Пенициллиновые крышечки

      Лето – это не конец зимних запасов, и для Алёнки и Иринки в мире варенья открылись интереснейшие тайны. Этого варенья какого только они уже не поели, не раз пребывая на тётушкином хуторе. Фруктово-ягодное удовольствие появлялось на столе к чаю то из тутовника, то из крыжовника, то из красной или чёрной смородин, то малиновое, то клюквенное. Обожаемые были варенья из черёмухи и черноплодки. Вишнёвое и абрикосовое радовало косточками, из которых можно было надолбить вкусных ядрышек. Были необыкновенные карамельные варенья с целиковыми небольшими ягодами и фруктами, на которых сохранились и хвостики, и листики. А в пирожках радовало яблочное повидло, грушевое или сливовое. Радовало варенье и из ревеня, который так любили сестрицы съесть прямо с огорода, очистив как банан. Из него тётка Агафья делала кисели. И в этот раз Алёнка и Иринка даже озадачились, когда она их спросила:
- Девчонки, какое варенье к чаю принести?
      Тогда они хитро ответили:
- А какое мы у тебя ещё не ели, такое и неси!
- О, сказанули, так сказанули! – хохотнула тётка и просто позвала: - В таком разе пошлите со мной и выберете себе сами, шо душа пожелает.
      От такого предложения племянницы вприпрыжку понеслись в её кладовые! Тётка привела их в сарай, который как раз охранялся Фантиком. А чтобы пёс не скалился на девчонок, его цепь временно укоротили накидом на гвоздик. Так он до прохода в сарай не доставал.
      Сарай этот оказался тёмным и ощутимо прохладным, так как находился под сенью огромного-преогромного дуба. Солнце сюда заглядывало уже тогда, когда садилось на покой. Его лучи лишь хорошо освещали высокую постройку голубятни, от чего у птиц всегда было солнечно.
      Сейчас тётка Агафья вошла в помещение, включила свет, и Алёнка с Иринкой сразу заозирались в поисках привычных баночек, какие стояли в подвале их дома с вареньями и прочими закрутками. К своему изумлению они таковых не увидели. Здесь стояли огромные железные бочки с зерном и комбикормом. По стенам пестрели развешенные связки лука, чеснока и острого перца нового урожая и старого. Топорщились целые веники лечебных трав. Тут же по всей верёвке под потолком сушились свежие банные веники – берёзовые, дубовые и кленовые. Очень много было веников крапивных, укропных и полынных.
- А для чего тебе веники из травы и укропа? – не поняли девчонки.
- Это я зимой курям их даю, - отозвалась тётка.
- Витамины едят, - сделали сестрицы вывод в адрес кур и далее увидели на больших широких колодах с чем-то накрытые корзины. Рядом на поддонах блестела пара огромных фляг с постным светлым и тёмным маслом. По полкам ровными рядами выстроились бутылки и бутыли с самогоном и домашними наливками. Угол узкой стены занимали развешенные кольца жмыха и, увидев его, Алёнка толкнула сестру:
- Иринка - макуха!
      Тут же отковырнув по кусочку любимого лакомства, они сунули его в рот. Неожиданно жмых оказался совсем невкусным.
- Тьфу, какая противная! - выплюнула Иринка.
- Ещё и пыльная! – тоже отплёвываясь, указала Алёнка на кружок и возмутилась: - У Генки макуха такая вкусная, а нам вечно чёрте чего попадается!
      И от такой несправедливости девчонки аж наехали на тётку:
- Тёть Гаш, а чего это у тебя макуха такая невкусная и пыльная? Где вкусная-то?
- Так эта из некалёных семечек, - пробираясь к вареньям, оглянулась тётка Агафья на макуху и объяснила: - Это та, шо из калёнок вкусная, а эту не ешьте. Её уже всю мышь облазила да обсикала. Я её парю только птице да свинням.
- Тьфу!!! – в жуткой брезгливости хором сплюнули девчонки и, тщательно отряхивая руки, пошли смотреть, что она будет делать. Тётка как раз подошла к длинной лавке, на которой стояла батарея эмалированных вёдер, и открыла одно из них полное плесени, поставив рядом вазу.
- Это… вот это вот варенье?! – в недоумении уставились девчонки на плесень. До этого они никогда не обращали внимания, где и как хранится у тётки этот продукт.
- Ну да, это у меня тут повидла хоронятся, - кивнула она и сухой, большой, деревянной ложкой приподняла толстый слой плесени, словно крышку: - Это из терновки и черносливы. Такое как раз вы не ели. Будете?
- А оно не испортилось? – усомнились девчонки.
- А почему оно должно испортиться, когда у него такие надёжные «охранники»? – совершенно серьёзно заявила тётка и объяснила: - Пенициллиновые грибки – самая надёжная крышечка для любого варенья. Главное – не порушить её, шобы она снова плотненько закрыла варево, - и она гребанула повидло ложкой и протянула привередницам: - Пробуйте, да наложу и пошлите пить чай.
      Девчонки осторожно лизнули из ложки. К их большому изумлению повидло обнаружилось совершенно чистое, ароматное и необыкновенно вкусное!  И они хором объявили:
- Это будем!
      Довольная тётушка наложила полную вазочку, потом аккуратно накрыла всё плесенью и закрыла ведро крышкой. И вкусное это повидло было такое, что за чаем племянницы ели его розетку за розеткой!
- Фу-ухх, объелась и ещё хочется! – еле вздохнула Алёнка и спросила у тётки, попивающей чай из блюдечка: - Тёть Гаш, а почему у тебя всё варенье в вёдрах?
- У нас вот папка с мамкой в баночках делают, - сообщила Иринка.
- А шо его по баночкам расталкивать? – пожала тётка плечами. - Я проще поступаю. Закидаешь полное ведро ягодой или фруктами, сахаром засыпешь и на медленный огонь толкнёшь. Только ходи потом, да ложкой помешивай, шоб не пригорело. А как остынет, марлю накинул, крышку привязал накрепко, шоб мышь не влезла, и в прохладу поставил. За зиму его плесенка подёрнет, так уже и никакая мышь не позарится туда забраться. А под пенициллиновой-то крышечкой ещё и все витамины, и аромат сохраняются.
- Вот это да-а! – поразились племянницы таким заготовкам варенья, и уже просили его не боясь. И как-то Алёнка за чаем даже сказала сестре:
- Надо будет папке с мамкой сказать, чтобы тоже в вёдрах всё делали.
- Правильно, - кивнула Иринка. - А то морочают себе голову с маленькими баночками. Моют их, стерилизуют, закатывают. То ли дело – откинул плесень, начерпал огромной ложкой, сколько чего душа желает, и дуй себе чаёк на здоровье!
- Во-во! – закивала Алёнка и потрясла перед её носом карамельной грушкой: - А тут тебе вон, дульки целенькие и вишни с косточками и листиками, и смородины с носиками и хвостиками!
      Именно это сестрицы больше всего оценили в тёткиных вареньях. Мать до сих пор заставляла их ощипывать у ягоды носик, хвостик, носик, хвостик…

продолжение следует...................


Рецензии