Лагъзан против Дахистана Страны Волков
Dehestan in Gorgan. The region of Dehestan (or perhaps Dahestan) lay southeast of the Caspian Sea, north of the Atrak river and the present-day province of Gorgan; it is now in the Turkmenistan Republic. Its name was probably derived from that of the Iranian steppe people the Daai or Dahae, a component tribe of which, the Aparna, were progenitors of the Parthian ruling family (Encyclopaedia Iranica).
"Gorgan and Dehistan": The North-East Frontier of the Iranian Empire.This chapter describes the Gorg;n and Dehistan areas of the Vehrkana or Hyrcania, the north-east frontier of the Iranian empire. The plain of Gorg;n constitutes its southern part while the plain of Misrian, or Dehistan, its northern part. The chapter explains that the plain of Gorg;n was occupied earlier than the plain of Misrian to the north because of its favourable hydrological resources, and describes the settlements in these two areas(Oxford Academic).
ДАХИСТАН СТРАНЫ ВОЛКОВ - ЭТО ДАХИСТАН НА КАСПИИ.
Мы видим, что кроме одной якобы "Страны Гор на Каспии" был ещё "Дахистан в Стране Волков". Слово "гора" в Дагhестан никак не связана с кумыкским языком, но при этом легко вопринимается носителями огузско-туркменской речи как "DAGH". То есть здесь сходится всё вдоль и поперёк. Один иранский Дэхэстаан/Дахэстан в Волчьей провинции, со временем эта территория стала известна как "Туркменистан". Мы можем лишь зафиксировать процесс отзеркаливания одного Дагhестана другим.
Возможно ли в таком отзеркаленном "Дахистане" признавать цепочку случайных совпадений? Разумеется нет- их слишком много и они слишком регулярны. Мы, напр., знаем, что парфянский Parthav имелся и в Кавк. Албании.
За полуязыческой темой Албании и Лакза (Лагъзана) стоят одни и те же лица, заинтересованные в привлечении повышенного внимания к этой - в целом- никчёмной, малозначащей теме. Кавк. Албания, как и Иберия с Арменией управлялась парфянской династией. И признания одного этого факта в принципе достаточно для понимания размаха и силы влияния выходцев из Хорасана на Кавказе. Эта команда повторила методы просачивания т.н. митаннийских ариев в хурритскую среду- стремиться быть затребованными и не выпячивать собственную этничность.
Второй задачей этих кругов явл. навязывание официального лживого утверждения, что термин "Дагhестан" якобы тюркский по происхождению впервые возникший в XVII вв, а вот Южный Дагестан это "Кавк. Албания" и им принадлежит г.Дербент. В целом эту позицию атаки на Дагhестан можно назвать "попыткой изъятия права на государственность". Пехлевийские надписи на камнях дербентской кладки датируется VII в. Как это вообще - у нас Дербент, а у вас "тюркский Дагестан" XVII в.? Кто кому здесь место будет указывать на "наше" и "ваше"?
ВСЕ ДО ЕДИНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ О "ТЮРКСКОЙ СТРАНЕ ГОР" ЯВЛ. ИЗНАЧАЛЬНО ЛЖИВЫМИ И ПРОПАГАНДИРУЕМЫМИ ВЛАСТЯМИ. Перечислим причины:
1. В Османских архивных документах наряду с термином "Дагъистан/Даистан" мы видим и "ТАХИСТАН",что в переводе с аварского означает "СТРАНА ТРОНА/ПРЕСТОЛА". Неправда ли более чем удачное совпадение с арабским обозначением Дагhестана именно как "ЗЕМЛИ ТРОНА И КАГАНАТА ГОР"? То есть примитивные существа сами не имевшие никакой собственной государственности пытаются удревнить себя за счёт омолаживания других.
2. Имеется утверждение сирийских источников о "Стране Даду" в связи с хазарами. Ни один дагестанский историк не дал нам объяснения, а что такое "Даду", единственно в чём они признались, так это в том, что "ДАДУ И ЕСТЬ-ДАГhЕСТАН". Ну в таком случае нам остаётся лишь помочь беспомощным дагестанским краеведам из ДНЦ РАН указанием на то, что в монгольском "ДЭЭД" (ср. ав. тIад) означает "верхний, верховный", то есть перед нами типичное для Дагhестана определение.
3. При первой же самой поверхностной перепроверке термина Дагhестан мы легко фиксируем изначальное "ЖИЛИЩЕ/МЕСТО ТРОНА-ВЕРХНЯЯ ЗЕМЛЯ/КРЫША". Арабы, посетившие горный Дагhестан были не тупее кюринских профессоров ДНЦ РАН когда не оставили нам ни единого шанса на иное понимание Дагhестана кроме как "Земля Престола-Каганат Гор".А это вовсе не одно и то же, что "страна гор с переводе с тюркского". Причём тюркский в данном случае только один - ТЕРЕКЕМЕНСКО=ОГУЗСКАЯ РЕЧЬ.Они так всприняли, так поняли обозначение Дагhестана. Собственно такой же горный край у моря имелся в перс. Хорасане- " Дэхэстан"
До уровня ираниста Бэйли Г.В. ни в СССР, ни в России никто из иранистов не дотягивает. Не то что равных, но даже и до хотя бы до более-менее близкой дистанции дотягивающих нет. Таким образом, если мы где-нибудь на Западе в учёном коллективе упомянем, что "так считал Бэйли Г.В." - то этого окажется вполне досаточным, чтобы признать единственно правильной именно его точку зрения. "Всё. Вопрос исчерпан" - скажут. Так он себя зарекомендовал в научном мире вообще и иранистике в частности. Бэйли Г.В. - это как контрольный выстрел.
Термин "Легия/Лекия" никогда в "Лакзистан-пропаганде" в среде кюринцев не использовался. Его занесли в их среду малограмотные закаталинские авторы дешёвого псевдопатриотического хлама (часто это всего одна персона в многочисленных ипостасях). У кюринцев единственная тема на которой они сконцетрированы- это "Кавк. Албания-Лезгистан", о которой ни у них, ни у дагестанских историков в целом должных знаний нет. Да и вообще никогда не было.Да и то, что до нас дошло в виде армянского пересказа античных авторов -не более чем армянские выдумки: можно поднять эти армянские пересказы и читая строку за строкой указать на ложь и подтасовки. Это постоянные путаницы с "гелами-легами" размещаемыми то там, то здесь, сочинительство никогда не существовавших народов типа "сюрикаци","мирикаци" и пр. чушь, типа того, что "там много ядовитых пауков". Далее выясняется, что эти пауки кусаются и албаны умирают, одни смеясь, другие в грустном состоянии, плача". Явно - употребление наркотиков, а нерезультат укуса пауков. Что-то в этом роде совершенно идиотское там указывается. Мы предпологаем, что с пауком должно было быть что-то связано, но вовсе не укусы ядовитых пауков.
В армянских фальшивках можно найти об Агъвании/Албании абсурд за абсурдом. У авторов нет должного уровня знаний и они соревнуются с кем-то в жанре фантастики. Можно заметить закономерность пары "леги-гелы"- это сочетание повсюду. Оно оказалось для армянских сказочников удобным. ГЕЛЫ- это иранская провинция Гилян на южном Каспии. Если переставить буквы, то есть прочесть с конца основу без иранского показателя множественности "-ан", то мы получим "лег". Совершенно ясно, что нельзя воспринимать в серьёз армянские выдумки о существовании кавказско-албанского города "Гелда", который то ли являлся конкретно Дербентом, то ли был выстроен рядом. Никогда, ни в какую эпоху Дербент (Торайе, Чога и т.п.) не носил название "Гелда". И у нас вообще нет сколько-нибудь убедительных свидетельств в принадлежности Дербента "легам/гелам". И самое главное, что "гелы" - жители иранской провинции Гилян, т.н. "каспии", это иранский "Qazvin"- в достаточном отдалении от Верканского (Каспийского) моря. "Тавоспары"- без сомнения "Табасаран". Таким образом, можно выделить этнонимы "каспии", "гелы", "тавоспары"... Гелы всегда рядом с легами. А кто последние? Типично аджамский этнический термин и эта перестановка согласных в основе "ЛАКЗ" на "ЛАЗГ" мы находим у курдов ЛАЗГЕВАРДИ.
Один из самых авторитетных в мире иранистов Бэйли Г.В. в своём "Хотаносакском словаре" касаясь термина лек/лег, не колеблясь отбрасывая точку зрения о его возможном кавказском происхождении,утверждает, что это иранское заимствование в кавказских языках. В собственно кюринском (лезгинском) языке никакого значения lek/leg и т.п. нет, оно представлено лишь в горско-кавказских языках со значением "мужик, холоп", в осетинском - "мужчина", в аварском наряду с вульгарно-фамильярным обращением "le" (типа арм. "ара эй!"), представлено конкретное LAGH "холоп", что соответствует осетинскому "лагъы" ("относящийся к мужчине"). Переход понятия "мужчина, человек" в значение "наш человек" и отсюда "холоп" - обычное явление. Факт, что у лезгин вообще такого слова нет ни в каком значении.
Грузинское обозначение "Лекетия" не имело НИКАКОЙ связи и НИ МАЛЕЙШЕГО отношения к современным лезгинам (=кюринцам), они точно не жили и даже не приближались к вост. границам Картлии/Иверии. Это такой же обобщающий, собирательный термин как, например, "апачи" в устах белых колонистов на Диком Западе. В современном карачаевско-балкарском языке, напр., и в наши дни "къумукъ" это обобщение - "дагестанцы",просто язык кумыков им был понятен и они им запомнились, отсюда "дагестанцы" - "къумукълар". Кюринцы (лезгины) при общении с табасаранцами, агулами, цахурами длительное время использовали азербайджанский (обычно- местный терекеменский) язык, и они проживают непосредственно как на границе с Азербайджаном, так и в его северных пределах- Ширване, отсюда легко усвоенная привычка видеть в явных нелезгинах - "лезгин". Никакой культурно-исторической заслуги самих лезгин в продвижении "лезгинства" в данном случае нет, "лезгинами" себя не называют в Дагhестане даже т.н. "лезгиноязычные народы": агулы, цахуры, табасаранцы. Грузинские же "леки" это вообще никакие не кюринцы, а всё горское население, приходящее к ним с востока от Картлии/Иверии.
Народ киданей являлся парамонгольским, ничем знаменитым он не отличился, но это имя в русском языке стало обозначением "ханьцев".Таким образом, мы используем парамонгльский этноним для обозначение совсем другого этноса вообще никак не связанного с ханьцами.
Согласно Бэйли Г.В. ЛЕГ/ЛЕК НЕ СОЦИАЛЬНЫЙ (НАПР., ЗАВИСИМЫЙ СЛОЙ), А ЭТНИЧЕСКИЙ ТЕРМИН ИРАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. Почему он получил распространение в Грузии? В грузинском немало грузинских заимствований, само "грузин" тоже не более чем осетинизированный вариант "GURDJIAG" (жители иран. провинции "Горган", а равно- с акватории Каспия). И мы знаем, например, вполне конкретного ВАХТАНГА ГОРГОСАЛА (ГОРГ-Е САЬР "Волчья голова"). Причастность условно выражаясь прикаспийской ираноязычной мафии к правящим слоям Вост. Грузии - известна. Но почему именно термин "лек" стал в грузинском обозначением дагестанцев. Однозначно - в уничижительных целях. Им было известно значение аварского LAGH "холоп", которое псевдоисторик под кучей псевдонимов Марко Шахбанов (он же Шахбан Хапизов,он же ещё и ещё кто-то) постоянно заменяет гораздо более поздним термином "хъазахъ". ГРУЗИНСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДАГЕСТАНЦЕВ "ПЕЙОРАТИВНОЕ" (ОСКОРБИТЕЛЬНОЕ). Такой приём, когда берётся какой-то термин из языка соседей и приписывается самим соседям- распространённое явление. И из географии его распространения никак не следует, что у нас в руках доказательство какой-то исторической активности "леков/легов".
Кроме того, совершенно очевидно, что "Лезгистан" есть лишь искажённое LAKZ, LAKZISTAN . Подтверждением служит и другой этноним соседнего с "ЛАГЪЗАНОМ" народа- "ХОНЗАН", в обоих случаях мы видим наличие суффикса "-з-". В аварском языке "лагъ" имеет возможность наращивания, характерного для родоплеменных подразделений внутри самого аварского народа: ЛАГЪ > ЛАГЪЗАЛ > ЛАГЪЗАДЕРИЛ "холоп", "холопы" и "холопов". Все эти детали известны иранисту Бэйли Г.В. из чего он делает вывод об изначально этническом термине иранского происхождении, впоследствии ставший восприниматься в Аварии (Ауараншаhр/Ауарзаншаhр) как "социальный".Напомним, что в аварском языке получение основой элемента "-der" говорит о возможности наличия такого подразделения внутри самого аварского народа.
Вот схема подобных превращений: ХУНЗ (не "Хунзия" глупых кипчачьих карт), отсюда ХУНДЕРИЛ БО, ЛАГЪЗ (ЛАГЪЗАЛ), ЛАГЪЗАДЕРИЛ. По этой схеме очевидно, что "ХУНЗ" в иранских языках должно упоминаться как ХОНЗАН, по аналогии с ЛАГЪЗ > ЛАГЪЗАН.Река с названием "ХНЗАН ОР" реально значилась в горном Дагестане на картах советского периода (ещё в 50-60 гг), но со временем была переделана в "ХИЗАН ОР" ("семейная река"). Аварское "хизан" - явное иранское заимствование (ср. курд. хезан "семья") с основой "свой, близкий" (HWA> KHEON/KHION).
Всё это в аварском языке представлено и оно не является общеаварским, в кюринском (лезгинском) что-либо подобное отсутствует вообще - на любом уровне. В кюринском нет никаких лакзов, никаких лазгов, вообще ничего. Вся информация о Лекии, Легии, Лекетии почерпнута исключительно из книг.
И вот здесь мы подошли к самому важному- кому среди самих представителей горско-аварского народа это выгодно, кто постоянно маячит за темой "леков, легов"? ЗАКАТАЛИНЦЫ И Т. АЙТБЕРОВ. Кучу всякого псевдонаучного хлама издают и популяризуют в Дагестане всякого рода "культуртрегеры от фейкового маарулальства". И тема "лезгины" имеет продолжение в виде "Лекии" и лекох" исключительно в их фейках! Для этой публики крайне важно надеть на шею аварского народа ярмо совершенно никому не нужной "Лекии". Согласно их логике, если была какая-то "Лекия/Лагъзан", то её надо теперь пихнуть куда только возможно в Дагhестане с единственной целью разжечь никому ненужные межэтнические споры.
В социальных сетях заметны призывы именно этой группы граждан РД к каким-то непонятным демаршам за "леков и Лакзистан/Лезгистан". Сами пишут комменты, привлекают внимание глупейшими терминами и на этой волне там же в соцсетях рекламируют графоманов как "историков" и авторов монографий, которые призывают приобрести!
С нас достаточно того, что парфянская династия Аршакуни возглавляла Кавк. Албанию, которая в пехлеви называлась не Alban, а всё же ARDAN/ALDAN. На Кавказе давно пора создать НИИ, которые занималось исключительно культурно-языковым наследием парфян, и их вкладом в кавказскую культуру, которое так и могло бы называться DAHISTAN. Никому не нужны вот эти дикарские разжигания пещерного сепаратизма и этнической ненависти, которым нередко активно занимаются в РД под какими-то странными предлогами, типа "вы все вышли из Дагестана, самоназвание которого - тюркское и появилось впервые в 17 в., а мы из Кавк. Албании". Что это за выходки вообще? Когда этому цветистому вранью будет положен конец? Что, Сасаниды для Лагъзана построили крепостные сооружения на территории современного Дагhестана, как впрочем и Туркменистана? Когда это Лагъзан был в состоянии манипулировать Дахистаном и Сасанидами?
Термин "дагестанцы" совершенно неудобен, так как он предпологает производное от него в виде "дагълы" - "горский, горец". Термин DAHISTAN/DAHAESTAN не только мало кому уступает по древности, но позволять в европейских языках более правильно выводить из него конструкции типа "дахи", "дахаэны".
Свидетельство о публикации №223021300332