Жила-была ненависть. Пробуждение
Построить его без убиения несовершеннолетнего и заложения его в фундамент новых отношений как-то не удаётся. Современные зверские избиения несовершеннолетних экстремистов стражами порядка - явление того же порядка. Когда же государство тоталитарное, то иногда ритуальное жертвоприношение подростков приобретает в нём чуть ли не сакральный смысл. Принесённым в жертву новому «светлому будущему» несовершеннолетним чуть ли не памятники ставят, их боготворят, превозносят до небес. Просто за сам факт явления его именно жертвой, вокруг которой всё так или иначе крушится.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР этого рода советский пионер Павлик Морозов, якобы убитый родственниками за донос на кулака-отца. Именем Павлика назывались множество пионерских дружин, пионерлагерей, дворцов и т.д. Этим именем заклинали, клялись, награждали. Между тем, на самом деле, как сообщает Валентина Оберемко одну из наиболее правдоподобных версий случившегося, смерть подростка была хладнокровно запланирована и осуществлена спецслужбами именно в государственных целях. «…Убийство было инициировано и спровоцировано НКВД ОГПУ для того, чтобы запустить процесс коллективизации в деревне и заставить людей вступать в колхоз… Ведь до смерти Павлика в Герасимовке очень неохотно шли в колхоз, поэтому нужно было вызвать у людей ощущение страха».
Далее В.Оберемко пишет о великой посмертной судьбе этого подростка, заложенного новым государством в свой фундамент: «В конце 30-х годов ХХ столетия образ пионера-героя был основополагающим для всей страны - именно модель поведения Павлика Морозова принималась за образец : «Веди себя как Павлик - и ты построишь светлое будущее». // Почему история Павлика стала одним из главных мифов Советского Союза? Да потому, что этот мальчик - невинная жертва - пострадал ради идеи. Тогда нужен был именно такой герой. …Сам Сталин испугался того энтузиазма, с которым народ воспринял образ мальчика, как некоего метафизического мессию. Или даже поколенческого возмездия.
ОДНО ВРЕМЯ Павлику даже хотели поставить памятник на Красной площади. Но Сталину это показалось лишним: всё-таки бог должен был быть один - он сам. В эпоху становления советской власти было создано много легенд о пионерах-героях. Горький, выступая на совещании писателей, сказал: «Пионеров перебито уже много»». Прежде всего именно подростки годились для закладки в фундамент социализма. Тем самым, наконец был достигнут желаемый государством эффект. Классовая ненависть к врагам (к тем, на кого укажет государство) достигло такого накала и такого безотчётного неистовства, что, например, одна 12-летняя девочка-пионерка на вопрос, а не жалко ли тебе расстрелянных в деревне стариков и детей, ответила: «Нет, не жалко! Я бы сначала их изрезала маленьким ножичком. Сначала бы нос, уши и губы отрезала, а потом на костре бы их изжарила».[1]
Вот в основание чего хладнокровно и расчётливо заложили в качестве столь необходимой жертвы совершенно случайного подростка Павлика Морозова, который к тому же даже не был пионером. Тотальная ненависть к любым врагам государства - идеальный цемент для строительства нового общества! Кстати, ровно такая же схема была репродуцирована примерно в то же время и в нацистской Германии, в третьем рейхе. Звали германского «Павлика Морозова» - Герберт Норкус. Был этот подросток членом нацистской «пионерии» - «гитлер-югенд» и почти точно также пострадал и был убит «за идею». И сразу же стал идолом «гитлер-югенд».
Его именем клялись, его имя присваивали, его именем раздували священную ненависть к внутренним и внешним врагам третьего рейха. Именем какой-нибудь бабушки или дедушки уж точно не получилось бы. Тут нужен был именно подросток. Такова схема выстраивания пирамиды в принципе любого примитивного социума. А они практически все в определённом смысле примитивны. Поскольку стремятся к максимальной устойчивости. Убитый юный отморозок, раскрученный всей идеологической мощью государства, непременно становился знаменем и даже триггером эпохи.
Похороны Герберта Норкуса практически создали гитлерюгенд, триггер германского нацизма, сокрушившего полмира.
С.В.Титова и её нижневартовские коллеги (Я.В.Брычкова, Н.А.Василенко, Т.А.Гармс, Е.В.Миронова, О.П.Потапенко, Е.Ю.Фисенко), полагая, что «жестокость, агрессия, насилие, неадекватно завышенные требования к ребёнку толкают его к границе риска, где возникает потребность в изоляции не только от семьи, но и от школы, общества, а иногда и от жизни» - так возникают серьёзнейшие отклонения в его поведении. Они практически неизбежны. Ведь «человеческий детёныш самый неоспособленный из всех млекопитающих малышей живой природы, а потому весь период детства можно смело назвать зоной риска в онтогенезе».
Всё зависит от наследственности и воспитания. «Поэтому в начальной школе встречаются дети с высоким уровнем социальной ответственности, а в старших классах - социальные дезадаптанты», люто ненавидящие друг друга. Как сейчас с горьким (от бессилия) юмором говорится, классовая ненависть между пролетариатом и буржуазией ничто по сравнению с классовой ненавистью между 9 «А» и 9 «Б».
Непредсказуемость поведения человека на пороге проклятой юности, его ненависть к огромному и как-то по-особенному нагло несправедливому миру и способность бросить отчаянный, самоубийственный вызов такому миру - не пугает ли отзвуком с нашим собственным отрочеством, которое мы как-то прошли, смирились, сдались?! Может быть и сама-то преступность юношеская по большей части в самом деле есть всего лишь форма протеста против социальной несправедливости?! Как писал Иммануил Кант: «Ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость; все другие виды зла, которые приходится нам терпеть, - ничто по сравнению с ней».[2]
Этим всегда пользовались и пользуются те, кто специально включал и включает несовершеннолетних в свои банды, прикрываясь не только их особым правовым статусом несовершеннолетия, но и используя их буквально маниакальную тягу к восстановлению справедливости. Поэтому именно подростки зачастую являлись и являются ударной силой многих социальных беспорядков. Как писала Н.А.Петрова в своём «Плаче поколения» (1993 г.): «Подростков, раздираемых противоречиями между желаниями «быть не хуже других» и возможностями, которых они не имели, легко было воодушевить идеей социальной справедливости, подтолкнув на путь «очистки города от скверны»».[3] После чего уже надо было спасаться от них самих.
Дж.Ч.Добсон также писал о возрасте наиболее обострённого ощущения несправедливости мира. Это и в самом деле самый роковой возраст. И выпадает он на 13-14 лет. «Именно в этот период человек, полный сомнений в себе, часто подвергается насилию и его личность может быть разрушена настолько, что в будущем её невозможно восстановить. …В восьмой класс средней школы обычно приходят здоровые, счастливые дети, а через два года многие из них выходят сломленными».
«Учащиеся в восьмых-девятых классах средней школы, как правило, грубы и жестоки друг с другом. Они нередко терроризируют и «рвут на куски» слабую жертву примерно так же, как стая волков убивает и разрывает на части ослабевшего оленя. Немного найдётся ситуаций, которые вызывали бы у меня более сильную боль, чем зрелище слабого, ранимого существа - ребёнка, вступающего в утро своей жизни с чувством ненависти к самому себе и презрения к собственному телу из-за каких-то физических особенностей».
Подростки «чувствуют себя в какой-то степени униженными со стороны общества и даже лишёнными гражданских прав. Именно ощущение несправедливости чаще всего и порождает гнев и возмущение современной молодёжи».[4] Это самый распространённый и имеющий наибольшую мотивацию взгляд на природу экстремизма - как последнее прибежище всех униженных и оскорблённых, всех обиженных, богом или людьми. Вот они и бегут, если не в уличные банды, так в ИГИЛ.
ИСТОЧНИКИ:
[1] Оберемко В. А был ли Павлик? «Погибший мальчик никогда не был пионером». - // Аргументы и факты, № 20 (1489), 13-19 мая 2009, с.27.
[2] Кант И. Полн.собр.соч.: В 10 т. - М., 1964, т.2, с.201.
[3] Петрова Н.А. Плач поколения. – Инновационно-внедренческая образовательная фирма «Арсис», СПб, 1993, с.34.
[4] Добсон Дж.Ч. Не бойтесь быть строгими. Советы родителям: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1997, сс.209-210,212.
Источник изображениЯ: images.yandex.ru
Свидетельство о публикации №223021300687