Сказка о хорьке

         Собрались как-то звери к зиме готовиться. Сели на лесной опушке - думу думают, дела обсуждают, помогать друг другу собираются. 
         - Я, - говорит медведь, - берлогу обустрою. Валежника натаскаю, коры, да хвои сухой. Тебе дружище - барсучище помогу. Небось, проще-то с пней без коры насекомых ловить будет.
         - Сподручнее. - отвечает барсук. - А я буду грибы собирать, да белочке помогать запасы делать.
         - Спасибо тебе, друг - барсук. А я грибочки на веточки развешу - засушу. Да орешков наберу. Запасы будут на зиму, - говорит белочка.
         - Еще б лягушек наловить. Совсем хорошо будет, - говорит барсук.
         - Ничего. Я лапой загребу по водичке - вмиг целое лукошко будет. Только успевай в нору таскать - смеется медведь.
         - Ну, а ты зайчишка, что делать будешь?
         - Я шубку сменю с серенькой на беленькую. Лапки опушу, чтоб по снегу скользить легко было, зерна натаскаю да норку подготовлю, чтоб от волка прятаться. Вам всем помогу припасы собрать - заготовить. А там глядишь - и зима наступит.
         - А чего же ты молчишь, хорь лесной? - спросила белочка, приглаживая кисточки на ушках и поправляя передничек. - Что делать будешь? Чем поможешь, как зиму встречать собираешься? Как братиков - сестричек малых кормить намереваешься?
         - Нечего мне сказать. Есть у нас  запасы - прокормим деток. А я делать ничего не буду. Пойду курочку поймаю в крестьянском дворе - будет и обед и ужин. Зачем мне себя утруждать:  помогать вам почем зря? Я зимой не сплю, значит и припасы не нужны! - Вскочил хоришка с пенька и убежал с опушки.
Разозлились звери тогда, махнули на него лапой и так договорились: 
         - Он никому не помогает, не выручает, и мы не будем! Придется помощи попросить наглому хорю, а он один останется. Без друзей! Будет ему уроком! 
         И побежали звери лесные дела делать. Барсучок из- под кустов грибы достает и белочке бросает, а она, со своими детками, ловит их, да по веткам вешает - сушит стало быть. А папа - белка желуди, да орехи собирает - в дупле на полочки складывает. Мишка валежник загребает, чтобы берлогу устлать, а зайка ему помогает - малину в лукошко складывает. Мама - хоря с хорятками лягушек в речке ловят и в банки консервируют- барсучку с запасами помогают. Все звери при деле, один хорек лежит на травке, бездельничает, нежится под последним осенним солнышком, да птичкам - невеличкам дули крутит. Мама на него смотрит, да вздыхает - стыдно ей перед другими жителями лесными, за него непутевого.
         Но вот потянуло ветром студеным, в последний раз собрались звери на лесной опушке. Чай пьют с мятой, друг перед другом делами хвастают, да поздравляют с началом зимы. 
         - Ох, и молодцы мы! - кричит зайчишка в белой шубке, и на пеньке от радости прыгает. - Сколько сделали- то, а! 
         - Теперь и спать можно! - вторит ему мишка косолапый.
Допили они чай и стали по домам собираться. Белочки с бельчатами в дупло уютное, медведь в берлогу широкую, барсук в нору теплую, а зайка - в землянку свою. 
         Прискакал косой, глядь: а из его лесного домика морда торчит! Усища длинные, зубища острые, уши торчком!
         - Ой- ой- ой! А как же я? Я ведь тут живу! - воскликнул заяц.
         - Больше не живешь! - ответила морда.
         - Хорек?! Ах ты, воришка! Не делал ничего всю осень, еще и нору мою украл!
         - Ничего я не крал. Смотрю - пустует. Ну, я и заселился.
         - А мне теперь что делать?
         - Не знаю. Не мое дело, - и хорек вглубь уполз.
Пошел зайка к друзьям, стал под деревом и кричит:
         - Белочка, а белочка, пусти переночевать! В лесу у нас вор завелся. Хорек злой мой дом занял и не отдает.
         - Пущу, конечно, залезай ко мне в дупло!
         Подумал косой, подумал. Понял, что лапы его пушистые не для такого придуманы, пригорюнился и снова кричит:
         - Не смогу я забраться к вам. Лапы больно мохнаты.
         - Тогда я тебе одеяло сброшу, чтоб не замерз! - сбросила ему белка плед из листвы, да иголок, и пошел заяц дальше. Бредет по лесу, одеялом белкиным за ветки цепляется, да слезы горькие утирает. Дошел наконец до норки барсука.
         - Барсучок - дружок, пусти ночку скоротать! В лесу у нас вор завелся. Хорек злой мой дом занял и не отдает.
         - Заходи, косой - гостем будешь. Я тебе постель постелю, ужином накормлю, спать положу. А утром придумаем, как быть - оно - то вечера мудренее.
         На следующий день собрались звери на опушке, да решили суд лесной над воришкой чинить - нору отвоевывать. Кричат, возмущаются, маме - хорихе жалуются, а она глазки в пол опустила, передничком усы утирает.
         - Старший он у меня, но вот лентяй и бездельник ужасный! Даже не знаю, как быть мне с ним! 
         - Ну, полно тебе, - заворчал медведь. - Сейчас мы его из домика выкурим и выгоним из леса! Не нужны нам такие жители!
         - Не плачь, хоречка! - говорит белочка.   
         - Станет ему стыдно, извиняться придется! - вторит барсук.
         И пошли звери к землянке заячьей. Глядь, а из нее морда усатая высовывается, всех взглядом усталым обводит.
         - Выходи! - заревел медведь. - Будем судить тебя лесным судом, чтоб неповадно воровать было!
         - Не пойду, - отвечает хорь и глубже в нору прячется.
         - Выходи, сынок, а то хуже будет. Выкурят тебя звери из домика! - говорит ему мама.
         Выполз хорек, стал в сторонке, надулся, усы вперед, как пики, торчат, уши навострил. Злится значится.
         - Признавайся, бессовестный, зачем дом украл?! - спрашивает барсук.
         - Жить мне негде теперь. Матушка наругала, что всю осень бездельничал, да в травке валялся. Запасов не делал. Ей, да малым братикам не помогал. Сказала: "Уходи, куда хочешь! Совесть свою найди! Тогда и возвращайся!"
         - А ты, стало быть, вместо того, чтоб устыдиться, меня еще больше не расстраивать, зайца оставил на улице?! Чужую нору занял! Эх ты! Старший сын, а ума не набрался! - вздохнула мама- хориха, извинилась перед косым, да зверями лесными и прочь пошла.
         А звери махнула лапой на воришку и на опушку вернулись - думают, что дальше делать, как жить. Но вот расступились ветви кустов и вышел на середину площадки... Хорек. Понурый. Усы обвисли. Уши к голове прижаты. Вышел и говорит:
         - Друзья мои, мне, правда, очень стыдно перед всеми вами. И за воровство наглое и за лень мою страшную. Что не помогал, когда просили, не выручал никого. Простите меня! Не знаю, что и делать дальше. Матушка и на порог не пустит теперь, да и запасов на всех не хватит. Помогите, пожалуйста советом добрым.
         - Ты же говорил, что тебе запасов не надобно? Что курочку у крестьян утащишь, будет и обед и ужин, - прищурился медведь.
         - Да вот только хозяин птичники запер, все щели залатал, не могу теперь поживиться. 
         Подумали звери, подумали, и решили не держать на хоря зла, быть умнее и добрее, чем он. Медведь вареньем поделился, белочка орешков да грибочков в лукошко собрала, а Барсучок лягушек принес.
         - Прощаем мы тебя. И, чтоб больше неповадно было отлынивать, когда другие делом заняты, да в помощи отказывать, вот тебе угощение. Иди к матушке, извинись перед ней, гостинцев передай от нас.
         - Спасибо! Спасибо друзья! Я вам так благодарен! - Запрыгал хорь, загукал и убежал счастливый к себе домой.
         С тех пор он навсегда запомнил, что нельзя отказывать в помощи, авось и сам в нелегкую ситуацию попадешь, да пропадешь, без поддержки других. 


Рецензии