Павлодарское летное училище

                КАЗАХСТАН, ПАВЛОДАР. 1959 ГОД

           Зима вступила в свои права. Наступил день приема в пионеры. От здания 3 школы, (ныне педагогический университет) в зимний субботний день отошло несколько военных автобусов. Мы, будущие пионеры, сидели в прогретых автобусах и пытались разглядеть в замороженные стекла мелькающие улицы города.
          Автобусы проследовали через центральные улицы города и двигались по шоссе ведущему в военный городок. Зеленые ворота с красной звездой ловко открыли курсанты летного училища.  Так начался день приема в пионеры курсантами Павлодарского летного училища. Нас встретили теплые и светлые помещения училища. После торжественной клятвы пионера СССР, воины подошли к детской шеренге и повязали нам красные галстуки. Затем нас повели в курсантскую столовую и угостили горячим супом и вкусными котлетами. Нам, послевоенным детям, было за честь прикоснутся к военному подвигу наших летчиков. Это событие запомнилось на всю жизнь.

                ПАВЛОДАР. 1943 ГОД

               Обратимся к истории.
               В годы Великой Отечественной войны на фронте остро стала ощущаться нехватка летчиков.

              2 марта 1943 года, в соответствии с приказом заместителя командующего Военно-Воздушными Силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии генерал-лейтенанта авиации Астахова, в городе Павлодаре было создано 24-е военное авиационное училище первоначального обучения лётчиков (ВАУПОЛ). Поскольку в начале ВОВ гражданская авиация вошла в состав министерства обороны, учебная сеть гражданского воздушного флота включила в себя и «Павлодарскую авиационную школу пилотов первоначального обучения ГВФ - войсковая часть 40478». Так официально называлось училище в архивах. Такие училища, как правило, создавались за счет самолетов, имущества и личного состава аэроклубов и школ ГВФ. Они готовили пилотов в большей части для военной (штурмовой, бомбардировочной, дальней) авиации. До 1959 года лётчиков готовили на самолете У-2, переименованный во время войны в По-2 («Поликарпов-2»), служивший, более чем 30-лет.
              Обучение курсантов проводилось по специальной, сокращенной программе, состоявшей из ночных, слепых и штурманских полётов. Еще 25 февраля 1941 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 386-167сс «О реорганизации авиационных сил Красной Армии», в соответствии с которым в ВВС КА началось формирование 30 военных школ пилотов первоначального обучения со сроком подготовки 4 месяца в мирное и 3 месяца в военное время. После окончания этих школ курсанты направлялись в школы военных пилотов со сроком обучения 9 месяцев в мирное и 6 месяцев — в военное время.
             Училище испытывало дефицит всего. Не хватало топлива, курсанты жили и учились в очень сложных бытовых условиях. Они размещались в малоприспособленных помещениях, землянках. Перебои в снабжении горючим привели к «простою» в учебных полетах три месяца. Курсанты, в такой ситуации, получали теоретическую подготовку, но не имели возможности на практике получать необходимые навыки.
Не хватало лётно–технического состава, недостаточно было самолетов, летных полей. Суровый климат северного Казахстана тоже накладывал свой отпечаток. Для полетов зимой использовалось замершее русло реки Иртыш. Исходя из этого работа училища в 1943 - 1944 год была признана неудовлетворительной: вместо запланированных 35000 лётных часов и выпуска 697 лётчиков, за год было осуществлено всего 10000 часов полётов и подготовлено 186 лётчиков.
            К середине 1944 года многие проблемы, стоящие перед училищем, были решены. Город помогал чем мог. Улучшались бытовые условия: строились дома для командного состава, казармы для курсантов. Был выстроен учебный корпус. А этот район долгие годы павлодарцы называли военным городком или авиационным.
            Полеты проводились уже бесперебойно. Авиационная промышленность к 1943–44 годам значительно увеличила выпуск самолетов. Полеты в училище производились с рассвета и до наступления темноты. Фронту требовались летные кадры.
           Павлодарское 24-е военное авиационное училище переучивало авиатехников, механиков, стрелков, радистов ВВС присылаемых с фронта, на летчиков по ускоренной 40–часовой программе, на самолете У–2.
Несмотря на все эти трудности за годы Великой Отечественной войны училище подготовило около 1000 пилотов.
           Считается, что 22 уроженца Павлодарской области в годы войны удостоены звания Героя Советского Союза. В процессе поиска в архивах летной школы, которая базировалась в Павлодаре, выявлено, что трое ее выпускников стали кавалерами Золотой Звезды. Еще три Героя приехали в Казахстан поднимать целину. Когда в области строились электростанции - там тоже работали Герои Советского Союза, о которых мы тоже не должны забывать. Трое из них остались в Павлодаре навсегда и похоронены здесь.
            Начиная с 1948-1949 года училище перешло на эксплуатацию самолетов Як-18.
          С 1 августа по 11 октября 1957 года, в 24 Военном авиационном училище первоначального обучения летчиков (г. Павлодар) начался первый этап войсковых испытаний первых серийных образцов нового самолета Як-18А. Самолёт Як-18А является модификацией самолёта Як-18У, в отличие от которого он имеет более мощный двигатель АИ-14Р и более высокие лётные данные, снабжён более современным радиооборудованием. Кроме того, улучшены эксплуатационные качества самолёта: увеличена высота фонаря кабин, увеличена высота ручки управления самолётом и уменьшены усилия на ней от элеронов, улучшены подходы к блокам радиооборудования и т.д.
         Особое внимание испытатели самолета Як-18А уделили исследованию режима штопора. Они сделали вывод, что штопорные характеристики самолета обеспечивают ему большие возможности при выполнении фигур высшего пилотажа. Непроизвольное сваливание в штопор возможно лишь при очень грубых ошибках летчика.
Подобные испытания проводятся по окончании заводских и контрольных испытаний самолета. Як-18А был запущен в серию в 1957 году. Первые 10 таких самолетов завод № 116 сдал заказчику в июле 1957 г., а полностью предприятие перешло на выпуск этого варианта самолета в IV квартале 1957 года.

             Об училище очень мало информации. В городе современные жители вообще ничего не знают об этих забытых страницах истории. Наверное, по недомыслию власть держащих, пытающихся вычеркнуть из памяти людей все российско-советское.  Училище просуществовало с 1943 по 1960 год (начало массового сокращения ВВС Н.С. Хрущевым). В Павлодаре до сих пор сохранилось название - военный городок и несколько домов.

                НЕКОТОРЫЕ ВЫПУСКНИКИ 24-ГО УЧИЛИЩА
       Борис Валентинович Волынов, — советский лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. Родился 18 декабря 1934 года в Иркутске. В 1953 году окончил 24-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС в городе Павлодаре, а в 1955 году – Сталинградское военное авиационное училище летчиков имени Сталинградского пролетариата в Новосибирске. Служил в авиационных частях Московского округа ПВО в Ярославле. Окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, полковник.
       Б.В.Волынов принадлежит к первому набору в группу космонавтов, в отряде с 1960 года. С ноября 1961 по август 1962 года проходил подготовку по программе группового полета корабля «Восток-3» и «Восток-4» в группе космонавтов.
15 января 1969 г. Б.В.Волынов совершил полёт на космическом корабле «Союз-5» (во время полёта была осуществлена стыковка с космическим кораблём «Союз-4». Два космонавта, Евгений Хрунов и Алексей Елисеев, вышли в открытый космос и перешли в корабль «Союз-4» под управлением лётчика космонавта В.А.Шаталова. Корабли «Союз-4» и «Союз-5» находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут. 18 января 1969 г. Б. В. Волынов вернулся на Землю на корабле «Союз-5». При спуске корабля «Союз-5» не сработали соответствующие системы и началось падение спускаемого аппарата на Землю. Борис Волынов смог выжить в экстремальной ситуации, но получил травму. После этого на несколько лет Б. В. Волынов был исключён из отряда космонавтов.

       6 июля 1976 г. Борис Волынов совершил свой второй космический полёт на корабле «Союз-21» вместе с лётчиком-космонавтом СССР Виталием Жолобовым. На следующий день произошла стыковка с орбитальной станцией «Салют-5». Это была первая экспедиция на орбитальную станцию «Салют-5». Полёт продолжался 49 суток и был прерван в связи с плохим самочувствием В. М. Жолобова. 24 августа 1976 г. космонавты вернулись на Землю.
После отставки из действующего отряда космонавтов в 1982 г. проработал 8 лет в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. После 30 лет службы в Звёздном городке вышел в отставку.

          Сладков Николай Михайлович, - Заслуженный пилот СССР. Н.М.Сладков (годы жизни: 1923 - 1998). Николай Михайлович окончил Павлодарское 24-е военное авиационное училище первоначального обучения лётчиков в 1943 году и был направлен в Новосибирский учебно-тренировочный авиаотряд для изучения самолёта С-47 «Дуглас» - один из самых известных и массовых самолетов военно-транспортной авиации периода Второй мировой войны.
           После окончания учёбы с 1944 г. он стал работать в г.Якутске пилотом 8-го транспортного полка 1-й перегоночной авиадивизии ГВФ. В 1945 г. его откомандировали в Маньчжурское управление ГВФ, где, выполняя полёты по заданию командования ВВС фронта, принял участие в разгроме милитаристской Японии. после расформирования Маньчжурского управления в 1946 г. Николай Михайлович около года работал пилотом 234-го отряда спецприменения, а в 1947 г. был призван в армию. Прослужив год, демобилизовался и с 1948 г. связал всю свою дальнейшую трудовую деятельность с авиацией Якутии. Работая в 14-м транспортном, а затем в 139-м авиаотрядах, он в 1951 г. становится командиром самолёта Ли-2, а в 1958 г. - командиром самолёта Ил-14 и в том же году - пилотом 1-го класса.
В 1965 г. он в числе первых в Якутском управлении ГА освоил пилотирование самолёта Ан-24, был первооткрывателем многих воздушных трасс Якутии на этом воздушном корабле. С 1967 г. Н.М.Сладков работал пилотом-инструктором, а в 1970 г. - командиром авиаэскадрильи самолётов Ан-24 и находился на этой должности вплоть до освобождения с лётной работы по состоянию здоровья в 1979 г.
С этого времени и до ухода на пенсию в июле 1988 г. Николай Михайлович работал начальником лётно-методического кабинета 17-го учебно-тренировочного авиаотряда. Николай Михайлович налетал безаварийно свыше 20 тысяч часов, в том числе ночью — 4 тысячи часов, подготовил около 50 командиров кораблей из вторых пилотов, из них - 20 командиров самолёта Ан-24.

         Маркин Станислав Сергеевич, - заслуженный летчик ГВФ СССР.
В 1950 году сбылась мечта - после сдачи вступительных экзаменов Станислав был зачислен в знаменитую Казанскую спецшколу ВВС, чтобы в дальнейшем стать летчиком.
После завершения учебы в спецшколе ВВС в 1953 году он был направлен в Павлодарское военное училище первоначальной подготовки летчиков, которое закончил в 1954 году. В 1955 году Станислав продолжил освоение профессии летчика в Тамбовском военном бомбардировочном училище (ТЛУБА – выпуск 1956 год). В 1962 году, обладая необыкновенным упорством, любовью к авиации и желанием летать С.С.Маркин, пройдя все преграды и испытания и освоив в совершенстве летную программу в аэроклубе, был приглашен в Казанский отряд ГВФ на летную работу. С 1962 по 1974 годы С.С.Маркин – пилот самолета Як – 12 Санитарной Авиации Татарстана. Приходилось летать по всем районам Татарстана занимаясь эвакуацией больных, доставкой врачей, транспортировкой крови для пострадавших. За выполнение одного из таких заданий С.С.Маркин был награжден именными позолоченными часами с надписью: «За спасение жизни матери пятерых детей».
С 1974 по 1985 годы С.С.Маркин, после переучивания летал в транспортной авиации на самолете Ту-124, затем Ту-134 выполняя всевозможные задания по воздушным перевозкам. Двадцать три года Станислав Сергеевич отдал летной работе только в Гражданской Авиации, а всего летал более тридцати двух лет.



Источники: 1. Павлодарское авиационное училище (1943 - 1906) - экскурс в историю

Источник: © UmiHelp.com

                2. Электронная книга В.Стешенко о истории рождения авиации и космонавтики: "КТО ПОДАРИЛ ЛЮДЯМ КРЫЛЬЯ? НАЧАЛО ПУТИ ВО ВСЕЛЕННУЮ"


Рецензии
великолепная проза

Юрий Николаевич Горбачев 2   11.04.2023 16:55     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
С уважением,

Александр Щербинко   12.04.2023 08:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.