Выбор пути. Глава 2 Как Василий стал купцом 1часть

               
         
  И к среднему брату Василию явился тот же странник и попросил подаяния.
Тот тоже был не жадный, как и учили его мать и отец, и поделился со старцем половиной своего хлеба.

           - Вижу, ты добрый человек, - начал незнакомец, - за это помогу тебе выбор сделать. Видишь, кладу перед тобой ножик булатный, рубль золотой, да свиток. Что из этого выберешь, тем и в жизни станешь. Или героем воином, или купцом богатым, или мудрецом из мудрецов.
         
  - Выберу я, добрый старец, купеческое богатство, - заявил Василий, - чтобы мои корабли с товарами по морям-океанам ходили, караваны шли в страны дальние. Дабы иметь от людей почет, да уважение, помогать бедным и больным.
         
   - Хорошо молвишь, посмотрим, каков в деле окажешься, - старец протянул золотой рубль, - иди и трудись денно и нощно, собирай копеечку к копеечке, и будет тебе во всяком торговом деле удача, во что не вложишься, вдесятеро больше получишь. Сможешь милостыней бедняков одаривать, церкви и храмы строить, людей искусства и науки поддерживать, новые ремесла на Руси матушке открывать, что на иноземщине токмо и есть.
      
   И старец исчез.

Идет Василий и думу думает. Многому научили его родители. И на пашне он не промах, и за домашней скотиной присмотрит, и на охоте не упустит зверя, грибов и ягод в лесу разных заготовит, на реке рыбы всякой обучен наловить да навялить.
 
Да и парень он не промах, как запоет вся деревня слушает, и соловьи замолкают. А девки то как заглядываются на него. Старцу пообещал, что купцом станет, да еще и богатым. Но в купеческом деле ничего не смыслит.

Повстречался на его пути городишко небольшой, а там торг идет. Одни продают у кого что есть, другие покупают кому чего надо. Смотрит, мужичок тщедушный в лаптях продает коня, а конь то - одно название, старый отживший и никчемный. Стоит и голову опустил, словно осознает свою ненужность. Обходят люди стороной этот товар, да и его хозяина такого же.

Взыграло что-то в Василии, решил себя показать:

- Эй, люди добрые, посмотрите какой гнедой на торгу. Грива какая, а смотрит то как, вскачь просится. Подходи бери, кто первый подойдет цену вдвое сброшу, и назвал полцены в пятеро больше хозяйской. Ринулись покупатели, а один крепкий в дорогом кафтане растолкал всех:

- Я первый, мой гнедой. Беру гнедого, вот тебе пол цены, да еще четверть ее. Схватил он коня, да и ушел.

Отдал Василий мужичку деньги за товар, а тот и скрылся побыстрее.

Таким же образом продал он другому мужику его корову старую. Этот мужик оказался добрее и дал часть монет Василию:

- Спасибо тебе, добрый молодец, будет теперь чем уплатит оброк барину.

Тут подошел к Василию благородный и богато одетый господин:

- Парень, пойдем отсюда поскорее, не то разберутся купившие у тебя старых кляч коня и корову, не сдобровать тебе. А мне ты сгодишься, я купец, и мне нужны проворные такие торгаши. Зовут меня Степанычем, а тебя как?

- Василий.

- Добро, Василий, вон моя повозка. Поедем в мой терем.

По дороге Степаныч стал учить Василия уму разуму.

- У тебя колдовской талант, Василий, зазывать покупателей и хвалить товар, а они, как ослепленные верят тебе. Но это к добру не приведет. Я же продаю хороший товар, мне важно, чтобы покупатели верили мне и шли ко мне за покупками. Надеюсь твои способности помогут мне привлечь больше купцов. Твое усердие будет поощряться, но только на честной основе.

                Продолжение: http://proza.ru/2023/02/14/1563


Рецензии
Твое усердие будет поощряться, но только на честной основе.
***
Хорошо бы, Владимир.
А то на рынках то часто такие продавцы "талантливые", как Василий при первых своих продажах.

Ольга Смирнова 8   17.04.2024 03:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга, за одобрение!

С признательностью и добром.

Владимир Чугай   17.04.2024 17:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.