О простоте и сложности

— Тебе тоже хочется, чтоб всё было просто? — властелин тридесятого обсуждал с котом Баюном... хм, как бы это объяснить? Не литературу, не устное народное творчество, не слухи и байки, которыми полным-полна жизнь при дворе, а фабулу вообще. Архетипическое сочетание характеров, движущих сил и последствий, без чего не может сложиться ни одна мало-мальски приличная история.

— Это чтобы чёрное — чёрное, белое — белое, а радужное при ближайшем рассмотрении тоже чёрное? — почтительно осведомился лукоморский сказитель.

— Ну, да. Чтоб мне не рассказывали, что предатель на самом деле благороден, а глупец несказанно мудр, что гулящая девка — чиста, как голубка, ну, вот это вот всё. При этом — заметь! — я не опровергаю, что так может быть. Может. Но в редких случаях, при исключительном совпадении некоторых обстоятельств, приключающемся в исчезающе малом числе случаев.

Кот Баюн математической статистики не любил, и едва зачуяв, чем пахнет, предупредил хозяина, явно собиравшегося подкрепить свои доводы цифрами,   может быть, скоропалительным, но, в общем, верным выводом:

— А так как в жизни придуманной такое случается гораздо чаще, чем в реальной, создается ошибочное представление, что это — норма, а норма, напротив, — какой-то устаревший шаблон?

— Именно! Отсюда тотальное непонимание действительности, обманутые надежды, сокрушенные судьбы, раззор в государственной жизни и даже международные конфликты!

— Все из-за нас? — насторожился кот, — ну, то есть, из-за сочинителей?

— Из-за нас, — вздохнул Кощей. — Все мы — сочинители.

— И ещё какие, — согласился Баюн. — И что делать? Ввести цензуру?

— А толку? Чужую ложь заменить своей? И при этом родить еще особую, протестную ложь, которая, чувствуя себя ущемленной, именно в этом ущемлении будет черпать уверенность в своей непогрешимости?

Кот Баюн страдальчески сморщил нос и ничего не ответил. Да, честно говоря, я, как сочинитель, тоже не знаю, что тут можно ответить. Сложно всё это.


Рецензии