Путешествие на воздушном шаре. Часть 2
«Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперёд — не только бесполезен, но прямо вреден. Он вселит в начинающих мертвящий дух классицизма, схоластики, убьёт их живое стремление».
Проф. Д. И. Менделеев
Стремление понять самые трудные задачи, жажда к познанию неизведанного, незаурядные творческие способности мышления развивались у Дмитрия Ивановича с раннего детства. Одним из его наставников в Тобольской гимназии был педагог Пётр Павлович Ершов, известный сочинитель стихотворной сказки «Конёк-Горбунок», сюжет которой основан на народных былинах и сказаниях.
Земляков затем связывала многолетняя дружба, они породнились семьями. Дмитрий Иванович был последним семнадцатым ребёнком у супругов Менделеевых. Его отец Иван Павлович, сын священника, занимал должность директора Тобольской гимназии. Его мать Мария Дмитриевна происходила из купеческого рода Корнильевых (1).
Прадед Д. И. Менделеева по линии матери Василий Яковлевич построил первую в Сибири бумажную фабрику и типографию. Он владел стекольным заводом в селе Аремзяны, создал «Училищный дом» в Тобольске. Василий Корнильев издавал первые в Сибири книги и журналы, из которых особенно известным был журнал «Иртыш». Направление журнала отражал эпиграф на титульном листе, взятый из оды сенатора Г. Р. Державина, обучавшего искусству стихосложения великого поэта А. С. Пушкина в годы его учёбы в Царскосельском лицее:
Развязывая ум и руки
Велит любить торги, науки
И счастье дома находить.
Дед Дмитрия Ивановича – Дмитрий Васильевич Корнильев издавал журналы «Иртыш, покоряющий Ипокрену» и «Историческую библиотеку», где печатались и его собственные статьи. О широте интересов и знаний купца говорят названия работ: «О Сибири», «О бурятах и телеутах», «О якутах и тунгусах», «Известия о старинных татарских князьях в Сибири», «О китайских чайных деревьях».(2)
Чтобы обеспечить учёбу и проживание младшего сына в столице, Мария Дмитриевна сама взяла в свои руки дела, стала управлять работой их семейного предприятия по выпуску изделий из стекла при переработке местного уральского минерального сырья. Не имея прежде опыта подобной деятельности, в результате, она добилась значительного повышения объёмов продукции, появилась прибыль от запущенного производства.
«Мой день начинается с шести часов утра приготовлением теста для булок и пирогов, потом приготовлением кушанья, причем перехожу то к кухонному столу, то к письменному, а в дни расчётов по ярлыкам прямо от стряпни — к расчётам… Слезы мои капают на книги»., –писала Мария Дмитриевна старшим детям.
Успешному ведению дел сопутствовали и неизбежные трудности со сбытом готовой продукции, что могло вызывать перебои в оплате труда рабочим стекольной фабрики - «моим детка, фабричным». «Потеря доброго имени пугает меня более всего. Я не боюсь бедности, не стыжусь под старость переносить нужду, если уже нет сил трудиться, но не могу быть равнодушною к незаслуженному презрению, не могу быть равнодушною к незаслуженным упрёкам от тех, о коих я заботилась. Мои детки, фабричные, оказали мне в последние месяцы такую привязанность и готовность служить, какой я и не ожидала от них. В октябре сложили новую мастерскую и печь и полтора месяца вели действие, получая только необходимое на хлеб; и когда к Николину дню я написала, что отдаю на волю их выгасить или продолжать до Рождества действие, потому что не знаю ещё, буду ли иметь сбыт посуды, то они все решились работать в долг, а действие продолжать, потому что и печь, и горшки хороши. Все это трогает меня до слёз», - передаёт мать Менделеева свои переживания и повседневные заботы.
Всю жизнь с большой любовью вспоминал Дмитрий Иванович о матери, от которой воспринял многие выдающиеся качества характера – настойчивость, трудолюбие, поиск новых решений, стремление доводить начатое дело до конца, заботу о заводских тружениках: «Выросши около стеклянного завода, который вела моя мать, тем содержавшая детей, оставшихся на её руках, сызмала пригляделся я к заводскому делу и привык понимать, что оно относится к числу народных кормильцев… Там, на стекольном заводе получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел». (3)
Д. И. Менделеев, который поражал современников разносторонней деятельностью и энциклопедическими знаниями, рассказывал, что именно мать привила ему любовь к науке и страсть к чтению.
Мария Дмитриевна писала в 1839 г. о воспитании младших сыновей в письмах к старшей дочери: «Чтобы развить способности Паши и Мити, я должна, я обязана пожертвовать всем… имея для этого от Бога данную мне способность. Я не упадаю духом моим, не плачу, не грущу и крепко уповаю, что всё устроится ко благу детей моих, которым посвящена вся жизнь моя…. Окружённая моими детьми, я посвящаю им остаток жизни моей, ведь мне уже 50 лет, и я считаю себя счастливою, что в настоящем положении могу исполнять мои обязанности в отношении нравственного образования младших сыновей моих, Паши и Мити. Мой день проходит приятно, в тишине, при ученьи сыновей… После обеда я сама занимаюсь с ними до 5 часов. … Я нежно люблю всех детей моих, но строгая к правилам чести и добродетели, я всегда требовала и буду требовать от них безусловной покорности обстоятельствам и безусловного повиновения законам чести и добродетели…». (4)
Сибирский город Тобольск, основанный на реке Тобол первопроходцами края под предводительством донского казака Ермака Тимофеевича в XVI в., становится к середине XIX века крупным промышленным центром не только Урала, но и всей России. Важной особенностью этого города являлось то, что через него двигались в течение многих десятилетий отряды первооткрывателей, промысловиков, которые приумножали и осваивали неизведанные северо-восточные края Российской империи.
Распложенный на судоходной реке на перепутье важных дорог через Уральский хребет, Тобольск законодательно становится столицей Сибири при императоре Петре I. В центре Сибирского наместничества располагаются главные административные государственные учреждения обширного региона, который охватывает территорию не только островов Тихого океана, но и западного побережья Северной Америки.
Тобольск, по праву, считался «воротами» Сибири. Многие десятилетия через эти ворота последовательно шло освоение северо-восточных регионов - Камчатки, Чукотки, Приморья, островов в Тихом океане, Северо-Западного побережья Северной Америки. Возникали, постепенно, при движении на восток, новые города на карте России – Енисейск, Якутск, Хабаровск, Охотск, Петропавловск Камчатский, Кадьяк, Ново-Архангельск, форт Росс и др. Шло интенсивное снабжение новых поселений из центра.
П еремещение огромного количества грузов – продовольствия, хлебного зерна, изделий из железа, парусов, канатов для обеспечения строительства океанских судов на верфях Охотска неизменно проходило через Тобольск, как главную артерию Сибири. Только с развитием кругосветного плавания из Петербурга, по предложению курского купца Г. И. Шелихова, часть грузов стала доставляться морским путём в порты на Тихом океане.
Непрерывный людской поток из Европейской части России на сибирские просторы – движение отрядов научных экспедиций, промысловиков-предпринимателей, военных подразделений для охраны границ – также не могли миновать такого важного административного и транспортного узла, как Тобольск. Донесения, доклады и рапорты в Правительствующий Сенат обо всех важных событиях на обширном географическом пространстве направлялись через контору Сибирского генерал-губернатора, расположенную в Тобольске.
Видимо не случайно, жителям Тобольска была органически присуща масштабность государственного мышления. При отсутствии периодической печати в середине XVIII в., они первыми оказывались в курсе важнейших политических и хозяйственных новостей, происходящих на северо-восточных окраинах.
Дух первопроходцев, нацеленный на познание нового, в полной мере отразился и на результатах плодотворной научной деятельности профессора Менделеева. Даже путешествие Дмитрия Ивановича на воздушном шаре, которое, как казалось его близким и друзьям плодом поисков творческой фантазии великого учёного, который иногда мог позволить себе, ради науки, выходящие из привычного ряда поступки, спустя годы оказалось важным знаковым событием.
Благодаря путешествию профессора химии Д. И. Менделеева на воздушном шаре «Русский», сведения о котором вскоре стали достоянием широкой общественности, в России неожиданно проснулся интерес к воздухоплаванию. Не случайно, уже в начале XX века наблюдалось появление различного вида новых летательных аппаратов.
К началу Первой мировой войны в России был крупный, по меркам того времени, передовой авиапарк, который обслуживался значительной группой лётчиков и технического персонала, подготовленных на отечественной учебной базе. А в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. небо над Москвой успешно защищали сотни дирижаблей, прообразом и предшественником которых был воздушный шар профессора химии Дмитрия Ивановича Менделеева.
Сам учёный так оценил свой опыт воздухоплавания: «Если бы мой полёт из Клина … послужил бы к возбуждению интереса метеорологических наблюдений с аэростатов внутри России, если бы он, кроме того, увеличил общую уверенность в том, что летать на аэростатах можно с удобством даже новичку, тогда бы я не напрасно летал по воздуху 7-го августа 1887 года». Международный комитет по аэронавтике в Париже за полёт на воздушном шаре «Русский» удостоил Д. И. Менделеева медали французской Академии аэростатической метеорологии.
Ещё 1875 году Менделеев представлял проект воздушного шара для полётов в стратосферу, но тогда большинство учёных сочли такой полёт невозможным, денег на осуществление проекта Менделееву найти не удалось. Интересно, что первый полёт в стратосферу был совершён в 1924 году на шаре, который во многом напоминал проект Менделеева.
15 июня 2022 г. в Центральной городской библиотеке г. Клина состоялся Круглый стол под названием «Выше облаков», посвящённый 135-летию полёта Д. И. Менделеева на воздушном шаре, где собрались школьники 6-7 классов средних школ Подмосковья. Для участия в мероприятии в Клин приехали гости: писатель, краевед С. Б. Нестеров, редактор журнала «Юный краевед» С. И. Савинков, заведующая музеем М. Е. Салтыкова-Щедрина – филиала Талдомского историко-литературного музея А. Н. Комлева. Организатором этого начинания, где присутствовали почитатели творчества профессора Менделеева, явилась директор Центральной библиотечной системы Клинского района И.В. Овчинникова.
На Круглом столе прозвучали темы, посвященные Дмитрию Ивановичу Менделееву: о вкладе ученого в мировую науку, его достижениях в становлении и развитии отечественной промышленности и, конечно, о полёте на воздушном шаре. Главный редактор журнала «Юный краевед» Сергей Иванович Савинков определил важность дополнительного знакомства школьников при изучении физики и химии с научным творчеством великого учёного и отметил роль и необходимость создания школьных музеев для расширения кругозора подрастающего поколения.
Директор Центральной детской библиотечной системы Клинского района Московской области Ирина Викторовна Овчинникова отметила закономерный интерес школьников старших классов к истории родного края. Заведующая музеем известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина Анна Николаевна Комлева, в этот день специально приехавшая в Клин из Твери для участия в круглом столе «Выше облаков», рассказала о встрече на талдомской земле 19 августа 1887 г. воздушного шара с Д. И. Менделеевым на борту, а также о том, как и сегодня её земляки ежегодно продолжают традицию отмечать это событие.
После Великой Отечественной войны московские ребятишки вспоминали, как одно из самых сильных детских впечатлений 1941 года, – огромные аэростаты над столицей, которые преграждали полёты немецких бомбардировщиков, защищая небо. Поэт Евгений Рейн, который пошёл в первый класс в 1944 г., написал о том, что ему запомнилось на всю жизнь. (5)
Помню аэростаты
и оркестры эстрады
в парке, где выставляли
«тигры» и «фердинанды».
Тех салютов московских
Никогда не забудем –
Жуков и Рокоссовский,
Черняховский, Ватутин
Имена этих прославленных военачальников, имеющих большие заслуги перед Отечеством, возможно, не будет слишком смелым дополнить именем профессора-химика Дмитрия Ивановича Менделеева, который своим героическим полётом на воздушном шаре предвосхитил эпоху широкого распространения летательных аппаратов в России.
Рассказ о путешествии на воздушном шаре ещё раз подтверждает реализацию пророческих слов профессора Д. И. Менделеева: «Посев научный взойдёт для жатвы народной». Полёт 1887 года на воздушном шаре «Русский» послужил толчком к делу развития российского воздухоплавания и появлению новых технологий отечественного строительства воздушных судов.
Источники.
(1) - Мария Дмитриевна Корнильева (1793–1850 гг.) родилась в Сибири, в старинной знаменитой купеческой семье. По её воспоминаниям, родоначальником Корнильевых был крещёный калмык Яков Васильевич. Мальчиком его вывез какой-то русский купец из Джунгарского ханства в Тобольск. В конце XVIII века Яков занялся торговлей зерном, преуспел и женился на русской, дочери купца. Все сыновья Якова и Анны Корнильевых стали предпринимателями и просветителями, много сделавшими для развития родного края.
(2) - Старший брат Марии Менделеевой Василий Корнильев уехал в Москву, где, благодаря превосходному образованию, сделал успешную карьеру и достиг высокого положения в обществе. Он служил главным управляющим в имении Трубецких, в «доме-комоде» на углу улицы Покровки и Покровского бульвара. В доме Василия Корнильева на Покровке собирались известные москвичи, деятели науки и культуры: И. И. Дмитриев, М. П. Погодин, Е. А. Баратынский, Ф. Н. Глинка, И. М. Снегирёв, С. Л. Пушкин и др.
(3) - http://proza.ru/2014/12/27/695. Дата обращения 28. 06. 2022.
(4) - http://proza.ru/2014/12/27/695.
(5) - Рейн Е.Б. Воспоминания о 44-м годе//Встреча. Профессионально-отраслевой, литературно-художественный иллюстрированный журнал. № 4. М. 2005. С. 49.
Свидетельство о публикации №223021401171