Статья Ч. Байкера и комментарии к ней
"В.обозрение" отказало мне в публикации комментария("состряпанного" из противоречий,надежд, страшной тоски); Господа вольны судить сами о причинах отказа.
Подступая таким образом к публикации, оговариваю её ещё и тем, што мне невозможно приступить к ней сразу, пока не преподнесена статья Байкера, моего кровного земляка, талантливого участника изданий, в какие мне пути заказаны. Говоря короче, надлежит преподнести в первую очередь, а поднести – во вторую... Так; и вот же ж – статья Байкера, достойнейшего из достойных одесситов, – прошу Вашего первоочередного внимания к ней:
Ждёт ли нас Одесса?
Не буду тянуть – ОДЕССА ЖДЁТ! А вот кто, как и с чем, постараюсь рассказать ниже. Прошу не судить строго. Для определения точки необходимо, как известно, хотя бы три координаты. Будем считать, что моё мнение только одна из них.
О тех, кто НЕ ждёт. Приехавшие в Одессу из западных регионов после 14 года. На учёбу, в поисках лучшей доли или для ведения бизнеса на завоёванной территории. Есть те, кто здесь были как бы всегда. Хотя коренных одесситов среди них даже не четверть. Я про, так называемые, местные элиты.
Все эти восемь лет они замечательно уживались с киевскими властями, отдавшими им город на кормление. Кто там и с кем договаривался, мы узнаем позже. Но руководство города сейчас и времён позднего Януковича – примерно одни и те же люди. Менялись должности, но фамилии все оставались знакомые... По всей видимости, личное экономическое процветание «элит» и их окружения замечательно сочеталось с идеологической экспансией Галичины во все сферы жизни многонациональной Одессы. Закон Кивалова-Колесниченко был отменён, буквально, на первом заседании постмайданной Верховной Рады. Потом началась «декоммунизация» – борьба с названиями улиц, памятниками и символами великой эпохи.
Руководство города, умело балансируя на этой теме, то запугивало одесситов билбордами, изображающими страдания Донбасса. То вдруг елейно обещало горожанам вернуть проспекту имя маршала Жукова. Школы Одессы распрощались с русским языком, продавцы и кассиры ВЕЗДЕ, под страхом наказания, заговорили на «мове». Город, который Утёсов видел во сне, таки погрузился в кошмарный сон.
Когда всё началось, и мои знакомые заговорили о том, что вот-вот Одесса пригласит русский десант, я сказал, что этого не произойдёт. Тех, кто ждёт ОСВОБОЖДЕНИЯ Одессы, в городе подавляющее большинство. Но они безоружны, разобщены и запуганы. Пусть немногочисленные, но экипированные «эскадроны смерти» – сейчас реальная сила против горожан.
Местные отряды «теробороны» состоят из тех, у кого могилы бабушек даже не в Одесской области. Они готовы убивать и жечь в городе, захваченном, но не покорённом ими. Он чужой для них. Одесса для них предполье. Как мы понимаем, весь этот национал-сброд ничего не стоит без непосредственной поддержки городских властей. Я просто не верю, что бывший капитан Красной армии и нынешний городской голова не делает свой выбор осознанно.
Я не считаю чужие деньги, но таки берём в руки «калькулятор». За восемь лет «кормления» городские «элиты», наверное, не собирали гривны или доллары в мешки. А разумно вкладывали «честно заработанное» по ближним и дальним заграницам и, конечно же, в самом городе. Происходит смена власти...
Вариант первый. Начинают сотрудничать. И всё нажитое непосильным трудом на месте не факт, что не поменяет своих собственников. У очень многих «рыльце в пушку». И совершенно гарантированно можно распрощаться со своим добром в Марселях, Антальях и Хайфах. Сотрудничество с Россией для них не просто санкции и арест закордонного майна, а и НЕвозможность выехать в светлые заграничные дали. Возникает вопрос – а оно Им надо?
Вариант второй. При котором эти люди будут цепляться за приватизированную ими Одессу, до последнего одессита. Уверен, что при демонстрации правильных картинок до освобождения Одессы, побольше крови и разрушений в процессе операции, им гарантировали и компенсации, и эвакуацию, и бочку варенья с коробкой печенья. Уйти, громко хлопнув дверью – будет высоко оценено хозяевами. России просто нечего, на сегодня, предложить этим милым людям, решающим судьбу города.
Теперь про «ДЕМОНСТРАЦИЮ» готовности. Именно так, слово «демонстрация» большими буквами. Баррикады из мешков с песком в самых нелепых, для обороны, местах центра города. Троллейбусы, проезжающие змейкой мимо «ежей» по Ришельевской. Гордые собой тероборонцы и пр. разновидности с разномастным вооружением и экипировкой. Всё это выглядит как декорация и рассчитано на внутреннее потребление. Поддержать тех, кто завтра побежит, и запугать тех, кто ждёт. Одесса – знаковый имперский город, такой же как Севастополь. При сохранении всего национального, культурного, языкового разнообразия, над нашим городом больше никогда не должен быть поднят флаг несостоявшегося националистического государства.
*название статьи – слова из песни «Позывной Одесса» И. Сивак
КОММЕНТАРИИ
Я (Одессер) выбрал 8 из тех, шо около 100 в Военном обозрении,– о которых Вам уже известно и, после 8-ми этих, не-длинных, прошу Вашего внимания к комметарию Одессера:
Карат
21 марта 2022 13:51
К сожалению пропаганда за 30 лет вымыла всем украинцам мозги. Особенно за последние 8 лет. Надо будет всех перевоспитывать и на это уйдёт не меньше года.
alma
21 марта 2022 15:16
Не меньше года? Целое поколение, ; 20 лет надо
Карат
21 марта 2022 15:20
Население из пророссийского в антироссийское превратилось ещё за время Порошенко. Ему года хватило, а нам 20 лет понадобится?!
Червоный Байкер
21 марта 2022 16:27
Сейчас ОЧЕНЬ не хватает контрпропаганды на "мове". Это огромное упущение. Я могу утверждать – борьбу сейчас надо вести за сомневающихся и разуверившихся. "Упоротых" однозначное меньшинство.
Наган
22 марта 2022 06:29
Тех, кто не понимает русский язык, или делает вид что не понимает, а тем паче демонстративно заявляет что не желает понимать, пропагандировать бесполезно. Хоть на мове, хоть на английском-немецком-французском-иврите, да хоть даже и на эсперанто. Им надо открыть коридор на Галицию, а тех, кто во-время коридором не воспользовался, останется только утилизировать. А все остальные одесситы распрекрасно поймут русский.
Червоный Байкер
21 марта 2022 16:32
Воевать по-настоящему Россия ещё и не начинала. Отток беженцев из р-нов боевых действий работает на ВС РФ. Сейчас главное, не церемониться с оказывающими сопротивление, щадить мирное население и наращивать контрропаганду на мове.
-Paul-
21 марта 2022 21:04
Зачем на мове? Там все знают русский язык. Опять же, на какой мове?! На этой современной, напичканной полонизмами мове или литературном украинском языке?
Червоный Байкер
21 марта 2022 23:45
На литературном. И русский, хорошо понимают уже не все. Хотя с украинским тоже стало намного хуже. Выросло поколение дебилов
Алекс Одессер
4 сентября 2022, 03:01
Ждёт ли Вас Одесса?
фрагменты из развёрнутого комментария к статье Червоного Байкера «Ждёт ли нас Одесса», Военное обозрение, Мнения, от 21 марта 2022 https://topwar.ru/193677-begite-chuzhie-krepites-svoi-.html
Я хотел, было, написать «развёрнутый» комментарий, потом, сделав из него статью, опубликовать в ВО, но не пришлось, и я прекратил дальнейшее писание – до времён, в которые меня поймут адекватно*... пусть даже и так, как мой приятель, программист, приходивший ко мне на днях для переустановки windows, увидевший кой-што в моём «рабочем столе», сказавший, словно ни к кому не обращаясь, покачав головой, однако, понятно, в мой адрес: «И с чего бы я тёр шкуру на сайтах русской военщины?». Мы перекинулись двумя-тремя фразами по поводу, не без ехидства, но не суть.
Суть – вот фрагменты не доведенного "до ума" comment-писания:
Фрагменты 1
…сам вопрос «Ждёт ли нас Одесса», жаждет иметь более фактический, более злободневный ответ без риторики и лирики. Одесса – это люди, граждане и жители Её, – ждут ли они русских? Но, может, «ви имеете реплику возразить»: мол, автор же ж ответил… м-да, ответил, и угадал многое,и это делает ему честь, однако, не правда ль, единовременно с проникновенным, как поэзия, угадыванием существует проза жизни, «живой жизни»: ею нельзя пренебречь, нельзя, когда б не сказать: не поправить искажения, — то восполнить розоватые пробелы наблюдениями одессита, живущего на Родине сейчас, сию минуту.
Одессит, комментирующий, – он, в отличие от автора, начнёт с тех «кто ждёт» и назовёт «раньше всех» самого автора. Автор – ждёт. Он, судя по данным инета, тоже одессит, и коренной, и догадаться не трудно, што ждёт этого он на чужбине, покинув Родину в 2014-м, может, в 2020, не знаю точно год, но ясно одно – тогда покинул, когда стал непреложным факт: тех «кто не ждёт» становится всё больше, и неотвратимо, и становление ихнее подавляет антагонистов своею массой, и в массе – много коренных одесситов всех поколений: от поколения субъектов первой молодости до поколения пожилых и престарелых.
И это – шо касается коренных жителей. А не коренные? Ими в этом абзаце можно пренебречь для экономии места, и продолжить, шо автор покинул Родину ещё и тогда, в тот наиболее драматический [в глазах его] момент, когда понял, шо вопрос о подполье стал для него лично неразрешимым и «мёртвым биологически». Вернее сказать, што как раз-то в плане личном вопрос рарешился: автор сам стал подпольем, уникальным в истории Одессы и любопытным фактом истории же, што – в подполье том один-единственный подпольщик на 2,2 млн жителей одесского региона и, притом, подполье состоялось и оно соответствовало своему названию… што также искренне приветствуется(вот, хотя бы в моей душе – хилой и боязливой). А... жду ли я сам – русских? Нет! Не жду я, не жду! – повторения в Одессе трагедии Мариуполя и, Боже избавь Жемчужную Маму от варианта ещё более трагедийного! Ох, моих таких «не жду» наберётся «воз и маленькая тележка», которые ползли-ползли со скрипом по душе моей, постеленной ковриком под колёса иногородние,позли-ползли, давя её и, наконец, раздавили и вывалили на неё свой груз, и погрёбли её под ним…
… Среди груза этого внасыпку придавило душу и тем, што Одесса, худо-бедно, но устоялась ув том, шо имеет, и жизнь Её и развитие всё-таки продолжаются, и, возможно, на новом витке и на новом уровне, пусть не на высоком, пусть не без потерь, от каких… я и злобствую другой раз, мол, нєхай йому пусто о-тому развитию, и бзык йому, и грэць!.. но, может оно и – стариковское брюзжание, – ведь, большинство же всё-таки тех, кто думает по-другому: в их числе мой сын. Прискорбно, но факт, так бы это выразить, перефразируя В.В.М. и компенсируя психический ущерб «від різноманітних шкідливих емоцій» с ихними словами в роде: «скорбь», «умерла Одесса» или т.п. Таким макаром я, как коренной одессит, не скорблю: Одесса не умерла, как ни умервщляли Её, Она возродится! Да и собственно Она жива, и слава Богу!
Фрагменты 2:
… У одессита не может быть другой национальности кроме одесской, другого гражданства, кроме одесского, а подданство, – так наряду с паспортными данными оно может быть какое угодно. То есть, на роль столичного города для Одессы наравне с Киевом, Москвой ли, Стамбулом, Иерусалимом… могли б сойти и Кишинёв, и Варшава, и Тбилиси… Впрочем, Одесса и сама столица мира названная третьей по счёту после Рима и Парижа… таковы взгляды коренного одессита, полагаю, каковы и тех – взгляды, – кто одессит настоящий, кому подданство вообще-то до… м-м… тухеса, а шо до лица одессита, зеркала души его, то в нём отражено одно только гражданство и один патриотизм – и только родовые, кровные, – и только от Одессы-Мамы…
Фрагменты 3:
…Одессит владеет достаточно и русским и украинским, разговаривая на суржике, но русский предпочтительнее**, а в итоге выходит одесско-хохлацкое наречие, с довесками идиш, иврита, польского, молдавского, грузинского, турецкого, греческого…
…как писал одесский поэт:
Идиш в нем и бритиш перемешан.
И молдавско-русский наворот,
Но в тени акаций и черешен
Именно его и знал народ.
Фрагменты 4:
…Наша Жемчужная Мама в своей истории, бывало, всех принимала, всем благоприятствовала: и б/у крепостным, и сечевым казакам, и врагам их – полякам, литовцам, туркам, татарам; беглым разбойникам: и уголовным, и политическим; и красным, и белым, и зелёным, и Петлюре с гетманом Скоропадским, и Деникину, и французам-англичанам, и Котовскому с Махно, и румынской дивизии вкупе с полком СС… и нашествию каннибалов Новой Гвинеи, вдруг приведёт Бог, окажет странноприимство… а? Нет? Ну а я скажу, шо даже ис марсианами из «Войны миров» Мама наша найдёт общий язык...
…Што же до нынешних приезжих,
<Приехавших... из западных регионов... в поисках лучшей доли или для ведения бизнеса...>
то бишь жителей недавней оседлости,-- их когда-нибудь Мама ассимилирует, понятно, не в первом колене, я, верно, до этого не доживу, но оно – будет. А если не произойдёт этого, то ЖКТ нашей Мамы по природе своей просто не переварит отоє, шо на поверку дегустацией-временем вышло джанк-фудом – Она и выблюет (pardon, Maman) из себя, рано ли, поздно, – неудобоваримое… ох, да, ох да-да! только бы рвотные массы без крови! – штоб Мамочка, горячо любимая родными детьми, была здоровенька, и прекрасное тело Её, шикарное, с золотой диадемой на главе, с жемчужными чреслами, осталось целёхонько для рождения новых сыновей и дочерей.
Фрагменты 5:
… В одном из комментариев говорилось также об одесском подполье: есть ли оно? Навряд ли… народ запуган, – Байкер прав; а в последние годы уже и не вижу надписей на стенах домов, металлопластиковых оградах: «Бандеровские собаки, вон из Одессы!», – их видел «пару-тройку» раз в 2014 году, может, позже немного, – писанные, не иначе, по ночам (теперь же – комендантский час, облавы, и одесситы боятся ночных променадов с их живительной, с моря, прохладой…).
Ещё случалось, горели военкоматы в Одессе, «пара-тройка», опять же, не больше; поджоги эти, подрывы ли – уголовщина частных лиц, может, родителей, бывших «под мнением», шо уберегут своих детей от цинковых гробов, которые с 2014-го стали привозить с Донбасса). Может, сами призывники и поджигали?.. Бог знает, но, словом, стихийное – не организованное – то бедствие было и, та же стихия занесла и бросила искру на православный, Московского Патриархата, храм, сгоревший чуть не дотла, и — оно произошло, по слухам, как месть тех же частных лиц за подожженный военкомат в том же районе, в том же микрорайоне. Имел место и слушок, будто частные лица – люди в погонах, – однако, храм поджигать не получали они приказа, ни намёка, просто в тот день так много «шнапса на грудь накатили», шо прямёхонько из-за стола встали, пошли, увидели и победили… Патриархат Московский...
…А и всё ж, што до подполья, то, когда есть оно, – то настолько глубокое, шо едва ли активное в известном смысле, или глубокое в переносном, как-де: умным людям при встрече не нужно ни длинных разговоров, ни многих слов, шоб понять друг друга: они могут и просто помолчать, всё-всё понимая без слов, по взглядам, игре желваков-нервных окончаний на лицах и кожных покровах лиц… так или, примерно, так отвечал мне один знакомый мой, усмотревший в моём совершенно нейтральном употреблении в разговоре с ним слова «подполье»... враждебный для своей персоны смысл, подумав, что хочу я его завербовать: неврастеник – неврастеника…
…Но, а в самом деле: вступил бы я в подполье, существуй оно и, знай я о нём наверняка? Дудки! А если без одесских «хохм-камуфляжей неврозов», то – не вступил бы (шоб не «делать себе нервы»), но и не донёс бы на него, хотя впоследствии наверно подпал под статью «за недонесение о заведомо известном…», – за шо «во всяком разе» поимел бы неприятность куда более терпимую, чем за участие-соучастие…
…А ещё увидал я однажды в текущем году, в феврале, в 5 утра, «жовто-блакитний» флаг, затоптанный в лужу, древко валялось тут же, переломанное, похоже, об колено, вытащенное из кронштейна с флагом заодно. Флаг топтали – недвусмысленно… случайность? то есть, мелкое хулиганство «на пьяную голову»? Ибо, што «на пьяную», так оно – одно дело, – «принять на грудь», по случаю, «для смелости». Но и то правда, што, по выходе из дому «на променад» в 04:55***, в тот час, когда дворники не успели навести порядок во всех закоулках участков своих, наблюдал я ещё один, потом и ещё – флаг в грязи. Вот и вопрос: што это было – в случаях неоднократных, значит, преднамеренных, – мелкое, по-пьяне, хулиганство или… можете вы ответить на вопрос однозначно? Думаю, нет; и я не мог, да и не пытался морочить себе этим голову… тогда.
А сейчас, признаюсь, моя голова, нет-нет, да загрузится, вдруг, разной чушью, а здравомыслие берёт верх. Вот, например, как в ту минуту, когда сочинял строку: «вопрос о подполье… для Одессы… «биологически мёртв», – так, сразу же, из подсознания или, чёрт знает, откуда полезла в голову всякая чушь, мол: а, может всё-таки смерть клиническая, означающая тело, обратимое к жизни… о! и, ведь, бывает же ж ещё сон летаргический, и… болван! – прикрикнул на себя, – не станет ли это той же риторикой с лирикой, ещё и глупой, и опасной?! И перечеркнул накрест тему «реанимации». Сейчас же, всё хорошо взвесив, считаю себя в полном праве и долге ответить: к подполью вышеозначенное топтание по флагам не имеет никакого отношения... шоб я отак-от жив, якщо брешу як той собака однорічний!..
...А ещё я выгонял вон из головы чуть не матерными словами — знаменитое(из того же подсознания) от Владимира Семёновича:
Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков…
…а сюда вписываю это под видом того, шо называется «одэскій шютка» и с целью перехода к следующему, как: В. С. складывал стих за дом сумасшедших? Так и вот: можете считать, шо Одесса нынче – такой же дом для детей своих… из чего выходит: на кой гембель нам надо отоє подполье? Шоб уподобиться, як в отєх анєкдотах, шизофреникам, создавшим подполье в дурдоме для скрытой войны с врачами, фельдшерами, санитарами?!.
Фрагменты 6:
...В комментариях Ч. Байкер, отвечая кому-то, написал: сейчас, мол, ОЧЕНЬ не хватает , контрпропаганды на "мове". Но здесь он немного «лишку хапанул» и даже, да простит он меня, усмехнул.
Сто лет она снилась! – гражданам Одессы — отая «контр… на мове»! К тому же, приезжие с западных регионов не говорят на мове, ни меж собой, ни с близкими, ни с случайно встречными, – может, разве, в супермаркетах, где работают, к примеру, «на кассе»(и выражают тем самым волю своих начальников, выражающих, в свою очередь, волю вышестоящих). В одном таком супермаркете,с персоналом "из западных регионов" от директора до охранников-кассиров -- подслушал я однажды, как кассирши и охранники, общаясь меж собой на перекурах, говорят на чистом русском и без акцента, без того фонетического нюанса (артикуляции, што ль?), – производимого то ль голосовыми связками, то ль грудным придыханием, – до какого мой слух очень чуток... стал после многолетнего, поневоле, общения з хлопцями, які народилися на «крайньому заході» України. И более того: показалось мне, шо говорят они на русском более близком по произношению к Северной Пальмире, чем к Южной, как ни курьёзно.
...Одесситы же, кровные и «кровнячие», напротив, имеют и акцент, и интонацию: известно, например, как они произносят букву «г» или как вместо «что» говорят «шо», заместо «пусть-пущай» «нєхай», нєма(а не нэма), и т.д. Одесситы говорят почти так (во вс. случае, с пол века назад так говорили), как казаки в «Тихом Доне» или совершенно так, как казаки Кубани, от лексики с фонетикой которых «веет» и украинским, и русским. В принципе же, шо до моих «про- и при-слушиваний», то, признаться, не думаю я, будто много мозгов в Одессе застряло на фиксации раличий в интонациях, подобно моим мозгам с их «чутким слухом» и со склонностью к превращению фиксации в навязчивую идею, то бишь в проблему психики, каковая, проблема, спасибо Богу, покуда ещё не клиническая...
Фрагменты 7:
…У сына моего дикое смешение кровей (читайте: южное, одесское): в основе которого польско-украинская (элитная для малоросса с времён Лжедмитрия) кровь, с присутствием греческой, болгарской, толики еврейской (как полагается одесситу), но, вот русской крови не досталось ни йоты от родовых предков. В то же время говорит он и пишет на русском; на украинском не говорит и понимает с большими изъянами(из-за чего, когда «школы Одессы распрощались с русским языком» у него снизилась успеваемость и прогулял он весь выпускной класс); правда, жену свою, не говорящую на русском принципиально, понимает вполне, любит её и называет «котик».
Сама же «котик», урождённая, но не коренная городская, чьи родители из ... р-на области (NB жители области, впрочем, во мнении моём – те же одесситы и даже более их, городских, – особенно, те из них, кто из сёл, например, Нерубайское, Усатово, Кривая, Холодная балка…), да, но глубинные, генетические корни нашего «котика» не оттуда, а ивано-франковские и, повторюсь, говорит она только на мове: дома, на улице, на работе, принципиально, – ни слова по-русски нигде, никогда, – при этом, передачи по ТВ смотрит (только ли потворствуя мужу?) на русском, песни на мове только от Вакарчука, но и невозможно славянину с музыкальным слухом не наслаждаться пением Вакарчука, чи-то-як можна не любити «Кобзар» Шевченка на мові... славянину культурному?
И, было, попросив у меня не так давно что-н. для чтения, выбрала однотомник Т.Г.Шевченко, прозу, повести-рассказы, и именно отоє, шо Кобзарь написал на русском языке, в Петербурге, под очарованием Гоголя, с намерением стяжать славу гениального малоросса. Помню, тогда же я и говорил ей, отвечая на её вопрос с прологом: «Фе-фе-фе! Чи, може є такі шоб не російською, га?!» – я и отвечал, «шо є в мене і «Кобзар» на мові, і Адам Міцкевич, і «Слово про похід Ігорів», і «Путівник по Одесі» і ще багато чого на мові», но она взяла только Шевченко на русском и читала(я подглядывал), забывшись даже в том, шо у неё поджариваются «синие» на кухне, и «прийшла до пам’яті аж тоді, коли» ис кухни понесло горелым: «синие» подгорели до несъедобных…
… Вот и, короче, ещё раз «пройдусь» на счёт контрпропаганды на мове, шо оно – даже и глупости(стали б таковыми – в случае затрат на них), но и не могу, по незнанию вопроса, «пройтись по факту», будто україномовні книги, газеты, журналы в Одессе – товар очень уж «неликвидный» в пунктах реализации его... Факт, собственно, шо — в Одессе не стало вообще книжных магазинов, а были ведь когда-то на каждом углу, и была Одесса одним из самых читающих городов советской империи; нынче же и всё – «неликвид», – и книги на русск. яз., и на укр. мове…
Фрагменты 8:
…в наших степях от веков прошедших, древних, бывших Скифией, под греками, римлянами... и от не очень древних, – когда принцесса Ангальт-Цербстская бегала в одних трусиках с мальчишками, своими б/у крепостными, где-то в районе польско-прусской границы, занимаясь с ними на привалах «детским грехом в зарослях малины»… в наших степях разговаривали на греческом, латинском, сарматском… русском, еврейском, украинском, греческом, молдавском, армянском, турецком… И, от веков не очень древних из всех языков возникло русско-укро-идиш-… и т.д. одесское хохлацкое наречие. С тех эпох коренные граждане Одессы и говорили до середины XX века на этом наречии, а писали они и читали на всех языках, в т.ч. на центрально-европейских.
…Есть же, есть, – в Одессе и україномовні, – которых родовые корни в дальних районах области или в сёлах пригородной зоны, а могут быть и в Немирове, и под Киевом; их не больше, чем русскоязычных, и не меньше тех, чьи генетитические корни в Гагаузии, в Кагуле, в Сплите, в Закавказье… И могут они иметь городскую прописку, могут не иметь – не суть важно, – важно то, што это тоже одесситы(как оговаривалось выше). И, не менее всех прочих, может и более, они – одесситы, говорящие на мове, – возьмите тех извечно україномовних торговок помидорами, зеленью, свининой на Привозе, рыбачек, торгующих рыбой от своих мужей, выловивших её в солёных-пресных, дальних-ближних водоёмах области, или – тётек-дядек в укромных от рэкета местах, торгующих молоком, творогом, мёдом, копчёностями… привезёнными из районов области… Если они не перекупщики, не спекулянты, а торгуют тем, што добыто своим трудом, то большинство из них – україномовні... так, и почему же они не одесситы? Они – одесситы.
И мова их всегда присутствовала в Одессе, я помню это из детства, мы ещё дразнили их: «мэ-э-эстные!», дрались с детьми их, подростками, из-за того, што они – сельские – не городские. Это было в детстве, и были они детьми-труженниками, помогающими родителям в ущерб детству, которому, ведь, надлежало, тем более советскому, быть без забот-хлопот? И они, сельские, очень обижались, што городские не считают их «за одесситов». А, меж тем, это их предки, и именно их, сельских, родовые кровные предки воздвигали и обеспечивали воздвижение Одессы два века назад – чего нельзя с тем же убеждением сказать о предках большинства из «чисто городских»…
…Сейчас же я знаю доподлинно, што… но не буду повторяться; и мне очень жаль, я даже «грущу весьма», што… но не буду болтать лишнего (болтун – «находка для врага». А враг – кто? А тот, кто Маме нашей – враг. А кто – враг? Конкретно? Если конкретно – дьявол знает)... (!)
…А, оставив душещипательные недомолвки, скажу, што мову и сегодня слыхать каждый день, и на улице, и в транспорте и – не намного чаще, чем в прошлом веке. Как же! – от тех, упомянутых выше, веков очень давних и не очень… україномовні по «этнолингвистической шкале» стояли на втором месте, опережая молдаван, может, даже и евреев(с их идиш); и пусть первенство оставалось за русским языком, но и україномовні – обладатели «призового места».
Так, стало быть, а как же ТВ на мове, с его пропагандой и «промыванием мозгов»... одесситы смотрят? «И шо я тут имею вам сказать?» А вот – шо: «я вам не скажу за всю Одессу», могу сказать только за свою семью: в моём доме мало смотрят программы ТВ на мове, – так уж сошлось – но таки да и смотрят кое-што: например, фильмы, которые – «бомба!» – скоренько поступают в наш прокат, понятно, на мове, и «не торопятся» дойти до проката в переводе русском... это – и всё, што можно и што могу сказать касательно «контрпропаганды на мове»; касательно же «Ждёт ли нас Одесса», статьи Червоного Байкера, в Военном обозрении, то, в заключение – вопрос: а ждёт ли Она вообще кого-то (что-то)?
Ждёт… много чего ждёт!
В реестре под названием «Одесса ждёт» у меня – больше десяти пунктов, но «сюда доведу» лишь некоторые.
Она ждёт:
1. Объявления Её побережья со всеми причалами, пристанями зоной порто-франко.
2. Восстановления промышленности, экономики, портов в их былой мощи и, в значении, как: «один из самых крупных евразийских центров».
3. Таких градоначальников****, шоб были независимы ни от каких идей, кроме одной «одесской идеи», и шоб не путали личный кошелёк с кошельком Мамы или, во всяком случае, штоб пользы городу от них было впятеро больше, чем вреда. А, што понимать под словом «польза»? То, шо понимают истинные сыны нашей Мамы и только Ей преданные... [NB написав этот, 3-й, пункт, я конечно с-идеализировал его, — не для умов мэров одесских, больше для сердец их]
4. Возрождения научно-культурной сферы, одесской духовности, одесской интеллигенции, одесской аристократии и, в этих сферах, – молодёжи, – которой возродиться предстоит из «папуано-гвинейской американизации», восстановиться на назначенном ей Богом уровне, вознесённом над стайными тусовками прямоходящих, бесхвостых альфа-самцов-самок, сексуально озабоченных: однополо ли, двуполо… с татуированными шеями, грудями, животами, ляжками; в бейсболках-п..., в прорванных джинсах, с айфоном в одной руке, с банкой «AlcoEnergy» – в другой ис «бананами в ушах»; эротично облапивших юных совсем самок, курящих прямо на ходу, на улице, на виду у прохожих(что в XX веке позволяли себе только цыганки), теперь же, если и прячущихся с сигареткой, то – когда она с «травкой» или с метамфетамином… или, пусть и «оформленных внешне» в стиле бонтон, пусть не курящих «на ходу», не распивающих алко-тоники на остановках, и всё ж оставляющих по себе неизгладимое впечатление [от общения с ними], шо страдают они олигофренией в стадии бытового кретинизма, может, продвинуты немного, но не далее, чем в «элегантной пошлости». И их сейчас в Одессе – легион; и они – будущее Одессы… (?) Не хочется, конечно, шоб оно было таким, будущее… але, нічого не зробиш – така наша доля, такеє наше життя; и не в одной Одессе – такое, – и не в одной Украине…
…четырёх пунктов, полагаю, пока хватит… до лучших времён. И время уже спросить: чего же не ждёт Одесса? Не ждёт Она –
1. Разрушений, крови и смертей одесситов.
2. Повторения судьбы Донецка, Мариуполя, Харькова, Ирпени, Бучи…
Примечания к сноскам:
*С какой стати пришлось сюда модное словцо «адекватно» – вот: по услышанному мною из окна в кухне, на днях, как одесский папаша, сосед, наставлял строгим голосом детей 7-8 лет, девочек, среди которых была и его дочка… говоря: «И шоб ви мене игралися адекватно, не то загОню вас до хаты»...
**Русские, как я вижу, пишут в своих комментариях-постах на многих ресурсах: «Одесса – русский город!». Не путайте! – не русский, а – русскоговорящий, русскоязычный… оно, ведь, «две большие разницы»? Одесса – ничья: ни России, ни Украины, ни… Она – «сама своя».
***Комендантский час с 23:00 до 05:00.
****Губернаторы, это – отдельная тема. До отдельной следует отнести и «нашего Геныка», упомянутого автором статьи как «…капитан Красной армии», и который, говорят, хочет потрафить и нашим и вашим, – впрочем, оно и по-одесски, отчасти. Или: «смахивает», мол, на трусоватого деда Ничипора из «Свадьбы в Малиновке». Про которого пишут, будто он «явно симпатизировал красным… как… большинство в Малиновке»( Неолурк)… але, це – пустобрехання.
«В себе самом» «наш Генык», скорее, никому не симпатизирует: «ни красным, ни белым, ни зелёным» и вообще он аполитичен, космополитичен, каким должно быть кровному одесситу, но, а… трусоват? Што ж, оно также — по-одесски, отчасти же; а, может и в силу унаследованной подсознанием каждого коренного одессита генетической памяти-страха перед потрясениями с их кровью, трупами одесситов и имущественными потерями, – о каких вопиёт история нашей Мамы – о том вопиёт, што наша Мама в истории своей больше плакала и утирала слёзы, чем улыбалась…
Вообще же за «нашего Геныка», вот – ссылка:
Обозреватель.ua
«Труханов заявил, что против сноса памятника Екатерине II в Одессе, и выступил за компромисс с Россией» Марина Погорилко, Одесса в деталях, 29.08.2022 16:12
…І не чіпайте його, якщо Ви не в Одесі, а чорт зна… іде Ви! (одэскій шютка). Или! – Вы, наверное, думаете, будто хлеб мэра слаще – по нонешним временам – хлеба подпольщика? (одэскій шютка). Или, перед написанием последней строки почитаю за долг, по счёту Гамбургскому, признать, шо Байкер личность-таки героическая и будет личность эта – легендой Одессы, передаваемой из поколения в поколение, – в чём расписываюсь последней строкой:
Одесер, одесский неврастеник, сам- сьом, собственно, як отой дід Нічіпор, з повагою.
Свидетельство о публикации №223021300081