Люди из тумана

         На днях в магазин «Батас.Ру», что в гостинице «Азимут», заходил улыбчивый бородач. Дело было осенью. Геолог возвращался домой в материк. Людей этого ремесла не возможно не угадать: загорелые глаза, вечный рюкзак, скупые жесты и аура исчезающего племени романтиков с запахом костра и расколотых камней. Разговорились. Собеседник оказался петербуржцем, чуток «акает», знать, из коренных. Однако, хорошо разбирается в ножах. Притом, как он сам сказал, частый посетитель выставок – продаж охотничьих ножей в Москве и в Петербурге.

        Долго выбирал «свой» нож, со знанием дела. Подушки пальцев бережно обволакивали рукоятки из капа березы то одного, то другого охотничьего ножа. Ему важно уловить «посыл» живого духа своего ножа! Из двух самых – самых понравившихся его ладоням ножей, не заморачиваясь, берет оба.  Мы, как полагается серьезным мужикам, переходим на темы погоды и тайги, и, само самой, о костровых байках. Он полистал двуязычный иллюстрированный журнал для охотников и рыбаков «Байанай» и вот такую историю из жизни поведал:

        … на северо - западных просторах здешнего края озеро Кустаах славится жирными чирками, наверняка знаешь, богатым уловом щуки, окуня и ельца. Словом, не озеро, а целое море – кладовое природы плещется перед тобой. Однако, плыть на неуклюжей резиновой лодке не ловко. Еще сети ставить...  В тот день все было как обычно. И задача у меня, дежурного по кухне, простая – готовить сытный ужин. Свежей рыбой заменить вечную тушонку.

      Вода, вестимо, холодная, и дно озера как темная ночь. Но вдруг, непонятно как, враз я оказываюсь в тесных тисках споро густеющего тумана. Тотчас замечаю, что сгущенно - молочный туман, вальяжно раскачиваясь и расширяясь, начинает вытворять странные туманодвижения. То плотными мраморными кубиками бесшумно давит поверхность воды, то грозно вихрится, оленьими рогами стремясь на небо. Чувствую, в недрах моей души накатывается нервный страх, холодок ходуном скачет по мокрой спине… Ей богу! Всевышнего, вестимо, вспомнил. Не до двадцать первого века…

         А туман вокруг будто оживает, плетется причудливыми оттенками, и … рождает огромные очертания … живых существ. Людей из тумана! Головы… руки… ноги… Они, эти люди из тумана, кажется, неистово машут мне руками, они запросто идут по водной глади. К тому же направляются прямиком на меня… Мое дыхание в горле стопорится, шустро, как только могу, разворачиваю лодку носом к берегу… Но впереди тоже маячат силуэты из тумана. Оо, черт, вот - вот холодными руками – клещами дотянутся до моей лодки, до меня… Честное слово, я не помню, как дочерпал до берега…

          Вечером, у костра, я решаюсь рассказать о странном видении на озере, думаю – очень даже возможно, засмеют… Но помню, есть в тайге неписаный порядок такой - нужно тотчас вытравит страх из своего тела … пока он не заселился в твоей голове. Молча выслушали меня, не знаю, поверили или нет.  Скорее, нет. Воздух, кажется, накаляется от нашего напряжения. Все громче плеск уснувшего было озера. Хорошо, что, от тлеющего уголька раскурив трубку, берет слово проводник Егор, он из местных, охотник.

     … в давние времена, еще царь русский правил и государево люди ясак пушниной собирали, здесь, недалеко от этого благодатного озера, на высоком холме, жил большой род местного народца. Мужчины охотились, женщины хлопотали на стойбище. Растили детей и по обычаю хоронили усопших. Они думали, что так устроен их мир на бесконечные века…  Но однажды их настигла худая беда… Досель неизвестная болезнь никого не щадила, оставшиеся люди в спешке снялись с родного места и больше никогда не возвращались в этот ставший проклятым для них край. Местные шаманы три дня и ночи кормили священный огонь и камланили, неистово просили мертвых духов не преследовать людей.

        Старики говорят, что с тех пор неприкаянные души умерших превратились в людей из тумана, обретая плоть из воды и тумана. Что по их прозрачным жилам течет мерзлая водица. Еще старики говорят, что люди из тумана наяву приходят только к человеку с безгрешной душой, пришедшему сюда с добрыми помыслами.  И приносят тому человеку удачу и везение.

        Тут, как по команде, все хором смотрят на меня. Да так, что я сам себе хлопаю по лбу! Надо же! Ведь именно сегодня утром, на дне моего лотка мутно засверкало то, в поисках которого мы чуть надежду не потеряли…

         Старый проводник таинственными словами благословения угостил оладьями и маслом наш огонь, дым обрадованного костра, брызнув округу теплом, стремится ввысь, к седьмому небу. А вокруг такая тишина! Знаешь, такая благодать … и успокоенность.

       - Вооружили, - не спеша продолжает геолог: - меня в институте знанием открывать тайну недр, а вот таинство природы, еще раз убедился, не подвластно ни науке, ни человеческому разуму. У природы свои вековые законы… Мне кажется, в тот момент я понял главную истину жизни, что нужно просто крепко верить в саму природу. И принять ее такой, какая она есть.

         А охотничий нож подарю сыну. Ему аккурат девять, по здешним меркам – возраст охотника! Знамо, он городской парень. Но я очень хочу, чтобы живой дух охотничьего ножа понимал и оберегал его, разбудил в душе моего сына вечный зов природы… 


Рецензии