Должны ли мы быть разными?

     Мы - разные по определению. Изначально. Мужчины и женщины, с разным цветом кожи и разрезом глаз, предпочтениями в еде, культурой и уровнем образования. И это далеко не все различия. Но и этих достаточно для непримиримых разногласий. Особенно там, где ты в меньшинстве. Если ты не такой, как остальные, ты - скорее всего изгой. Но почему? Почему  мы должны всё время равняться? Зачем? Для чего? Или для кого?
 В армии равнение обосновано. Оно призвано укреплять дисциплину большого количества разных людей для максимальной их слаженности в боевых условиях. Иначе смерть. То есть для выживания этих людей перед лицом врага. Вроде бы логично. Но перед лицом какого врага мы должны стремиться быть одинаковыми в обычное время. Что нам грозит, если каждый будет представлять собой индивидуальность, особенную личность? Общество развалится? Разрушится его порядок? Подорвутся государственные устои? Что изменится, если я буду слушать не ту музыку, что все, рисовать не так как все, есть не  то же, что все, одеваться не как все, жить не так как все. Государство навязывает людям правила в виде законов, которые конечно необходимо соблюдать, чтобы жизнь в этом государстве была безопасной. Никто не спорит. Но кто определяет, где кончаются государственные интересы и начинаются интересы личности. Государство - общее пространство для группы людей, объединённых территориально, культурно, исторически. Но и у каждого человека отдельно должно быть личное пространство.  Почему при столкновении личных и общественных интересов возникает конфликт? Почему человек должен подчинять своё индивидуальное пространство обществу?  В Шотландии, На Бали и в некоторых других странах мужчины носят юбки и это никого не беспокоит и устои общества не подрывает никак. Стоит мужчине из страны, где мужчины привыкли одеваться иначе, надеть юбку, на него смотрят косо, показывают пальцем и избегают общения, делая его изгоем, тем самым лишая его определённых прав, хотя он ничего плохого не сделал. Просто надел НЕПРИВЫЧНУЮ для этого общества одежду. Или, например, личная сексуальная жизнь человека не должна никого касаться до тех пор пока всё в его спальне происходит по согласию с дееспособными партнёрами. Но почему как только члены общества узнают, что некий индивид делает это не так как они, он тут же становится изгоем. Вам какое  дело, что он в своей спальне вытворяет? Как  будто вы всё делаете строго в соответствии с привычным пониманием того, как оно должно быть, принятым когда-то кем-то в вашем обществе.  Пока этот индивид соблюдает законы, не запрещающие проводить в своей спальне время с кем угодно и как угодно, он может это делать беспрепятственно. Так почему же общество, противопоставляя его себе, делает его изгоем и лишает прав?
   Через 15 лет после окончания школы мои одноклассники решили встретиться. Хорошо. Но некоторые не захотели прийти. Потому что не пожелали быть осужденными бывшими одноклассниками за то, что не такие, как должны быть. Если ты не получил высшего образования, не вышла замуж или не родила, не имеешь высокооплачиваемой работы, материальных достижений, сильно изменился (поправилась, руку потерял, облысел) тебя унизят и осмеют. Но почему? Кто и по какому праву решает, как должен выглядеть и жить другой человек? Даже если вы когда-то вместе учились. ОН - другой. И не обязан быть таким как вы.
      Всем известно из курса социальной психологии, что наше общество представляет собой пирамиду. Такое устройство априоре предполагает, что члены общества должны быть разными. Все не могут быть министрами и академиками  и находиться на вершине этой пирамиды. Кто-то должен коров доить и хлеб растить, а кто-то ложки делать и дома строить, которыми министры и академики, как впрочем и остальные члены общественной пирамиды будут пользоваться. Если дворник не почистит улицу, министр не сможет доехать до своего министерства, а значит и работать не сможет, а значит свои общественно-полезные функции не сможет исполнять. Так зачем же смотреть на людей с осуждением, если они всего лишь не такие как вы. И кому какая разница, какие у человека личные предпочтения, если он законов не нарушает, свои общественно-полезные функции исполняет и вам их исполнять не мешает. Вы ж не против своего соседа - алкоголика, пока он тихо выпивает у себя дома, не буянит и общественный порядок не нарушает? Так почему же вы против пары парней, идущих по улице, держась за руки? Они какой-то порядок нарушают? Нет. Но вы недовольны. Потому что их поведение не укладывается у вас в голове.  Вы не привыкли видеть такую картину. Ну, так всё бывает в первый раз. ПРИВЫКАЙТЕ. Жизнь - очень переменчива. Человек рождается не умеющим много чего, но научается. В первый раз взять в руки чашку, в первый раз сесть, встать, пойти, в первый раз сказать слово, предложение. В первый раз - в первый класс... И так далее, и тому подобное. С течением времени первых разов становится меньше, да и организм стареет, и мы уже стараемся избегать этих первых разов, пытаемся сохранять своё положение неизменным, привыкаем к тому, как мы всё уютненько устроили, и уже не хотим никаких первых разов. Поэтому видя что-то иное, новое, раздражаемся и отрицаем. А это другое и новое неизбежно. Оно приходит с новым поколением, у которого свои первые разы. И зачастую сильно отличающиеся от наших. И возникает конфликт. Поколений, интересов,  привычек.
     Получается, всё дело в привычке?


Рецензии