Дойные коровы адмирала Дёница. Часть 3
Часть 1.http://proza.ru/2023/02/04/553
Часть 2. http://proza.ru/2023/02/11/466
Некоторое время разведка Cоюзников не имела никакого представления о существовании «дойных коров» и их деятельности. Смена немцами старого кода «Энигма» лишила британцев возможности расшифровывать переписку германских моряков – и именно тогда, когда в дело вступили «U-танкеры». Неведение противника в этом важном вопросе продолжалось до августа 1942; все это время «серые волки» господствовали в Атлантике именно благодаря поддержке танкеров «тип XIV» и «тип Х». Причем с введением у Cоюзников системы охраняемых конвоев «волки» теперь действовали не поодиночке, а стаями, толпой набрасываясь с разных сторон на вереницы вражеских транспортных судов. А при таком большом количестве одновременно находившихся в море подлодок и при высокой интенсивности их охоты вопрос своевременного бесперебойного снабжения субмарин топливом и боеприпасами становился одним из главных.
Первая «дойная корова» погибла в Северной Атлантике 20 августа 1942 года. U;464 «тип XIV» капитан-лейтенанта Отто Хармса, в своем первом рейде была случайно обнаружена радаром летающей лодки «Каталина» юго-восточнее Исландии. Завидев атакующий гидросамолет, U;464 попыталась скрыться под водой, но из-за медленного погружения «корова» не успела уйти на большую глубину. Летчики «Каталины», отчетливо различавшие силуэт лодки под небольшим слоем воды, очень точно сбросили на нее серию глубинных бомб. Заливаемый водой через пробоины «U-танкер» поспешно продул цистерны и всплыл. Но едва экипаж успел покинуть «корову», как она, полностью заполнившись через разорванные борта водой, затонула. К месту катастрофы по сигналу с «Каталины» подошли британские корабли, и все 53 немецких моряка попали в плен. На допросе они сообщили, что служили на снабженческой подводной лодке. Так англичане получили достоверную информацию о существовании у противника транспортных подводных кораблей. Это известие вызвало шок: только теперь Союзникам стало понятно, почему вражеские подлодки заплывают так далеко и охотятся у берегов Африки и Америки так долго. С этого момента поиск и уничтожение «дойных коров» стали самыми приоритетными задачами английских и американских противолодочных сил.
К осени 1942 в составе германского флота были уже пять лодок «тип XIV», но из них только две (U;459 и U;461) могли выполнять боевые рейсы. Танкер U;460 был занят на Балтике экспериментальными опытами по отработке подводной заправки боевых субмарин, а недавно вошедшие в строй U;462 и U;463 еще не закончили учебный цикл плаваний. Поэтому «строевым» U;459 и U;461 приходилось буквально метаться по Атлантике, обеспечивая немецкие подлодки от африканского Мыса Доброй Надежды и берегов Бразилии на юге, до побережий США и Великобритании на севере. Между тем необходимость в увеличении количества «снабженцев» была крайне велика: двух действующих «дойных коров» явно было слишком мало. Поэтому Дёницу постоянно приходилось привлекать для транспортных рейсов и подводные минные заградители «тип X», несмотря на то, что к этому времени инженеры сумели «усмирить» самовзрывающиеся магнитные мины, и теперь «десятки» выполняли задания по установке минных полей. В результате корабли «тип X» выполняли сразу два вида миссий, причем зачастую в рамках одного и того же рейса. В октябре из одного из таких походов не вернулась «десятка» U;116 обер-лейтенанта Вильгельма Гримме. До своего исчезновения «минзаг-снабженец» успел совершить 3 похода и потопить 1 судно. Причины гибели U;116 до сих пор остаются невыясненными – ведь и в архивных документах Союзнических флотов тоже нет никаких сведений о встрече с этой субмариной…
В начале 1943 года нехватка «коров» несколько нивелировалась: к боевой работе подключились «окончившие школу» танкеры «типа XIV» - U;462 и U;463. Однако к этому времени британским специалистам удалось, наконец-то, взломать новый код «Энигмы» и начать расшифровывать переписку немецких боевых подлодок с «U;танкерами» о местах встречи для заправки. В эти районы немедленно стали направляться союзнические эсминцы и самолеты для поиска и уничтожения «коров» - ликвидацию «заправщика» противник считал более важной, чем уничтожение обычной боевой лодки. Так, 5 марта 1943 года в Бискайском заливе «дойная» U;463 едва не погибла под бомбами прилетевшего на место рандеву британского самолета; только благодаря предупреждающему сигналу анти-радара «Метокс» танкер вовремя ушел на большую глубину. Затем 4 апреля у побережья Испании атаке с воздуха подвергся «заправщик» U;117 («тип Х»), которому тоже удалось выжить благодаря «Метоксу» и высокой выучке экипажа, сумевшего «загнать» свою малоповоротливую субмарину под воду в рекордный срок. А в ночь на 23 апреля в точках «кормления» внезапным атакам самолетов подверглись сразу две «коровы» - U;461 и U;462; причем их анти-радары «Метокс» не предупредили о появлении противника! Танкеры спасла только ночная темнота, помешавшая англичанам точно отбомбиться по целям. Этот случай стал «первым звонком»: у британцев появился новый самолетный радар, излучение которого «Метокс» не обнаруживает! Этот бортовой локатор ASV-III работал на длине волны 10 см, и «Метокс» его излучение просто «не видел»…
В связи со взломом второго шифра «Энигмы» и появлением у англичан радара, на который не реагировал «Метокс», эффективность действий немецких подводных лодок весной 1943 года снизилась, а потери возросли. Чтобы поддержать дух и боеспособность своих «мальчиков», «папаша Дёниц» в мае отправил в море все шесть имевшихся у него «дойных четырнадцатых»: U;459, U-461 и U;487 – в Северную Атлантику, U;460 – в район Азорских островов, U;463 – в Бискайский залив, а U;462 – в Индийский океан, куда уже тоже начали добираться «серые волки». Немцы по-прежнему не знали, что англичане взломали их код и читают шифровки германских моряков. Но адмирал Дёниц, анализировавший потери и доклады выживших подводников, видимо что-то подобное заподозрил. Вероятно поэтому он 17 мая передал по радио распоряжение своим командирам субмарин реже пользоваться радиосвязью, координировать точку заправки со «снабженцем» не долее, как за 24 часа до встречи, и внимательно следить за возможностью появления в квадрате рандеву вражеских эсминцев и самолетов. Однако для экипажа U;463 корветен-капитана Лео Вольфбауера это распоряжение запоздало. 16 мая, накануне приказа Деница, дальний британский бомбардировщик «Галифакс» внезапно появился над дожидавшейся «теленка» «коровой» и точным ударом уничтожил этот «U;танкер»; весь его экипаж погиб. До своей гибели U;463 успела совершить 5 рейдов и обеспечить боевую работу 74 подлодкам.
Другой британский бомбардировщик («Москито») в Бискайском заливе сорвал поход U;462 в Индийский океан: обстрел причинил кораблю серьезные повреждения, трое членов экипажа были тяжело ранены и один убит. Командиру U;462 обер-лейтенанту Бруно Вове пришлось прекратить рейс и вернуться в базу на ремонт. 30 мая в Северной Атлантике внезапной воздушной атаке подвергся танкер U;459. И в этот раз «Метокс» опять не «запищал», поэтому лодка не успела уйти на глубину, и ей пришлось принять бой. Но зенитчики этой «четырнадцатой» оказались на высоте: им удалось сбить атаковавший их противолодочный самолет «Уитли» из 10-й эскадрильи британского Берегового Командования, после чего «U-танкер» поспешно покинул опасный район.
В мае - июне 1943 битва за Атлантику достигла кульминации. Союзнические самолеты морской авиации в это время получили самое современное противолодочное вооружение: кроме новых радиолокаторов 10-сантиметрового диапазона для надводного обнаружения противника, излучение которых не «засекали» немецкие «Метоксы», Союзники стали использовать авиационные гидроакустические буи для подводного обнаружения лодок, а для уничтожения субмарин - усовершенствованные глубинные бомбы и самонаводящиеся торпеды. К тому же американцы начали сопровождать свои конвои эскортными авианосцами, самолеты которых создавали «воздушный зонтик» над транспортами и вели поиск субмарин в зонах прохождения конвоев.
Так что немецкие подлодки теперь подвергались воздушным ударам и в центре Атлантики, куда раньше союзнические самолеты не долетали. Именно самолеты с американского эскортного авианосца «Боуг» 12 июня 1943 г обнаружили на параллели Канарских островов и атаковали выполнявшую транспортный рейс подлодку U;118 «типа Х» корветен-капитана Вернера Цигана. За время участия в войне мобилизованный в «коровы» подводный минный заградитель U;118 успел совершить 4 боевых рейда, из которых только один был сделан ради минной постановки. Но эта единственная постановка оказалась очень удачной – на минах U;118 погибло 4 судна, еще 3 получили повреждения. Правда, даже тот «минный» рейд был «смешанным»: после установки мин U;118 смогла еще и «напоить» 11 «телят». Всего же за четыре рейса U;118 успела обеспечить всем необходимым 26 подлодок. И вот 12 июня находившуюся в надводном положении «десятку», экипаж которой был уверен, что в центре Атлантики подлодке авиация не угрожает, внезапно обстрелял появившийся за тысячи миль от берега истребитель «Уалдкет»! А когда поврежденная субмарина попыталась погрузиться, ее забросали глубинными бомбами восемь подоспевших «Эвенджеров» из авианосной группы «Боуга». Они добились прямого попадания бомбы в минно-торпедный отсек подлодки; с погибающей субмарины успели спастись 16 человек, 43 ушли на дно океана вместе с U;118…
Серьезным противником стали для немецких субмарин так же появившиеся у американцев и англичан в большом количестве эсминцы и сторожевые корабли, оснащенные новейшими средствами поиска и уничтожения подводных лодок. Эти противолодочные корабли находили теперь вражеские подлодки и в надводном, и в подводном положении - при помощи радаров, гидролокаторов и магнитных детекторов. После чего с дистанции 200-250 метров с одного залпа засыпали субмарину двумя десятками реактивных глубинных бомб - из новых многозарядных бомбометов «Хеджехог». Именно такой «навороченный» сторожевик «Стирлинг» 24 июня 1943 года западнее испанского мыса Ортигаль «загнал» на глубину, а затем потопил «десятку» U;119 капитан-лейтенанта Хорста фон Камеке. Весь экипаж лодки погиб. Минзаг-транспортник U;119 успел до гибели совершить только 2 похода, и потопить всего 1 судно противника (сколько лодок он снабдил топливом мне неизвестно).
Участившиеся внезапные атаки вражеских самолетов заставили немцев заняться усилением зенитного вооружения подводных лодок. Не избежали этих переделок и «дойные коровы». С них стали снимать 37-мм пушки, низкая скорострельность которых не позволяла вести по противнику частый заградительный огонь. А вместо одноствольных «двадцаток» стали устанавливать по два двуствольных модернизированных 20-мм автомата. У этих пушек не только увеличилась за счет дополнительных стволов плотность огня, но и выросла длительность стрельбы: модернизированные «двадцатки» снаряжались обоймами на 40 патронов; к тому же благодаря усовершенствованию конструкции они перестали «клинить». Правда, две установки не помещались на маленьком мостике рубки, и потому на подлодках стали монтировать дополнительные площадки, «ступенькой» удлинявшие рубку. А некоторые субмарины вместо второй двуствольной «двадцатки» получили на вооружение «счетверенку» - четырехствольную 20-мм установку с высочайшей плотностью огня.
Несмотря на значительное усиление зенитного вооружения подводных танкеров это не помешало англичанам и американцам в короткий срок устроить настоящее избиение «коров»: в июле 1943 они потопили четыре лодки «типа XIV», а в августе – еще две «дойные» (одну «четырнадцатую» и одну «десятку»)!
Первой погибла 13 июля U;487 (командир – обер-лейтенант Хельмут Метц). Эта «корова» успела совершить 2 похода и снабдить запасами 25 подлодок. 13 июля 1943 г в центре Атлантики танкер был внезапно атакован и потоплен истребителями-бомбардировщиками «Уалдкет» с американского эскортного авианосца «Кор». Пытаясь отразить атаку, зенитчики «заправщика» успели сбить один из «Уалдкетов». При потоплении U;487 погиб 31 член экипажа, 33 спаслись и попали в плен.
24 июля настал черед «головной» лодки серии «тип XIV» - «счастливой» U;459 корветен-капитана Георга фон Виламовиц-Мелендорфа, везение которой в этот день закончилось. В районе испанского мыса Ортигаль шедший в надводном положении танкер (совершил 6 рейдов, обеспечил 75 подлодок) настигли и атаковали два британских бомбардировщика «Веллингтон» из 172-й и 547-й британских эскадрилий. «Метокс» опять не сработал; подводники увидели вражеские самолеты только в момент атаки, и не успели уйти на глубину. Одна из сброшенных бомб упала прямо на палубу подлодки; моряки успели спихнуть ее в воду прежде, чем она взорвалась. Однако взрыв произошел почти сразу, как бомба оказалась в воде, и мощным ударом на U;459 повредило рули. В результате лодка начала описывать на воде круги, а британские самолеты зашли в новую атаку. И тут зенитчикам U;459 удалось сбить один из «Веллингтонов» (самолет из 172-й эскадрильи). Но немецким морякам опять не повезло: беспорядочно падавший сбитый самолет рухнул прямо на лодку, нанеся ей новые повреждения (из экипажа бомбардировщика в живых остался только кормовой стрелок, оказавшийся на палубе подлодки среди немецких матросов, под падающими английскими бомбами!). Избитый танкер совершенно перестал слушаться управления, он начал заполняться водой, а сверху на него продолжали сыпаться бомбы со второго бомбардировщика. Командир отдал экипажу команду спасаться, благодаря чему в живых остался 41 моряк (16 человек погибли в бою под пулями и бомбами «Веллингтонов»). Покореженная U;459 вскоре затонула, а ее экипаж и барахтавшийся среди немцев английский бортстрелок были подобраны из воды подошедшим к месту боя польским эсминцем «Оркан».
30 июля англичане перехватили и расшифровали переписку немецких подводников из большой «волчьей стаи», договаривавшихся о встрече с «дойными коровами». Они тут же направили в назначенный район группу самолетов, которые, развернувшись в цепь, начали прочесывать указанный квадрат в поисках подлодок. Северо-западнее Испании на параллели мыса Ортигаль бомбардировщик «Либерейтор» из 53-й эскадрильи Королевских ВВС при помощи 10-сантиметрового локатора ASV-III обнаружил сразу две «коровы». Это были U-461 корветен-капитана Вольфа-Харо Штиблера и U-462 обер-лейтенанта Бруно Вове. Обе «дойные» готовились быстренько «накормить» шедшее к ним «целое стадо телят». Первая субмарина из «стаи» - U-504 «типа IXC» (командир капитан-лейтенант Вильгельм Луис) - уже подошла к танкерам и приступила к заправке.
«Метоксы» всех трех немецких лодок не среагировали на слишком короткое для них излучение британского радара, и не предупредили подводников о появлении врага. Это дало экипажу «Либерейтора» время сообщить всем находившимся в том районе самолетам и кораблям координаты обнаруженных целей и дождаться, пока другие бомбардировщики «подтянутся» к месту событий. Лишь когда в точке рандеву собралось шесть самолетов (британские «Либерейтор», «Сандерленд», «Каталина» и «Галифакс», американский «Либерейтор» и австралийский «Сандерленд»), союзники пошли в групповую атаку. Немцы слишком поздно увидели атакующих. Времени на погружение у них уже не оставалось, и подлодки приняли бой, развив максимальный зенитный огонь. Артиллеристам U-461 удалось сбить британский «Либерейтор» - тот самый, что обнаружил немцев; но тут лодку накрыла серия бомб с австралийского «Сандерленда», отправившая танкер на дно Бискайского залива (53 члена экипажа погибли, 15 спаслись). Хорошо отстрелялись и зенитчики U-462, сбившие британский «Галифакс» из 502-й эскадрильи. Однако это не спасло «корову»: буквально рядом с ней взорвались несколько бомб, проломив борта, и лодка стала наполняться водой.
Гибель сразу двух самолетов заставила остальные бомбардировщики отступить. Но тут на место боя прибыли британские сторожевики, и самолеты вновь пошли в атаку. Увидев спешащие к нему сторожевые корабли, против которых его 20-мм автоматы были просто бессильны, командир еще остававшейся боеспособной «девятки» осознал, что «против лома нет приема», и «главное в профессии вора – вовремя смыться». Воспользовавшись временным отходом самолетов, U-504 нырнула под воду, и попыталась уйти. А вот полузатопленная U-462 уже не могла погружаться. Под обрушившимися на танкер снарядами со сторожевиков командир дал экипажу команду спасаться, благодаря чему почти все остались живы (погиб только 1 человек). «Корова» же, получив целый ряд новых пробоин, быстро затонула.
Тем временем бомбардировщики нависли над местом погружения U-504, засыпая еще видимую сверху лодку глубинными бомбами; а затем в дело вступили гидролокаторы и «Хеджехоги» сторожевиков. В результате совместных ударов с воды и с воздуха U-504 была так же уничтожена; весь ее экипаж погиб. Эта «девятка» была довольно успешным кораблем, причинившим противнику серьезные потери. За 7 боевых походов U-504 потопила 16 вражеских судов общим тоннажем 82.135 брт. Достаточно заслуженными в своем деле были и погибшие «коровы». U-461 успела совершить 6 походов и «накормить» 75 подлодок, а U-462 в 5 походах обеспечила всем необходимым 64 «серых волка».
4 августа немцы лишились очередной «коровы»: юго-восточнее Исландии «Сандерленды» из 423-й эскадрильи канадских ВВС обнаружили выполнявшую свой первый рейд новенькую U;489 обер-лейтенанта Адальберта Шмандта. Эта лодка менее месяца назад вступила в строй, и фактически почти сразу была отправлена в боевой поход. Потеря шести из десяти построенных «четырнадцатых», а особенно июльская катастрофа, когда погибли сразу четыре «U-танкера», заставили Дёница выслать в рейд к изнемогавшим в море без припасов «волкам» вообще не прошедший учебный цикл погружений «заправщик», с только что сформированным, еще не «сплававшимся» экипажем, не успевшим толком освоить свой корабль. И опять (совершенно не по вине необученного экипажа!) анти-радар «Метокс» не предупредил подводников о приближении вражеских самолетов – на «канадцах» уже тоже стояли новые британские РЛС ASV-III 10-сантиметрового диапазона, невидимого немецкой аппаратурой. Так что потопление U;489 больше напоминало избиение младенцев, чем бой равных по опыту и оснащению противников. Тем не менее, «младенцы» все же, прежде, чем затонуть, умудрились сбить один из «Сандерлендов», а после поражения их корабля бомбами сумели организованно спастись почти в полном составе (53 выживших, 1 погибший).
А 7 августа в Северной Атлантике, два самолета американского авианосца «Кард», прочесывая район, где согласно расшифрованным немецким переговорам должна была состояться встреча «коровы» с «волчьей стаей», атаковали заправлявший топливом боевую субмарину U;66 минзаг-заправщик U;117 типа «Х» корветен-капитана Ханса-Вернера Ноймана. Удар был нанесен по «дойной», как более важной цели: бомбы обоих самолетов были направлены именно в заправщик. «Танкер-минзаг» U;117 буквально разорвало взрывами, и он практически мгновенно затонул со всем экипажем, состоявшим из 63 человек. Благодаря тому, что она представляла для противника менее ценную цель, оставшаяся невредимой подлодка U;66 успела погрузиться и уйти. До своей гибели U;117 совершила 5 боевых походов, из которых только один был «смешанным» (заправка + постановка мин), все остальные рейды U;117 были чисто снабженческими.
Свидетельство о публикации №223021300429