Глава 163. Моцарт. Пятый концерт

Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром №5 pе-мажор
Японский симфонический оркестр (Шинсей)
Святослав Рихтер (фортепиано)
Рудольф Баршай (дирижер)

karapyzik: Я, конечно, точно не знаю, но думаю, что в оригинале концерт был написан для клавесина, да это и чувствуется. И потом, Рихтер играл с листа, а значит, играл концерт либо впервые, либо до этого не играл лет сто, а тут решил исполнить, а учить лень, ну он его с листа и прогнал. Я это к тому, что большие мастера обычно неохотно играют ранние концерты классиков, не интересно, наверное. Потому наизусть и не учат. Когда еще придется играть? Вот с листа и шпарят.

Yuriyauskiev: Вот уж ничего это не значит! На основании чего можно делать такие выводы? Хорошо известно — и это тут не раз обсуждали — Рихтер в конце своей деятельности играл с листа. Тому были свои причины. Запечатлено это на весьма многочисленных видео, да и свидетели есть.

karapyzik: Я совсем другое имел в виду. То, что с листа, Бог с ним, не в этом суть. Я хотел сказать, что ранние концерты Моцарта не для рояля написаны, а для клавесина и исполнять их на рояле это все равно как использовать компьютер только как калькулятор. Клавесинные концерты слишком просты для современных фортепиано. Именно поэтому и не почему другому Рихтеру ранний Моцарт был неинтересен, совсем не та драматургия, что ли.

Yuriyauskiev: Я лично не стал бы слушать, если бы их играли на клавесине — он для меня бесцветный и пресный. Да и Моцарт написал эти концерты в таком возрасте, что даже он, гений с детства, вряд ли мог осознавать, как они могут звучать на рояле, и что сможет в них увидеть (услышать) большой мастер.

reflechant: Я очень люблю фортепиано. Оно может то, чего не может клавесин. Старинная музыка на фортепиано не звучит (некоторые вещи Баха или Скарлатти — скорее исключение). Играть на клавесине Шопена — кощунство. Это пробовала Ландовска, получилось отвратно.
Теперь немного апологии. Я совершенно точно уверен, что фортепиано не должно играть forte, оно там проигрывает клавесину. Если мы мысленно уберем звучание струны и сравним только атаку, то получится что клавесин превращается во что-то вроде ксилофона, а фортепиано будет звучать, как будто кто-то барабанит пальцами по столу (что всех раздражает). У фортепиано на редкость гадостная атака, что прекрасно слышно на высоких частотах forte. Плохой баланс громкости между частотами, хотя скорее это плохой баланс длительности звука — бас легко превращается в кашу. В общем, это очень разные инструменты. У клавесина к тому же несколько способов звучания. В лютневом регистре хорошо сделанные инструменты похожи на арфу или даже слегка напоминают гитару, очень красиво.
Клавесин сложный и прекрасный инструмент, вершина музыкальных и технологических достижений 300-летней эпохи, модернизировался он постоянно в течение всего времени. Композиторы в совершенстве знали все его особенности и писали специально для него. Клавесин одевает ноты на себя как танцор платье, они ему идеально впору. И когда вещи, написанные для чембало, пробуют перенести на фортепиано... получается странно.


Рецензии