, когда реплики начинают повторять шесть раз... и персонаж пьесы появляется уже в шести экземплярах (допускаю, что на репетициях это вызывало смех) - это трудно выдержать тем более.
Для чего нагоняется это ощущение мрака, которое создается через все это на сцене?... Положительный момент - костюмы и декорации Харикова. Но вкупе с нарочито мрачными мизансценами эта красота создает ощущение мертвенности. Моя дочь спросила: "Они дальше будут Дьявола вызывать?"
Сейчас поймете, почему она так сказала.
В сказке Коллоди столяр вырезает деревянного человечка из полена. В спектакле разыгрывается зловещая сцена рождения мальчика из живого дерева, на котором образовалась огромная багряная опухоль (!).
Два Джеппетто, ассистируемые мастерами Вишня, стоят на черной, плохо освещенной сцене перед большими чанами с кровью, и делают вид, что металлическими щипцами что-то из них извлекают.
«Две тонкие спицы сдерживают ткани Дерева, которые стремятся вновь сомкнуться.
Опухоль обволакивает спицы.
ВИШНЯ: Она их сжирает.
ДЖЕППЕТТО: Быстро, щипцы.
Щипцы вытаскивают плод.
ВИШНЯ: Многовато кожи.
ДЖЕППЕТТО: Многовато? Здесь ничего кроме кожи! Такого никогда не было! (Плоду) Эй, друг, где же ты сам?
Новорожденный в руках Вишни.
ВИШНЯ: Жив еще.
ДЖЕППЕТТО: Не уверен, что надолго.
ВИШНЯ: Волнистый ребеночек».
Родившийся Пиноккио, действительно, мало похож на того знаменитого шаловливого мальчика из веселой сказки, послужившего прототипом Буратино.
Юханановский Пиноккио совершает какие-то угловатые, вывороченные движения, словно живая марионетка. Но если движения марионеток в кукольном театре забавляют, здесь они оставляют неприятное чувство, которое очень трудно описать. Неприятно. Но что конкретно неприятно? Чем Пиноккио отталкивает? – сказать трудно.
Выйдя из мастерской, мальчик идет в сад. Там ему встречается столетний добрый сверчок. В сказке это мудрое насекомое пытается наставить его на путь истинный. Чтобы он слушался родителя и ходил в школу. Мальчику нравоучения не по нраву. Он злится. И убивает сверчка.
В спектакле сцена гораздо более зловеща. В кроваво-багряном свете два Сверчка, стоя на постаменте, кривляются перед двумя Пиноккио. Более всего они напоминают каких-то недоделанных Мефистофелей из трагедии Гете.
Они даже говорят нарочито злыми голосами. Почти завывают. Как в песне «И что-то ангелы поют такими злыми голосами…».
«СВЕРЧОК: Это мой дом.
ПИНОККИО: Нет, друг, вряд ли, ты прав. Это принадлежит моему отцу, Джеппетто, и его детям, то есть, мне, Пиноккио.
СВЕРЧОК: Джеппетто больше нет. Теперь есть я.
ПИНОККИО: Это его сейчас нет. Но он скоро придет, мой папа…
СВЕРЧОК: Ты не понял. Теперь я твой папа.
ПИНОККИО: Ты в своем уме, букашка?
СВЕРЧОК: Я шучу».
Далее Сверчок дает мальчику свои «уроки». Уговаривает его стать пищей для тысяч насекомых, и обрести «счастье».
«ПИНОККИО: ПАПАААА!!!
СВЕРЧОК: Оба! Я тоже хочу попробовать. Па-паа!..
ПИНОККИО: ПАПААА!!!
СВЕРЧОК: Не очень. Да проори ты как следует… Не слышу. Нет звука. Не придет папа.
Пауза.
ПИНОККИО: Что мне делать?
СВЕРЧОК: Хороший вопрос, имаго, но, кажется, я его не расслышал. Ты не можешь повторить?
ПИНОККИО: Что мне делать?!!
СВЕРЧОК: Гмм… Надо подумать… Что ж, поступай в мой лицей.
ПИНОККИО: Но в вашем лицее обучаются насекомые.
СВЕРЧОК: Насекомые.
ПИНОККИО: А как же тогда вы предлагаете мне, паяцу?
СВЕРЧОК: Ты опять доказал, что у тебя деревянная голова. Лицей, где обучаются насекомые, открыт для всех. (пауза) Таких, как ты, я учу в своей школе становиться городами.
ПИНОККИО: Кем?
СВЕРЧОК: Ты будешь мегаполисом для древесных жучков. Если повезет, это будет процветающий город... В твоем носу будет самый элитный квартал.
ПИНОККИО: Расскажи, где еще что будет.
СВЕРЧОК: Ты будешь слушать стенами жизнь своих обитателей. И она войдет в тебя. Будешь съеден, истончишься до прозрачной лазурной оболочки и отдашь душу жучкам. Будешь жить в тысяче жучков, и будешь счастлив».
Очень весело. Да?
Потом следует сцена с Птенцом. Я долго думал, что же в ней так меня покоробило? Наконец, понял. Пародийность. Вообще, такая пародийность со скрытой издевкой просвечивает в спектакле из многого.
Громкоговоритель за сценой приглушенным голосом диктора центрального канала вещает, что «в Природе множество дыр и одна из них зовется «п..здой».
Яйцо, которое нашел мальчуган, сделано в форме спускаемого с орбиты космического аппарата. А когда оно раскалывается, из него появляются два птенца-космонавта. Первого играет знакомый мне Андрей Емельянов (Цицирнаки), которой когда-то учился у Юхананова в мастерской МИР-3.
«Садись, мальчуган» - приглашают Птенцы двух Пиноккио. «Покатаемся…».
Следующая пародия происходит в доме, куда голодный мальчик приходит просить еды. Это здесь хозяйка дома появляется в шести экземплярах. И по шести раз повторяет каждую реплику. А хозяин вдруг сладострастно произносит: «Ты и сам какой-то раздутый, ну такой, как взбитые сливки, ну, пышненький такой...».
Мое предположение, что это идет не от актеров, а от самого постановщика, который очень много с актерами работал в "данном направлении". Не думаю, что я сильно ошибаюсь... По крайней мере, раньше его методика была именно такая. Мне кажется, что Борис Юхананов с годами становится все более и более мрачным, хотя это и не показывает. Но ведь как ?... То, что у художника внутри, прорывается в его творчестве. И поэтому в творчестве он может быть более искренен, чем в жизни... И приятно, что наши впечатления с дочерью от спектакля в этом смысле совпали.
Чем дольше я живу, тем яснее прихожу к простым истинам. Настоящее искусство… даже самое экспериментальное… все равно должно нести Добро и Свет. Вот этого… Света в спектакле – крайне мало.
И иногда думаешь. Зачем все? Зачем такое искусство? Зачем ходить на такие спектакли? Что они могут тебе принести? Что дать?
Развлечь? Вряд ли… Открыть что-то новое? Тоже нет. Оживить в душе чувство добра и сострадания ко всему вокруг? Призвать к противодействию злу и жестокости? Нет, тем более!
И уж, конечно, оно не одаривает тебя никакой просветляющей надеждой. Если и «одарит», то горьким цинизмом.
Но если так? Зачем оно, зачем?
Ради чего эта чудовищная театральная Машина работает?
Свидетельство о публикации №223021300144