Простокваша кулинария

Казалось бы, что может быть проще простокваши. Само её название говорит о простоте приготовления этого всем известного продукта. Возьми молоко, положи в него закваску, подожди пока закиснет - и готов продукт. Всё верно, вот только какой продукт вы получите на выходе - большой вопрос.

Вспоминаю как в детстве мы с отцом гостили у бабушки с дедушкой в селе на берегу Дона. Именно там я впервые попробовал простоквашу. Правда местные её называли сметаной. Да и было за что. Густая, даже тягучая, она словно свежий мёд соскальзывала с ложки. Вкус её я помню до сих пор, а ведь прошло уже лет шестьдесят с гаком. Описывать его я не буду, так как считаю это неблагодарным делом. Все равно, если сам не пробовал, то не поймёшь. Скажу только, что нигде больше я не пробовал такой вкусной простокваши.

 А всё дело было в   закваске. Много лет как самый ценный сувенир я привозил из деревни домой эту закваску. И даже из бодяжного молока, которое продаётся в магазине получалась та самая простокваша. Как-то приехав к моей тётушке Марфе в то самое село, я попросил её приготовить простоквашу.  Она купила у соседки небалованного молока прямо из-под коровы и на следующее утро обрадовала меня трёхлитровой банкой желанного продукта. Очень вкусная была эта простокваша, но всё же уступала по всем параметрам той, что из детства. Я похвалил кисломолочный продукт и спросил, почему она не такая как была прежде. Оказывается, исчезла та оригинальная закваска. Не сохранили её селяне. Старики умерли, молодёжь по городам разъехалась. Хлеб, молоко, кефир и сметану    теперь покупают в ларьке на колёсах. Вот и растеряли многие навыки и рецепты.

Я пробовал экспериментировать с разным молоком и разными заквасками. Чем я только не заквашивал молоко. Кстати, оно тоже было разное –пастеризованное, ультрапастеризованное, разной жирности.  И вот к какому выводу я пришел. Заквашивать молоко для простокваши можно любым кисломолочным продуктом: сметаной, простоквашей, кефиром и пр.  Очень важно угадать температуру молока, которое заквашивается и дольше сохранить тепло в посуде молоке с закваской. По моему опыту, лучший вкус и консистенция простокваши получаются, если молоко заквасить простоквашей «Брест-Литовской» 2.5 % жирности. Если таковую не нашли, заквашивайте сметаной.

Молоко взять такое же или более жирное. 2л молока довести до кипения, снять с плиты и оставить охлаждаться под крышкой на полтора часа при комнатной температуре.Когда молоко остынет, добавить в него 4 столовые ложки закваски. Молоко перемешать, а после кастрюлю с ним закрыть крышкой и хорошо укутать, чтобы дольше сохранить тепло.  Через 8 часов продукт готов, но лучше выждать ещё столько же времени.  Затем простоквашу следует хорошенько перемешать прямо в кастрюле до однородной консистенции сметаны и вылить в стеклянную банку. Советую сильно не скрести по дну кастрюли, чтобы не соскоблить нижнюю корочку, образовавшуюся при кипячении. Банку с простоквашей поставить на пару часов в холодильник. Есть холодной. Хороша простокваша к блинам, а также как заправка к овощному салату, с мелкорубленной зеленью петрушки и укропа. Ложка простокваши подойдёт, чтобы забелить щи или борщ. Поверьте, пара стаканов простокваши улучшает пищеварение гораздо лучше таблеток.
Долго не хранить простоквашу не советую. Три дня крайний срок.  Далее эту простоквашу можно и нужно использовать как закваску.


Рецензии