Статья Ч. Байкера и комментарии к ней

  И, опять же, или снова, как в предыдущей публикации, это – комментарий, вынесенный сюда, вернее, поднесённый Вам в качестве "статьи до статьи" Червоного Байкера "Ждёт ли Нас Одесса?". Статья его опубликована в "Военном обозрении" 21 марта 2022, под ней  около ста комментариев людей военных ли, отставных ли, может, околовоенных или в душе таковых... людей РФ-подданства.       
 "В.обозрение" отказало мне в публикации комментария("состряпанного" из противоречий,надежд, страшной тоски); Господа вольны судить сами о причинах отказа.               
 Подступая таким образом к публикации, оговариваю её ещё и тем, што мне невозможно приступить к ней сразу, пока не преподнесена статья Байкера, моего кровного земляка, талантливого участника изданий, в какие мне пути заказаны. Говоря короче, надлежит преподнести в первую очередь, а поднести – во вторую... Так; и вот же ж – статья Байкера, достойнейшего из достойных одесситов, – прошу Вашего первоочередного внимания к ней:      
      

                Ждёт ли нас Одесса?
               

Не буду тянуть – ОДЕССА ЖДЁТ! А вот кто, как и с чем, постараюсь рассказать ниже. Прошу не судить строго. Для определения точки необходимо, как известно, хотя бы три координаты. Будем считать, что моё мнение только одна из них.

О тех, кто НЕ ждёт. Приехавшие в Одессу из западных регионов после 14 года. На учёбу, в поисках лучшей доли или для ведения бизнеса на завоёванной территории. Есть те, кто здесь были как бы всегда. Хотя коренных одесситов среди них даже не четверть. Я про, так называемые, местные элиты.

Все эти восемь лет они замечательно уживались с киевскими властями, отдавшими им город на кормление. Кто там и с кем договаривался, мы узнаем позже. Но руководство города сейчас и времён позднего Януковича – примерно одни и те же люди. Менялись должности, но фамилии все оставались знакомые... По всей видимости, личное экономическое процветание «элит» и их окружения замечательно сочеталось с идеологической экспансией Галичины во все сферы жизни многонациональной Одессы. Закон Кивалова-Колесниченко был отменён, буквально, на первом заседании постмайданной Верховной Рады. Потом началась «декоммунизация» – борьба с названиями улиц, памятниками и символами великой эпохи.

Руководство города, умело балансируя на этой теме, то запугивало одесситов билбордами, изображающими страдания Донбасса. То вдруг елейно обещало горожанам вернуть проспекту имя маршала Жукова. Школы Одессы распрощались с русским языком, продавцы и кассиры ВЕЗДЕ, под страхом наказания, заговорили на «мове». Город, который Утёсов видел во сне, таки погрузился в кошмарный сон.

Когда всё началось, и мои знакомые заговорили о том, что вот-вот Одесса пригласит русский десант, я сказал, что этого не произойдёт. Тех, кто ждёт ОСВОБОЖДЕНИЯ Одессы, в городе подавляющее большинство. Но они безоружны, разобщены и запуганы. Пусть немногочисленные, но экипированные «эскадроны смерти» – сейчас реальная сила против горожан.

Местные отряды «теробороны» состоят из тех, у кого могилы бабушек даже не в Одесской области. Они готовы убивать и жечь в городе, захваченном, но не покорённом ими. Он чужой для них. Одесса для них предполье. Как мы понимаем, весь этот национал-сброд ничего не стоит без непосредственной поддержки городских властей. Я просто не верю, что бывший капитан Красной армии и нынешний городской голова не делает свой выбор осознанно.

Я не считаю чужие деньги, но таки берём в руки «калькулятор». За восемь лет «кормления» городские «элиты», наверное, не собирали гривны или доллары в мешки. А разумно вкладывали «честно заработанное» по ближним и дальним заграницам и, конечно же, в самом городе. Происходит смена власти...

Вариант первый. Начинают сотрудничать. И всё нажитое непосильным трудом на месте не факт, что не поменяет своих собственников. У очень многих «рыльце в пушку». И совершенно гарантированно можно распрощаться со своим добром в Марселях, Антальях и Хайфах. Сотрудничество с Россией для них не просто санкции и арест закордонного майна, а и НЕвозможность выехать в светлые заграничные дали. Возникает вопрос – а оно Им надо?

Вариант второй. При котором эти люди будут цепляться за приватизированную ими Одессу, до последнего одессита. Уверен, что при демонстрации правильных картинок до освобождения Одессы, побольше крови и разрушений в процессе операции, им гарантировали и компенсации, и эвакуацию, и бочку варенья с коробкой печенья. Уйти, громко хлопнув дверью – будет высоко оценено хозяевами. России просто нечего, на сегодня, предложить этим милым людям, решающим судьбу города.

Теперь про «ДЕМОНСТРАЦИЮ» готовности. Именно так, слово «демонстрация» большими буквами. Баррикады из мешков с песком в самых нелепых, для обороны, местах центра города. Троллейбусы, проезжающие змейкой мимо «ежей» по Ришельевской. Гордые собой тероборонцы и пр. разновидности с разномастным вооружением и экипировкой. Всё это выглядит как декорация и рассчитано на внутреннее потребление. Поддержать тех, кто завтра побежит, и запугать тех, кто ждёт. Одесса – знаковый имперский город, такой же как Севастополь. При сохранении всего национального, культурного, языкового разнообразия, над нашим городом больше никогда не должен быть поднят флаг несостоявшегося националистического государства.
*название статьи – слова из песни «Позывной Одесса» И. Сивак

         

                КОММЕНТАРИИ               
     Я (Одессер) выбрал 8 из тех, шо около 100 в Военном обозрении,– о которых Вам уже известно и, после 8-ми этих, не-длинных, прошу Вашего внимания к комметарию Одессера:

Карат
21 марта 2022 13:51
К сожалению пропаганда за 30 лет вымыла всем украинцам мозги. Особенно за последние 8 лет. Надо будет всех перевоспитывать и на это уйдёт не меньше года.
alma
21 марта 2022 15:16
Не меньше года? Целое поколение, ; 20 лет надо
Карат
21 марта 2022 15:20
Население из пророссийского в антироссийское превратилось ещё за время Порошенко. Ему года хватило, а нам 20 лет понадобится?!
Червоный Байкер
21 марта 2022 16:27
Сейчас ОЧЕНЬ не хватает контрпропаганды на "мове". Это огромное упущение. Я могу утверждать – борьбу сейчас надо вести за сомневающихся и разуверившихся. "Упоротых" однозначное меньшинство.
Наган
22 марта 2022 06:29
Тех, кто не понимает русский язык, или делает вид что не понимает, а тем паче демонстративно заявляет что не желает понимать, пропагандировать бесполезно. Хоть на мове, хоть на английском-немецком-французском-иврите, да хоть даже и на эсперанто. Им надо открыть коридор на Галицию, а тех, кто во-время коридором не воспользовался, останется только утилизировать. А все остальные одесситы распрекрасно поймут русский.
Червоный Байкер
21 марта 2022 16:32
Воевать по-настоящему Россия ещё и не начинала. Отток беженцев из р-нов боевых действий работает на ВС РФ. Сейчас главное, не церемониться с оказывающими сопротивление, щадить мирное население и наращивать контрропаганду на мове.
-Paul-
21 марта 2022 21:04
Зачем на мове? Там все знают русский язык. Опять же, на какой мове?! На этой современной, напичканной полонизмами мове или литературном украинском языке?
Червоный Байкер
21 марта 2022 23:45
На литературном. И русский, хорошо понимают уже не все. Хотя с украинским тоже стало намного хуже. Выросло поколение дебилов


 Алекс Одессер
   4 сентября 2022, 03:01               

             Ждёт ли Вас Одесса?
фрагменты из развёрнутого комментария к статье Червоного Байкера «Ждёт ли нас Одесса», Военное обозрение, Мнения, от 21 марта 2022 https://topwar.ru/193677-begite-chuzhie-krepites-svoi-.html

               
               
Я хотел, было, написать «развёрнутый» комментарий,  потом,  сделав из него статью, опубликовать в ВО, но не пришлось, и я прекратил дальнейшее писание – до времён, в которые  меня  поймут  адекватно*... пусть даже  и так,  как мой  приятель, программист, приходивший ко мне на днях для переустановки windows, увидевший  кой-што  в  моём  «рабочем столе», сказавший, словно ни к кому не обращаясь, покачав головой, однако, понятно, в мой адрес: «И с чего бы  я  тёр шкуру на сайтах русской военщины?». Мы перекинулись двумя-тремя фразами по поводу, не без ехидства, но не суть.
Суть – вот фрагменты не доведенного "до ума" comment-писания:

Фрагменты 1

…сам вопрос «Ждёт ли нас Одесса», жаждет иметь более фактический, более злободневный ответ без риторики  и лирики.  Одесса – это люди, граждане и жители  Её, – ждут ли они русских?  Но, может, «ви имеете реплику возразить»:  мол,  автор же  ж  ответил…  м-да, ответил, и угадал многое,и это делает ему честь, однако, не правда ль, единовременно  с   проникновенным, как  поэзия, угадыванием  существует  проза  жизни, «живой жизни»: ею нельзя пренебречь, нельзя, когда б не сказать: не поправить искажения, — то  восполнить розоватые пробелы  наблюдениями  одессита, живущего  на Родине  сейчас, сию  минуту.

Одессит, комментирующий, – он, в отличие от автора, начнёт с тех «кто ждёт» и назовёт «раньше  всех» самого автора.  Автор – ждёт.  Он, судя по данным инета, тоже одессит, и коренной, и догадаться не трудно, што ждёт этого  он на чужбине, покинув Родину в 2014-м, может, в 2020,  не знаю точно год, но  ясно одно  – тогда покинул, когда стал непреложным факт: тех «кто не ждёт» становится всё больше, и неотвратимо, и становление ихнее  подавляет антагонистов своею массой, и в массе – много коренных одесситов всех поколений: от поколения субъектов  первой молодости до поколения пожилых и престарелых.

И это – шо касается коренных жителей. А не коренные? Ими в этом абзаце можно пренебречь для экономии места,  и  продолжить, шо автор покинул Родину ещё и тогда, в тот  наиболее драматический  [в глазах его]  момент,  когда понял, шо вопрос о подполье стал для него лично неразрешимым  и «мёртвым биологически». Вернее сказать,  што  как раз-то в плане  личном  вопрос  рарешился: автор сам стал подпольем, уникальным в  истории Одессы и любопытным фактом истории же,  што – в  подполье том  один-единственный подпольщик на 2,2 млн жителей одесского  региона  и, притом, подполье состоялось и оно соответствовало своему названию… што  также  искренне приветствуется(вот, хотя бы в моей душе – хилой и боязливой). А... жду ли я сам – русских? Нет! Не жду я, не жду! – повторения в Одессе трагедии Мариуполя и, Боже избавь Жемчужную Маму от варианта ещё более трагедийного! Ох, моих таких  «не жду» наберётся «воз и маленькая тележка», которые ползли-ползли со  скрипом по душе моей, постеленной  ковриком под колёса иногородние,позли-ползли, давя её и, наконец, раздавили и вывалили на  неё свой груз, и погрёбли её под ним…

… Среди груза этого внасыпку придавило  душу  и тем, што Одесса, худо-бедно, но устоялась ув том, шо имеет, и жизнь Её  и  развитие  всё-таки продолжаются, и, возможно, на новом  витке  и  на  новом  уровне, пусть не на высоком,  пусть не  без потерь, от  каких… я  и злобствую  другой раз, мол, нєхай  йому  пусто   о-тому  развитию, и  бзык йому, и  грэць!..  но, может оно и – стариковское брюзжание, – ведь, большинство  же всё-таки  тех, кто думает по-другому:  в их числе мой сын.  Прискорбно, но факт, так бы это выразить, перефразируя В.В.М. и компенсируя психический ущерб  «від різноманітних шкідливих емоцій»  с ихними словами в роде: «скорбь», «умерла Одесса» или т.п.  Таким макаром  я,  как коренной одессит,  не  скорблю:  Одесса не умерла, как  ни  умервщляли  Её,  Она  возродится!  Да и собственно Она жива, и слава  Богу!

Фрагменты 2:

… У одессита не может быть другой национальности кроме одесской, другого гражданства, кроме одесского, а подданство, – так  наряду с паспортными данными оно может быть какое угодно. То  есть,  на роль  столичного  города для Одессы наравне с Киевом, Москвой ли, Стамбулом, Иерусалимом… могли б сойти и Кишинёв, и Варшава, и Тбилиси… Впрочем, Одесса и сама столица мира  названная  третьей по счёту после Рима и Парижа… таковы взгляды коренного  одессита, полагаю,  каковы и тех – взгляды, – кто одессит настоящий, кому  подданство вообще-то  до… м-м… тухеса, а шо  до  лица  одессита,  зеркала  души  его, то  в  нём отражено  одно только гражданство и один патриотизм – и только родовые, кровные, – и только от Одессы-Мамы…

Фрагменты 3:

…Одессит владеет достаточно и русским и украинским, разговаривая на суржике, но русский предпочтительнее**, а в итоге выходит одесско-хохлацкое наречие, с довесками  идиш, иврита, польского, молдавского, грузинского, турецкого, греческого…

…как писал одесский поэт:

Идиш в нем и бритиш перемешан.
И молдавско-русский наворот,
Но в тени акаций и черешен
Именно его и знал народ.

Фрагменты 4:

…Наша Жемчужная Мама в своей истории, бывало, всех  принимала, всем благоприятствовала:  и б/у крепостным, и сечевым казакам, и врагам их – полякам, литовцам, туркам, татарам; беглым разбойникам: и уголовным, и  политическим;  и красным, и белым, и зелёным,  и  Петлюре с гетманом Скоропадским, и Деникину, и французам-англичанам, и Котовскому  с Махно, и румынской дивизии вкупе с полком СС… и нашествию каннибалов Новой Гвинеи, вдруг приведёт Бог, окажет странноприимство… а?  Нет? Ну а я скажу, шо даже  ис  марсианами  из «Войны миров» Мама наша  найдёт общий язык...

…Што  же  до нынешних приезжих,
<Приехавших... из западных регионов... в поисках лучшей доли или для ведения бизнеса...>
то бишь жителей недавней оседлости,-- их когда-нибудь Мама ассимилирует, понятно, не в первом колене,  я, верно,  до этого  не доживу, но  оно – будет. А  если   не произойдёт  этого, то ЖКТ нашей  Мамы по природе  своей просто не переварит  отоє,  шо на поверку дегустацией-временем вышло джанк-фудом – Она и выблюет (pardon, Maman) из себя, рано ли,  поздно, –  неудобоваримое… ох, да, ох да-да! только бы рвотные массы без крови! – штоб Мамочка, горячо любимая  родными детьми, была здоровенька, и прекрасное  тело Её,  шикарное, с золотой  диадемой  на  главе, с  жемчужными  чреслами,  осталось  целёхонько для рождения новых сыновей и дочерей.

Фрагменты 5:

… В одном из комментариев говорилось  также об одесском подполье: есть ли оно? Навряд ли… народ запуган, – Байкер  прав;  а в последние годы уже и не  вижу надписей  на стенах домов, металлопластиковых оградах: «Бандеровские собаки, вон из Одессы!», – их  видел  «пару-тройку» раз в 2014  году,  может, позже немного, – писанные, не иначе, по ночам (теперь же – комендантский час, облавы, и одесситы боятся  ночных променадов  с  их живительной, с моря, прохладой…).

Ещё случалось,  горели  военкоматы в Одессе, «пара-тройка», опять же,  не больше;  поджоги  эти,  подрывы ли  – уголовщина частных  лиц, может, родителей, бывших «под мнением», шо уберегут своих детей от цинковых гробов, которые с  2014-го стали привозить  с Донбасса). Может, сами призывники и  поджигали?.. Бог  знает, но, словом, стихийное – не организованное – то бедствие было  и,  та  же  стихия  занесла и бросила искру на православный, Московского Патриархата,  храм, сгоревший  чуть не  дотла, и —  оно  произошло, по слухам,  как  месть  тех  же  частных лиц  за подожженный военкомат  в  том  же  районе,  в  том  же  микрорайоне. Имел место и слушок, будто частные лица  – люди в погонах, – однако, храм поджигать  не  получали они  приказа,  ни намёка, просто  в тот день  так много  «шнапса  на  грудь  накатили»,  шо  прямёхонько из-за стола  встали, пошли, увидели и победили… Патриархат Московский...

…А  и  всё  ж, што до подполья, то, когда  есть  оно, – то настолько глубокое, шо едва ли активное в известном смысле, или глубокое в переносном,  как-де: умным людям при встрече не нужно  ни длинных разговоров, ни многих слов, шоб понять друг друга: они могут и просто помолчать, всё-всё понимая без слов, по взглядам, игре желваков-нервных окончаний на лицах  и кожных  покровах лиц…  так  или,  примерно,  так  отвечал  мне  один знакомый мой, усмотревший в моём  совершенно нейтральном употреблении в разговоре с ним  слова «подполье»... враждебный  для своей   персоны смысл, подумав,  что хочу я его  завербовать: неврастеник – неврастеника…

…Но, а в самом  деле: вступил  бы  я  в подполье, существуй оно и,  знай я о  нём наверняка? Дудки! А  если  без  одесских  «хохм-камуфляжей неврозов»,  то – не вступил бы (шоб не «делать себе нервы»), но и не донёс бы  на него, хотя  впоследствии наверно  подпал под статью «за недонесение о заведомо известном…», – за  шо «во всяком разе» поимел  бы неприятность куда более терпимую, чем за участие-соучастие…

…А  ещё увидал  я  однажды в текущем  году, в феврале, в 5 утра, «жовто-блакитний» флаг, затоптанный в лужу, древко валялось тут же, переломанное, похоже, об колено, вытащенное  из  кронштейна  с флагом заодно. Флаг топтали – недвусмысленно… случайность? то есть, мелкое хулиганство «на пьяную голову»? Ибо, што «на пьяную», так оно – одно дело, – «принять на грудь», по случаю,  «для смелости». Но  и  то правда, што, по выходе из дому «на променад» в 04:55***, в тот час, когда дворники не успели  навести  порядок во  всех закоулках  участков  своих, наблюдал  я ещё  один, потом и ещё  – флаг  в  грязи. Вот и вопрос:  што это было – в  случаях  неоднократных, значит, преднамеренных,  – мелкое, по-пьяне, хулиганство  или…  можете вы ответить  на  вопрос  однозначно? Думаю, нет; и  я  не  мог,  да  и не пытался морочить себе  этим  голову… тогда.

А сейчас, признаюсь, моя голова,  нет-нет,  да загрузится, вдруг, разной чушью, а  здравомыслие берёт  верх. Вот, например, как в ту минуту, когда сочинял строку: «вопрос о подполье… для Одессы… «биологически мёртв», –  так, сразу же,  из  подсознания  или, чёрт знает, откуда  полезла  в голову всякая  чушь, мол: а, может всё-таки смерть клиническая, означающая  тело, обратимое к жизни…  о!  и,  ведь,  бывает  же  ж  ещё  сон летаргический,  и… болван! – прикрикнул на себя, – не станет ли это той же риторикой с  лирикой, ещё  и  глупой, и опасной?! И перечеркнул накрест  тему «реанимации».  Сейчас же,  всё  хорошо  взвесив, считаю себя в полном праве и долге ответить: к подполью вышеозначенное топтание по флагам  не имеет никакого  отношения... шоб я отак-от жив, якщо брешу як   той собака однорічний!..

...А ещё я выгонял вон из головы чуть не матерными словами — знаменитое(из того же подсознания)  от  Владимира Семёновича:

Настоящих буйных мало, вот и  нету  вожаков…

…а сюда вписываю это под видом того, шо называется «одэскій шютка» и с целью перехода  к следующему, как: В. С. складывал стих за дом сумасшедших? Так и вот: можете считать, шо  Одесса нынче – такой же дом для детей своих… из чего выходит: на кой гембель нам надо отоє подполье? Шоб  уподобиться, як в отєх  анєкдотах, шизофреникам, создавшим подполье в дурдоме для скрытой войны  с врачами, фельдшерами, санитарами?!.

Фрагменты  6:

...В комментариях Ч. Байкер,  отвечая кому-то, написал:  сейчас, мол,  ОЧЕНЬ не хватает , контрпропаганды на "мове". Но здесь он немного «лишку хапанул» и даже, да простит он меня, усмехнул.

Сто лет она снилась! – гражданам Одессы — отая  «контр… на мове»!  К тому же, приезжие с западных регионов не говорят на мове, ни  меж собой, ни с близкими, ни  с  случайно встречными, – может, разве, в супермаркетах, где работают, к примеру, «на кассе»(и выражают тем самым волю своих начальников, выражающих, в свою очередь, волю вышестоящих). В одном таком супермаркете,с персоналом "из западных регионов" от директора до охранников-кассиров -- подслушал  я однажды, как кассирши и охранники, общаясь меж собой на перекурах, говорят на чистом русском и  без акцента, без  того фонетического нюанса (артикуляции, што ль?), – производимого  то ль голосовыми связками,  то ль  грудным придыханием, – до какого мой слух  очень чуток... стал  после многолетнего, поневоле, общения з хлопцями, які народилися  на  «крайньому заході»  України. И более того:  показалось мне, шо  говорят они  на  русском  более  близком по  произношению  к Северной  Пальмире, чем  к Южной, как ни курьёзно.

...Одесситы же, кровные и «кровнячие», напротив, имеют и акцент, и интонацию: известно, например, как они произносят  букву «г» или как  вместо «что» говорят «шо», заместо «пусть-пущай» «нєхай», нєма(а не нэма), и т.д.  Одесситы говорят  почти так (во вс. случае, с пол века назад так говорили), как  казаки  в  «Тихом Доне» или совершенно  так, как казаки Кубани,  от  лексики  с  фонетикой   которых «веет» и украинским, и русским. В принципе же,  шо  до   моих  «про- и при-слушиваний», то, признаться,  не думаю  я,  будто   много мозгов в Одессе  застряло на  фиксации  раличий в интонациях, подобно моим  мозгам  с их «чутким слухом» и со склонностью к превращению фиксации в навязчивую идею, то бишь в проблему психики, каковая, проблема, спасибо Богу, покуда  ещё не  клиническая...

Фрагменты 7:

…У сына моего дикое смешение кровей (читайте: южное, одесское): в основе которого польско-украинская (элитная для малоросса с времён  Лжедмитрия) кровь, с присутствием греческой, болгарской, толики еврейской (как  полагается  одесситу), но, вот русской  крови  не  досталось  ни йоты  от родовых предков. В то же время говорит он  и пишет  на русском;  на украинском  не говорит и понимает  с  большими изъянами(из-за чего, когда «школы Одессы распрощались с русским языком» у него снизилась успеваемость  и  прогулял он весь выпускной  класс); правда, жену свою, не  говорящую  на  русском принципиально, понимает вполне, любит её  и  называет «котик».

Сама же «котик», урождённая, но  не  коренная городская, чьи  родители из ...  р-на области (NB жители области, впрочем, во мнении моём – те же одесситы и даже более  их, городских,  – особенно, те из них, кто из  сёл, например, Нерубайское, Усатово, Кривая, Холодная балка…), да, но  глубинные, генетические корни  нашего «котика» не оттуда, а ивано-франковские  и, повторюсь,  говорит она только на мове: дома, на улице, на работе,  принципиально, – ни слова по-русски  нигде, никогда,  –  при этом, передачи по ТВ смотрит (только ли потворствуя  мужу?)  на русском, песни на мове только от Вакарчука, но и невозможно славянину с музыкальным слухом не наслаждаться пением Вакарчука, чи-то-як можна не любити «Кобзар» Шевченка на мові...  славянину культурному?

И, было, попросив у меня  не так давно  что-н. для  чтения, выбрала однотомник Т.Г.Шевченко, прозу, повести-рассказы, и  именно  отоє,  шо Кобзарь написал на русском языке, в Петербурге, под очарованием  Гоголя, с намерением  стяжать славу гениального малоросса. Помню, тогда же  я  и  говорил  ей, отвечая  на  её вопрос с прологом: «Фе-фе-фе! Чи,  може  є  такі  шоб  не  російською, га?!» – я и отвечал, «шо є в мене і «Кобзар» на мові, і Адам Міцкевич, і «Слово про похід  Ігорів», і «Путівник по Одесі»  і ще  багато чого на мові», но  она взяла только  Шевченко  на  русском  и читала(я подглядывал),   забывшись  даже  в  том, шо  у  неё поджариваются «синие» на кухне, и «прийшла до пам’яті аж тоді, коли» ис  кухни  понесло  горелым: «синие» подгорели до несъедобных…

… Вот  и, короче, ещё  раз  «пройдусь» на счёт контрпропаганды на мове,  шо оно – даже и глупости(стали  б таковыми – в случае затрат на них), но  и  не могу, по незнанию вопроса, «пройтись по факту», будто україномовні книги, газеты, журналы в  Одессе – товар  очень уж  «неликвидный»  в пунктах реализации  его...  Факт, собственно, шо — в Одессе не  стало вообще   книжных магазинов, а  были  ведь  когда-то на каждом  углу, и  была Одесса одним из самых читающих городов советской империи;  нынче  же  и  всё – «неликвид», – и  книги  на русск. яз., и на укр. мове…

Фрагменты 8:

…в наших степях от веков прошедших, древних, бывших  Скифией, под греками, римлянами...  и от не очень древних, – когда принцесса Ангальт-Цербстская бегала в одних трусиках с мальчишками,  своими  б/у крепостными,  где-то  в  районе польско-прусской границы, занимаясь с ними  на привалах «детским грехом в зарослях малины»… в наших степях разговаривали на греческом, латинском, сарматском… русском, еврейском, украинском, греческом, молдавском, армянском, турецком… И,  от веков не очень древних из всех языков возникло  русско-укро-идиш-… и т.д. одесское хохлацкое  наречие.  С тех  эпох  коренные граждане Одессы и  говорили до середины XX века на этом наречии, а писали они  и читали на всех языках, в т.ч. на центрально-европейских.

…Есть  же, есть, – в Одессе и україномовні, – которых родовые корни в дальних районах области или в сёлах  пригородной  зоны, а могут быть и в Немирове, и под  Киевом;   их не больше, чем русскоязычных, и не меньше тех, чьи  генетитические  корни   в  Гагаузии,  в  Кагуле,  в Сплите,  в Закавказье… И могут они иметь городскую прописку, могут не иметь – не  суть важно, – важно  то, што это тоже одесситы(как оговаривалось выше). И, не менее всех прочих, может и более, они – одесситы, говорящие на мове, – возьмите тех  извечно  україномовних  торговок  помидорами, зеленью, свининой на Привозе, рыбачек, торгующих рыбой от своих мужей, выловивших её в солёных-пресных, дальних-ближних водоёмах области,  или – тётек-дядек в укромных от рэкета местах, торгующих молоком, творогом, мёдом, копчёностями… привезёнными из районов области… Если они не перекупщики, не спекулянты, а торгуют тем, што добыто своим трудом, то большинство из них – україномовні...  так, и  почему же  они  не одесситы? Они – одесситы.

И мова  их всегда присутствовала в Одессе, я помню это из детства, мы ещё дразнили  их: «мэ-э-эстные!», дрались с детьми их, подростками, из-за того, што они – сельские – не городские. Это было  в  детстве, и  были они  детьми-труженниками, помогающими родителям в  ущерб  детству, которому, ведь, надлежало,  тем более советскому, быть  без  забот-хлопот?  И  они, сельские, очень  обижались, што городские не считают их «за  одесситов».  А, меж  тем, это их предки, и именно  их, сельских, родовые кровные предки  воздвигали и обеспечивали воздвижение Одессы два века назад – чего  нельзя с тем же убеждением сказать о  предках большинства  из  «чисто городских»…

…Сейчас же  я  знаю  доподлинно, што…  но не буду повторяться;  и мне очень жаль, я даже «грущу весьма», што… но не буду болтать лишнего (болтун – «находка  для  врага». А враг – кто? А тот,  кто Маме  нашей – враг. А кто – враг?  Конкретно?  Если  конкретно – дьявол знает)...  (!)

…А, оставив душещипательные недомолвки, скажу,  што мову  и сегодня слыхать каждый день,  и на улице, и в транспорте  и – не намного чаще, чем в прошлом веке. Как же! – от  тех, упомянутых выше, веков очень давних и не очень… україномовні  по «этнолингвистической шкале» стояли на втором  месте, опережая  молдаван, может, даже и евреев(с их идиш); и пусть первенство  оставалось за русским языком,  но  и україномовні – обладатели «призового места».

Так, стало быть, а как же ТВ на мове, с его пропагандой и «промыванием мозгов»... одесситы смотрят? «И шо я тут имею  вам сказать?» А вот – шо: «я вам не скажу за всю Одессу», могу сказать только за свою семью:  в моём доме мало смотрят программы ТВ на мове, – так  уж  сошлось – но  таки да и  смотрят  кое-што: например, фильмы, которые – «бомба!» – скоренько поступают в наш прокат, понятно, на мове, и «не торопятся» дойти до проката в переводе русском... это – и  всё, што можно и  што  могу сказать  касательно «контрпропаганды на мове»; касательно же «Ждёт ли нас Одесса», статьи Червоного Байкера, в Военном обозрении, то, в заключение – вопрос: а  ждёт ли  Она  вообще кого-то (что-то)?

Ждёт… много чего ждёт!

В  реестре  под названием  «Одесса ждёт»  у меня – больше десяти пунктов, но «сюда доведу» лишь некоторые.

Она ждёт:

1. Объявления Её побережья со всеми причалами, пристанями зоной порто-франко.

2. Восстановления промышленности, экономики, портов в их былой мощи и, в значении, как: «один из самых крупных евразийских центров».

3. Таких градоначальников****,  шоб были независимы ни от каких идей, кроме одной «одесской идеи», и  шоб не путали личный кошелёк с кошельком Мамы или, во всяком случае, штоб пользы городу от них было впятеро больше, чем вреда.  А,  што понимать под словом «польза»? То, шо понимают истинные сыны  нашей  Мамы  и  только  Ей  преданные... [NB написав этот, 3-й, пункт, я конечно с-идеализировал его, — не для умов мэров одесских,  больше для сердец их]

4. Возрождения научно-культурной сферы, одесской духовности, одесской интеллигенции, одесской аристократии  и, в  этих сферах,  – молодёжи, – которой  возродиться предстоит  из  «папуано-гвинейской  американизации», восстановиться на назначенном ей Богом  уровне, вознесённом  над  стайными   тусовками  прямоходящих, бесхвостых  альфа-самцов-самок, сексуально озабоченных: однополо ли, двуполо… с  татуированными  шеями, грудями, животами, ляжками; в бейсболках-п..., в прорванных джинсах, с айфоном  в  одной руке, с банкой «AlcoEnergy» – в другой  ис  «бананами  в  ушах»;  эротично облапивших  юных  совсем  самок, курящих  прямо на ходу,  на  улице, на виду у прохожих(что в  XX  веке позволяли  себе  только цыганки), теперь же, если  и прячущихся с сигареткой, то – когда  она с «травкой» или с метамфетамином… или, пусть и «оформленных внешне» в стиле  бонтон,  пусть  не  курящих  «на  ходу»,  не распивающих  алко-тоники  на  остановках, и  всё  ж  оставляющих  по себе неизгладимое впечатление [от общения с ними],  шо страдают они олигофренией  в стадии  бытового кретинизма, может,  продвинуты немного, но  не далее, чем  в «элегантной  пошлости».  И  их  сейчас в Одессе – легион;  и они – будущее Одессы… (?) Не  хочется, конечно, шоб оно  было  таким, будущее… але, нічого не зробиш – така наша доля, такеє  наше життя; и  не  в  одной  Одессе – такое, – и не в одной  Украине…

…четырёх пунктов, полагаю,  пока  хватит… до лучших времён.  И  время  уже  спросить: чего  же не  ждёт Одесса?  Не ждёт Она –

1. Разрушений, крови  и смертей одесситов.

2. Повторения судьбы  Донецка, Мариуполя, Харькова, Ирпени, Бучи…

Примечания к сноскам:
*С какой стати пришлось сюда  модное словцо  «адекватно» – вот: по услышанному мною из окна в кухне, на днях, как одесский папаша, сосед, наставлял строгим голосом детей 7-8 лет, девочек, среди которых была и его дочка… говоря: «И  шоб  ви  мене игралися  адекватно, не то загОню вас до хаты»...

**Русские, как я  вижу, пишут в своих комментариях-постах  на многих  ресурсах: «Одесса – русский город!». Не путайте! – не русский, а – русскоговорящий, русскоязычный…  оно, ведь, «две большие разницы»? Одесса – ничья: ни   России,  ни  Украины, ни… Она – «сама своя».

***Комендантский час с  23:00 до 05:00.

****Губернаторы, это – отдельная  тема. До отдельной  следует  отнести и  «нашего Геныка», упомянутого автором статьи как «…капитан Красной армии», и  который, говорят,  хочет  потрафить и нашим и вашим, – впрочем, оно и по-одесски, отчасти. Или: «смахивает», мол, на трусоватого деда  Ничипора  из «Свадьбы в Малиновке». Про которого  пишут,  будто  он  «явно  симпатизировал  красным… как… большинство в Малиновке»( Неолурк)… але, це – пустобрехання.

«В себе самом» «наш Генык», скорее,  никому  не симпатизирует: «ни красным, ни белым, ни зелёным» и вообще он аполитичен, космополитичен, каким должно быть  кровному одесситу, но,  а… трусоват?  Што ж, оно также — по-одесски, отчасти же;  а, может и в силу унаследованной подсознанием каждого  коренного  одессита  генетической памяти-страха  перед потрясениями с их кровью, трупами одесситов и имущественными потерями, – о каких  вопиёт  история нашей Мамы – о  том  вопиёт,  што  наша  Мама в истории своей больше плакала и утирала слёзы, чем  улыбалась…

Вообще же за  «нашего Геныка», вот –  ссылка:

Обозреватель.ua

«Труханов заявил, что против сноса памятника Екатерине II  в Одессе, и выступил за компромисс с Россией» Марина Погорилко, Одесса в деталях, 29.08.2022 16:12   

…І не чіпайте його, якщо  Ви не в Одесі,  а чорт зна…  іде Ви! (одэскій шютка). Или! – Вы, наверное, думаете, будто хлеб мэра слаще – по нонешним временам – хлеба подпольщика?  (одэскій шютка). Или, перед написанием последней  строки почитаю  за долг,  по счёту Гамбургскому, признать, шо Байкер личность-таки героическая и будет  личность эта – легендой Одессы, передаваемой из поколения в поколение, – в чём расписываюсь последней строкой:

                Одесер, одесский неврастеник, сам- сьом, собственно, як отой дід Нічіпор, з повагою.

               


Рецензии