Странное дело Ивана Огурцова

16 апреля 2023 года в полицейский участок «Н-ского» района по телефону доверия поступило анонимное сообщение о том, что на берегу  местного озера обосновался подозрительный мужчина неопределенного места жительства, возможно, скрывающийся от гражданских обязательств, включая священный долг перед Родиной. Оформленный оперативным дежурным рапорт был немедленно расписан на исполнение участковому Ивану Огурцову, сотруднику средних лет, подававшему надежды начальству, и бравшему  презенты в виде солений-варений у местных жителей.
Иван сразу взялся за ответственное задание.  Будучи заядлым рыболовом, он хорошо знал местность, а потому  без труда нашел фигуранта в одном из скрадков для утиной охоты, застав того на глинобитной лежанке за чтением  Библии.
-Здравствуйте! Полиция, -  скороговоркой представился Огурцов, словно здоровался сам с собой, и направил правоприменительный взгляд на  незнакомца.
Мужчина вздрогнул от неожиданного вторжения, уронил книгу и поднялся, явив Ивану бледное изможденное лицо, покачивающееся на тонкой шее.
- Мир вам! – ответил он тихим  голосом, и Огурцов без труда определил, что перед ним не правонарушитель, а скорее бездомный, нуждающийся в помощи.   
- Старший лейтенант Огурцов. Ваши документы!
- Прошу великодушно простить, у меня их нет, не успел получить.
- Ясно, гражданин иностранного государства? - с профессиональным недоверием отозвался  Огурцов,  рассматривая рубище из дерюги, напоминающее мешок и деревянные сандалии незнакомца, - Украинец, небось, зовут как?
- Иисус Иосифович…
- Вот развеселил! - Огурцов с тоской подумал. что награда за поимку дачного вора не светит, и теперь нужно передавать больного местному фельдшеру, - стало быть, сам Христос к нам пожаловал?
- Да, это одно из моих имен, но оно сейчас не имеет значения,  - смиренно ответил человек, назвавшийся Иисусом.
- А как ты сюда прибыл, Спаситель? - решил поёрничать  Огурцов.
- Воскрес на днях, - вздохнул незнакомец, - Так-то я каждый год это совершаю на Пасху, но раньше  обстоятельства благоволили, а теперь  стало сложно.
- Интересно, чем же другие субъекты Федерации оказались неугодными? - ухмыльнулся Огурцов, решив испытать фантазию больного  на пять минут общения, а заодно и перекурить.
- Никуда не пускают, а кроме того люди заняты делами, в которых я не могу участвовать.
- Что-то я тебе не верю - не сдерживая улыбку, выдохнул клуб дыма Огурцов.
- Это не удивительно, сыны Человеческие  вообще не верят друг другу, несмотря на то, что  в каждом из них есть частица,  которой  надо бы...
- Ты имеешь в виду Бога?
- Можно сказать так, но вернее - Духа Истины.
-Уморил, стало быть, к примеру, у нашего начальника отдела тоже этот дух есть?
- Несомненно! Просто люди сначала стыдятся являть окружающим божественное, прячут, истребляют в себе, а потом за ненадобностью оно слабеет и уменьшается, но может возродиться в любой момент, и даже воскреснуть.
- Складно придумываешь, а чем докажешь свое происхождение? – Иван запнулся и подумал, что напрасно он втянулся в эту беседу.
-  Нужно ли это? Главное – память, она дает ответ на любой вопрос. Люди напрасно торопятся с доказательствами, при этом доказывают более самим себе с целью упокоения совести, нежели окружающим для правды и пользы, – смущенным голосом произнес мужчина.
- Ладно, у меня время казенное, собирайся , - Огурцов затушил сигарету и властно кивнул головой на выход.
- А мне и брать нечего, но должен предупредить,  дело в том, что каждый,  кто идет на поприще, разделяет свой путь с попутчиком, ибо в этом содержится  мера сопричастности, - смиренно ответил собеседник и послушно последовал за участковым.
Доставив задержанного в отдел, Огурцов составил рапорт о его мелком хулиганстве, после чего тот был немедленно доставлен в суд,  где  без особого разбирательства получил 15 уток административного ареста. За это время сотрудникам ОВД предстояло узнать данные арестованного,  и, по окончании срока наказания,  направить его в приемник распределитель для лиц без определенного места жительства.
Но случилось то, что не должно было случиться согласно правилам содержания арестованных -  незнакомец исчез.
Утром при проверке его не оказалось в изоляторе. Изучив видео с камер внешнего и внутреннего наблюдения в ОВД и суда, сотрудники полиции озадачились еще больше -  изображение задержанного вообще отсутствовало,  включая даже его тень. То есть  все события с участниками были зафиксированы,  но пространство, которое принадлежало задержанному, оставалось пустым, словно засвеченное место на пленке.
Срочно были вызваны областные силы МЧС, спецназа МВД, высшего руководства следственного комитета, прокуратуры, администрации района,  отдела церковных связей и прочих служб безопасности правопорядка, правоохраны, правозащиты, но никаких результатов всеобщие поиски не дали .
На селекторном  совещании с губернатором  решили, что истина где-то рядом, и не следует ее «сообщать куда следует», ибо, куда не направишь, а выйдет себе дороже в части премий, медалей, почетных грамот и должностей. Потому все документы были уничтожены, записи в журналах переписаны, номера постановлений переприсвоены. 
Ивана Огурцова же на всякий случай уволили вчерашним днем, поскольку он во всех объяснениях писал, что по ошибке арестовал Бога, и наотрез отказывался писать как надо.
Со дня увольнения  у Ивана все изменилось, он стал безработным, запил, разошелся с женой, был брошен друзьями,  и, в конце концов, оказался на улице.
Жить он отправился в тот самый скрадок, с которого все началось. Там он нашел Библию задержанного им незнакомца и ушел в чтение.
Некоторое время спустя жители района видели Ивана  в рубище, побирающегося на свалках и в мусорных контейнерах, при этом он постоянно оживленно разговаривал, то ли сам с собой, то ли с воображаемым спутником.
«Несчастный, а ведь был человеком!» – говорили ему вслед, избегая с ним встречи взглядами. Потом люди вовсе перестали замечать Ивана,  пока он не исчез для Мира окончательно.
Автор этого рассказа сознательно уклонился от уточнения некоторых существенных обстоятельств дела, ибо кто знает, нужны ли они, и  как о них надо…


Рецензии