Dahae- народ Земли Трона. Факты

Иллюстрация: Седло-гора в Кавк. Аварии.

Сяньбийское ТАГЪ "страна"; халха-монг. ТАГ 1."крышка, покрышка,2. "совсем, совершенно, абсолютно". Taghistan- название Дагhестана в Османских архивах наряду с Daghistan. Цахурский даха, чеч. тхов, чеч-акк. тхав, инг. тхов, авар  тIox "крыша". На наш взгляд, для нахско-дагестанских форм возможна реконструкция исходника с алаутным t.q/dgh "второй, покрытие" с внешними связями в виде  нем. Dach "крыша" (в австр. ткж грубое "башка"),Decke "покрышка, покрывало" и т.п., лат. tegum "крыша". Сяньбийское слово со значением "страна" (схожее значение содержится в авестийском "дахью") указыват на 1. крышу; 2. совокупность, объединение. Аналогичный смысл представлен в нем. Dach-Verband "ключевая организация", где Dach "крыша", Verband "союз, объединение".

В качеству иллюстрации к возможному семантическому развитию см.:   

Монг. толгой "голова, глава, ум, головка; пачка, коробка",толгойлогч "глава, лидер": афг. дъ т.ол "все, всё", телгу "все"; ав. тIолго "в совокупности, все". В аварском этимологии нет, происхождение неизвестно.

QDM "передний, передовой, авангард" (EAST) - арамейская идеограмма для передачи иран. apar/abar "верх, над, о" и т.п. (NORTH). Причина для отражения пехлевийского термина несоответствующим арамейским эквивалентом иранистам неизвестна и расценивается как "отсебятина". Для семитских языков точным переводом должно было быть al/el. Напомним, что апарны (апарнак) считали себя родом из Дахистана
 

Дагhестан- Земля Трона.Факты

Прямой перевод термина "Дагъестан (< DAHAESTAN)" означает "Престола/Трона Земля/Ставка" (ср. ав. "Тахистан"). Кроме того, этот термин имеет прямое отношение к хотаносакскому термину "daha" (человек, мужчина"). Дагъестан в реальнсти должен был означать 1. Земля Престола; 2. Верхняя земля - Местожительство дахов. Сарматы из Дахистана (Низовья Урала) в Прикаспии как раз и известны как "Верхнии Аорсы". В тюркских языках в качестве его относительно близкого эквивалента мы видим УЬСТ-ЮРТ. В иранских языках: DAHAE-ABARSHAHR. Абсолютно точное соответствие в немецком: THRONHEIM-OBERLAND

Приведём теперь в развёрнутом виде доказательную базу:

1. Средневекое государство в горах Дагhестана-SARIR/SERIR-известно по достоверным источникам как "Земля Трона" (и "Каганат гор"). Теперь обратите внимание на перс. и афг. SAR/SER "голова, верхушка, крышка, шляпка гвоздя, гвоздь мозоли". Казалось бы всё. Но в иранских языках эта основа означает также "союз, объединение"- SARAH. А теперь обр. внимание, объединение дахских племён неизменно сопровождает харакеристика - КОНФЕДЕРАЦИЯ. Весь вышеприведённый материал согласуется по смыслу с аварским МАГI "гвоздь, гвоздь мозоли" (остальные значения, вероятно, утратились со временем)

2. Араб. "Земля Престола" возможна также для понимания человеком, владеющим фарси - как "Земля голов", если исходить из перс. этимологии. И здесь нам на помощь приходит пояснение из арабского источника: "Жители Сарира поклонялись сухой голове". Не важно-поклонялись они или нет, но мотив "головы, крыши, чердака" уже обнаружился. Араб мог от себя добавить всё что угодно. Как в перс. и афг. "голова, череп, верхушка" и т.п.? SAR/SER. А как в андийском "голова"? "маьIр" (примерно так в андийском и некоторых др. нахско-даг. языках). Здесь мы сразу начинаем понимать, что мы встали на верный путь, так как в семитских языках (древнееврейском, аккадском) ЭТО "ГОСПОДИН". В аккадском основа "mar" весьма употребительна и означает также "жители, население, люди" и т.п. СООТВЕТСТВИЕ ПОНЯТИЙ "ГОЛОВА" И "ХОЗЯИН" - ЭТО КЛАССИКА СЕМАНТИКИ. И здесь начинается шаг за шагом условное вращение в замке нашего семантического ключа. Проверим, упоминается ли термин "хозяин" в арабском сообщении о Царстве Сарир в горах Дагъестана? Да, есть. "ВЛАДЕЛЕЦ/ХОЗЯИН ЗОЛОТОГО ПРЕСТОЛА/ТРОНА". Всё, выбрано верное направление, семантический ключ подошёл. В самом аварском значение "голова" убито заменой его на производное "гора, нос" (в диалектах значения "нос" отсутствуют, вместо этого представлена лексика фонетически близкая монг. "хамар"- "нос, переносица")

3. А ВОТ И РАЗГАДКА- АФГ. (ПУШТУ) SARAY "человек", SARI "люди". В иранских языках должно было прежде иметься также производное как "ВСЕ, ВСЯ, ВСЕ ЛЮДИ". Об этом говорит в частности латинское "капут"- "голова (животного, в смысле людей тоже) и ещё один смысл- "СОВОКУПНОСТЬ, ВСЁ". Немцы не случайно говорят "АЛЛЕС КАПУТТ!" и при этом сами не знают откуда в немецком оказалось это слово. Это "голова, совокупность"

Теперь разберём всё по полочкам:

1. Дахская конфедерация Дахистан была расположена в низовьях Урала. Это родина сарматского объединения. Не -дахских сарматов не существует, в противном случае это - самозванцы типа кубинцев и пуэрториканцев перешедших на английский язык, но англосаксами не являющиеся.Точно так, напр., анатолийские турки делял всё турецкое население на "тюркмен" (потомки завоевателей) и "манав" (зеленщики). Последние не могут найти в своих корнях выходцев из туркменских родов. Турецкий национализм во-многом сложился на желании не иметь в предках христиан и не числиться в "манавах". Те кто не знают своей туркменской родословной, те- "манавы".То же самое очевидно для сарматов без "Дахистана". Короче, про таких сами сарматы сказали бы "он вообще не один из нас, непонятно кто такой, но говорит вроде-бы на нашем языке".

2. Дахи имели отношение к территории современного Дагhестана? Да, это в первую очередь сарматское племя "Верхние аорсы", рано занявшие территории Выркана (Прикаспий). Намного более известными дахами являлись ключевой подразделение собственно парфян - апарно-дахи. И почти везде куда они массово мигрировали со временем появлялся ДАХИСТАН/DAHAESTAN.Им оно было дорого и они стремились нигде его не терять, а на персов и Персию им было наплевать, гораздо уважительнее они относились к греко-македонцам. Резонный вопрос- они всё же были "даха" или "даhа"? И то и другое, в зависимости от иранских языков и диалектов. Каким народам в генетическом плане они должны были быть родственны? По имеющимся на данный момент данный, вотчина парфян в Иране - перс. Хорасан- демонстрирует по отцовской линии родство со всеми народами Сев. Кавказа, - севро-восток Ирана в самом центре северокавказского генетического пула как ираноязычных, так и кавказоязычных северокавказцев. Среди иранских народов "пахлавы" ценились за мужество и силу, но персы их не любили, за то, что первые проявляли симпатии к греческому языку и культуре. Персы смотрели на них как лиц с "двойным дном".

Выявим рассматриваемую нами основу в монгольских языках, где нас явно ждут сюрпризы:

Вначале сразу определимся, что в современном аварском "тах" формально выглядит как иранское заимствование из перс. "трон, седалище" - "тахт", но монгольский уверенно вносит свои коррективы, предупреждая, что не всё так просто:

Начнём с др.-гр. THAKOS "трон, седалище, местопребывание, резиденция" (= нем. Dach "крыша", Decke "покрышка, покров, укрытие") и рассмотрим совпадения в монгольских языках. Заметьте, что в греческом мы уже нашли форму более близкую ав. языку, чем перс. "тахт"

ТАГ 1."крышка, покрышка,2. "совсем, совершенно, абсолютно"; 3. "полка". Здесь мы прорвали сокрытие значения "всё, целиком" в латинском "капутт", когда голова CAPUT может озачать "совокупность, капитал"-CAPUTT. И вообще, как-ни странно, но это латинское слово понятно многим носителям нахско-дагестанских языков, так как здесь явно основа QAP/КЪАП "запирать, затворять, упрочивать". И эту догадку нам предоставил монгольский язык, его данные, так как они указывают- ДА, В МОНГ. ЯЗЫКАХ ЭТО ТОЖЕ "ЗАПИРАТЬ, УДЕРЖИВАТЬ", ТОЛЬКО ОСНОВА TAG.

И вот теперь мы видим полный расклад:

ТАГЛАА "затычка, пробка, втулка", ТАГЛАХ "закупоривать, затыкать, закрывать". А вот и "крыша"- ТАГНАЙ "нёбо" (т.е. "верх").

В монг. мы имеем также полный эквивалент перс. "тахт" и др. thakos "трон, седалище":

ТАГТ "балкон, веранда, плато".Заметьте, что горы с плоскими крышами имеются в Дагhестане, все горские сёла выстроены на склонах гор (плато) и имели обязательно ПЛОСКИЕ КРЫШИ. Таким образом, весь горный Дагhестан со стороны для чужаков - не иначе как нем. THRONHEIM "Жилище Трона". Это и есть разгадка "Земли Престола/Трона". Иностранцам, приезжим- незнакомым с местной архитектурой этот край удивлял не тем, что там сплошь горы, на Кавказе этим никого не удивишь, а тем, что ЖИЛИЩА ВЫСТРОЕНЫ НАПОДОБИЕ ВЫСОКОГО ПРЕСТОЛА/ТРОНА, плоские крыши домов поднимаются как ступеньки к небу.

В итоге мы видим, что ДАХИСТАН парфян и ДАХИСТАН дагестанцев связывало ключевое понятие "голова, крыша, плоская крыша/плато". Тюркские племена, сменившие ираноязычное объединение "ДАХИСТАН" также подметили эту географическую особенность совр. Туркменистана (т.е. "Дахистана"), поэтому мы имеем ПЛАТО УЬСТ-ЮРТ как раз в том самом краю, откуда пришли в Персидский Хорасан ДАХИ. Кавказский Дахистан (а НИКАКОЙ НЕ "Дагъестан") и есть такой же УЬСТ-ЮРТ, но только в горах. Это - прямой перевод термина "Дагъестан", а не та белиберда, которой придерживаются дагестанские историки, а с ними вместе и чиновники. Нет и никогда не было НИКАКОЙ "СТРАНЫ ГОР", А ВСЕГДА THRONHEIM-OBERLAND ("Жилище Трона-Верхняя Земля").

14.02. 2023


Рецензии