Спасаться надо было как-то...
-Это от ранения в Гражданскую.
- За красных воевал- по наивности спросил я.
- Да нет, мы держались с Важским кооперативом смолокуров. В Шенкурске и Благовещенском тогда многим новая власть не нравилась.
Тут в разговор вмешалась бабушка.
- Ты со мной говори, он, что ещё по возрасту понимает, какая заваруха была до двадцатого да и потом ещё два десятилетия нормальной жизни не было, душили зажиточных крестьян налогами, обираловкой, потом раскулачили по десятку лучших хозяйств в деревне , не жалея малых детей, выгоняли из родных домов.
- Вот и в наших местах много несправедливости было от новой власти, но не все хотели и с белыми идти. После Шенкурска нас две ватаги поотстали и повернули по реке, куда Бог приведёт. А Бог привёл нас в старообрядческий скит, куда спасались, разгоняемые новой властью монахи и монахини. Которые ещё не приняли постриг, пошли замуж за наших ребят. Мы сначала для них, а потом для себя скрытно в лесу несколько изб построили, потом мельницу небольшую. Делали расчистки по речкам, впадающим в эту реку.
Половина из нас были смирные, думали как спастись, пережить напасть, но другие были бойчее, к тому же холостые. И вот как стали по деревням
в кулаки записывать, мы , встречаясь случайно в лесу сказывали им, что плетью обуха не перешибёшь, надо бежать, пока в тундру или Сибирь не выслали. Они по ночам сначала скот нам перегоняли и дочерей за холостых выдавали, Смелые подизбицы перевозили или горенки с поветью. Наиболее отчаянные из наших и несколько подвод с раскулаченными , вывозимыми на верную смерть перехватили. Комбедовцев, которые их везли выпороли, и на сколоченном на скорую руку плоту с завязанными глазами и руками отправили вниз по реке, наверное до самой Ваги доплыли.Некоторым из наших из раскулачённых семей ядрёные девки в жёны попались.
Да такие работящие, что сколько лет без дела сидеть не могли, пока не нарожали кучу детей.
Когда война началась, у нас такие споры вскипали, что большинство не хотели воевать за безбожную власть . И тут нас удивил один старенький монах.
- Я, может, больше вас всех вместе взятых эту безбожную и русофобскую власть не люблю. У мене брат, знавший несколько языков, как многие из дворян, вычитал у их вождей, особенно у Энгельса призывы к полному истреблению русской нации и всех славян.Он мне не один раз повторил злобные до озверения лозунги, где каждое слово преступно и аморально. Конечно, мы и Ленина не любили, в котором ни капли русской крови не было за его безбожие, но даже он признавал"Во всём марксизме от начала до конца нет ни грана этики." Эти все на преимуществен одного рабочего класса идеи насквозь умозрительны.
А крестьянство куда денешь, которого в России подавляющее большинство ? И именно крестьян погонят защищать эту власть и десятки миллионов из них погибнут А где плакать матерям и вдовам, где свечки в их память ставить. И будет вынуждена эта власть открыть снова храмы. Тем более, что при Сталине в отличи от Ленина русских во власти вдесятеро больше стало, а то ведь при Ленине больше было латышей и других иноверцев. Придётся и вам, ребятушки, идти и воевать не за власть, а за Россию. Когда перелом в войне будет пойдёте, мы за вась молиться будем и вы креста не снимайте, может Бог вас и убережёт, н разве какие ранения, не без этого, главное, чтоб живые к детям и жёнам вернулись. Мне было такое видение, что в конце весны на четвёртый год войны она закончится.
Брат мой воевал и довольно успешно, до старшины дослужился и орден с медалями поучил, а я с бабами оставался. А как вернулся с наградами сказал, что его теперь и на родине примут. Ну и некоторые из его сослуживцев и я с ними вернулись в родные места, а у меня к тому времени жена умерла от ревматизма. И там я женился на женщине из ваших мест, которая работала там продавцом. В пятидесятые потянуло её на родину. Старшие мои дети уже своими семьями начали жить, у нас с ней дитё было. Вот так я и оказался в ваших местах.
Свидетельство о публикации №223021301545