Мастер и Маргарита

Уффф!
Наконец-то.
Наконец-то я справилась, смогла, сумела и с гордостью поставила галочку ( мысленно, разумеется).
Это была моя не первая попытка.  И даже не третья. То есть, выражаясь словами политрука Клочкова, отступать уже было некуда. А потому, я сжала зубы и дошла до конца.
А начиналось все очень давно, на первом курсе музучилища.
Она зашла в класс. Неприметная блондиночка с косой челкой без грамма косметики и в потрясающем мини. Цвета этого платья память не сохранила, только длину, которой, собственно, и не было.
- Новенькая? Как зовут? - бесцеремонно спросила наша сокурсница Дина Котова.
У нее была совершенно потрясающая фигура, тяжёлые, прямые и блестящие волосы медного оттенка ниже талии, и при всех этих несомненных достоинствах она умудрялась быть самой некрасивой девочкой на курсе. Свои комплексы, порожденные этой невнятной внешностью, она пыталась замаскировать этой самой бесцеремонностью, развязностью, граничащей с откровенным хамством, и полным отсутствием тормозов.
За четыре года учебы я так и не смогла привыкнуть к подобной манере общения.
Но новенькая соориентировалась достаточно быстро.
Она повесила сумочку на спинку стула и спокойно представилась:
- Меня зовут Татьяна Ивановна. Я ваша учительница по сольфеджио. Начинаем урок.
Сколько лет было этой Татьяне Ивановне, мы так и не узнали, называя ее за глаза "нашей Танечкой". Как она в этом возрасте попала в наше насквозь блатное училище - это тоже осталось тайной.
Сначала все шло нормально и ничего не предвещало.
А потом, где-то на третьем курсе, если я не ошибаюсь, нашей Танечке надоело преподавать сольфеджио и она решила на уроках нам читать.
Я думаю, что многие мои читатели посещали ДМШ. Наверное, не многие, а большинство ходили по городу с плоскими папками с растрепанными завязками и со скульптурно выбитой лирой или портретом Петра Ильича. Во всяком случае, в моем родном городе таких детей было много.
А это я к тому, что большинство из вас понимает, что такое "сольфеджио".
А это такой предмет, что если господь не одарил тебя абсолютным слухом, то тебе не повезло. Меня не одарил. То есть относительный слух был хорош, а вот абсолютного не было. С этим относительным я прекрасно читала голосом с листа, пела романсы, любые гаммы и аккорды. Я слышала разницу между секст - и квартсекстаккордами, могла чистенько проинтонировать все обращения доминантсептаккорда с разрешениями. Я была специалистом в интервалах и знала в любое время дня и ночи, что с большой сексты начинается песня про ёлочку, с малой терции - любимая песня из фильма "Ромео и Джульетта", а чистая кварта - это начало нашего гимна про союз нерушимый.
Не было для меня проблемой спеть уменьшенное трезвучие и разрешить его в тоническую терцию с удвоенной тоникой. И даже вводные септаккорды  - ни малый, ни уменьшенный - не являлись для меня камнем преткновения.
А проблема была в диктантах. Вот тут-то и блистала единственная обладательница абсолютного слуха в нашей группе. Она писала эти диктанты с лету, не задумываясь и не понимая, как это может вызывать трудности. Мы тоскливо смотрели на нее, первой подающей диктант на проверку, и втихомолку завидовали таким сверхъестественным способностям.
Она равнодушно получала свою "пятерку", так как по остальным предметам была ярко выраженным середнячком и эта пятерка ей в общем -то была не нужна.
Но мне и моей подружке она была нужна и даже очень, потому что мы обе шли на красный диплом. Зачем нам это было нужно, сегодня, по прошествии нескольких десятков лет, я сказать затрудняюсь. Но тогда это было просто смыслом жизни. И мы наивно полагали, что чем больше мы будем упражняться, тем лучше будем писать эти диктанты. Это потом пришло понимание, что если Бог не дал - можешь биться головой о стенку. Не поможет.
А мы бились. Ходили друг к дружке домой, благо были соседками, и, пока одна тарабанила очередной  диктант, другая тщетно пыталась его записать. Потом мы менялись.
Грустно, но результаты не менялись, несмотря на различные трики, которые изобретались по ходу дела.
Но упрямо верили, что "терпение и труд всё перетрут" и что "без труда не выловишь рыбку из пруда".  Вот мы и трудились.
И уроки сольфеджио, которые на теоретическом факультете были пару раз в неделю, нам хотелось использовать по их назначению, а именно: писать диктанты.
Но наша Танечка, видимо, понимала лучше нас, что кому дано - дано. И тратить время на тех, кому не дано,  ей было скучно. А возможно, и грустно. И решила она - хватит уже с этими диктантами, все равно толку - чуть. Лучше я им ( то есть нам ) почитаю.
И была выбрана книга, от которой она была в диком восторге. И этим своим восторгом она хотела поделиться с нами. Мы же с подружкой, в силу своей тупости и упрямства, свято верили, что если тратить уроки сольфеджио на эти диктанты, то дело сдвинется с мертвой точки. А потому чтение этой книги приняли в штыки. Не нужны нам были эти чтения. Нам нужна была пятерка по сольфеджио и красный диплом. Вот так драматично столкнулись наши интересы.
Надо ли говорить, что эту книгу мы возненавидели со страшной силой.
Вам, наверное, интересно, о чём идёт речь.
"Мастер и Маргарита".
На уроках сольфеджио книга дочитана не была, наша Танечка опомнилась и стала заниматься с нами предметом. Свои красные дипломы мы с подружкой получили, несмотря на "четверку" по сольфеджио.
Через несколько лет я предприняла попытку прочесть этот роман из-за которого наша Танечка рисковала своим местом. Попытка провалилась после нескольких страниц. Я списала это на полученную травму.
Через много лет  пробовала ещё дважды с тем же успехом.
Самое интересное в этих попытках, что каждый раз я начинала читать, как в первый раз, не помня ни словечка, ни фразы, что было для меня весьма нетипично.
За прошедшие годы я много наслышалась об это романе, знаю, что он неоднократно экранизирован, что это произведение нелегкой судьбы и что он входит в сотню лучших книг. И как жить после этого?
И вот сейчас я дала себе слово дочитать до конца. Последней каплей было то, что мой сын, приехавший в Израиль в неполных 8 лет, эту книгу осилил, плавая по Меконгу и перемежая чтение слушанием песен Высоцкого. Это меня добило.
И вот свершилось. Прочла. Наверное, я должна чувствовать дикий стыд.
Не поняла. Не прониклась. Не впечатлилась. И ещё очень много "не"...
Пожаловалась сыну. Он снисходительно усмехнулся:
- Ты "Фауста" почитай.
Нет, я не читала и не буду читать "Фауста". Скорее всего, это не мой жанр, вся эта мистика и фантасмагория не говорят ко мне совсем. Единственное, что читалось с интересом - это страницы романа Мастера. Все.
Я не поленилась и залезла в Гугл в отзывы. Очень многие называют этот роман своей настольной книгой и готовы его перечитывать чуть ли не ежедневно, каждый раз находя какие -то новые пласты тайные смыслы. Хотя есть и другие отзывы - и немало! - свидетельствующие, что в своем восприятии я не одинока.

 


Рецензии